Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 12 (386) 28 марта 2022 года Любовь Пличко, директор Липецкой государственной филармонии Весна и много музыки! ии 7\ > сг т о гп о СП О ии "О гп т m ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМЕНИ 30 марта исполняется 150 лет со дня роЖдения нашего земляка композитора Сергея Василенко в в QR -код на сайт В15К^ vasilenko- legend.ru i В этом году весна приходит вместе с юбилейным Х Открытым всероссийским конкурсом молодых вокалистов имени Надежды Обуховой (6+). В память о том, что детство легендарной певицы народной артистки СССР прошло в селе Хворостянка некогда Тамбовской губернии, а ныне Липецкой области, этот конкурс уже более 15 лет проходит на Липецкой земле. Он раз в два года собирает лучших молодых вокалистов со всех уголков России и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Многие лауреаты конкурса стали известными певцами, солистами крупнейших российских оперных театров — Большого и Мариинского. Нам бесконечно приятно, что такие известные сегодня всем любителям оперы имена, как Екатерина Семенчук, Альбина Шагимуратова, Ольга Пудова, Алексей Марков, Анна Аглатова, Светлана Шилова, Наталья Дмитриевская, Дмитрий Чеблыков, Дзамболат Дулаев, когда- то прозвучали здесь, в Липецке, на конкурсе имени Надежды Обуховой. Многие из них приедут на открытие юбилейного конкурса и выступят 31 марта в театре драмы имени Толстого — сцена «Униона» в этот день просто не вместила бы симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», в сопровождении которого будут петь вокалисты. А после торжественного открытия, обещающего стать грандиозным праздником оперной музыки, с 1 по 3 апреля начнутся прослушивания конкурсантов — три дня концертов, интересных для тех, кто ценит хороший вокал. Поскольку Надежда Андреевна Обухова, будучи оперной певицей, очень любила и прекрасно исполняла народные песни, в конкурсной программе всегда соседствуют опера и народный репертуар. Так будет и 4 апреля на гала-концерте лауреатов. Простившись с Обуховским на два года, мы, разумеется, не останемся без музыки. Она будет очень разной: это и классическая гитара в руках московского гитариста Евгения Финкельштейна, и произведения Шопена и Листа, которые исполнит пианист Дмитрий Аблогин, и любимые многими песни из репертуара французских певиц в исполнении полуфиналистки проекта «Голос» нашей землячки Татьяны Качуриной, которая выступит вместе с Липецким государственным духовым оркестром. К нам приедут мужской вокальный ансамбль Тульской филармонии «Куликово поле» с народными, солдатскими и популярными эстрадными песнями в акапельном исполнении и молодые певицы арт- проекта OPERA DRIVE с программой «От оперы до рока». Одним словом, больше мелодий, хороших и разных! Все концерты доступны по Пушкинской карте, и у всех возрастное ограничение 6+. Л 1^; i До ( Ко Доктор искусствоведения Константин Зенкин ( Доцент МГК имени Чайковского Анжелика Комиссаренко Доктор искусствоведения Всеволод Задерацкий многих концертных площадках. А тогда, в начале XX века, этого не было, — говорит доктор искусствоведения заслуженный дея тель искусств России Всеволод Задерацкий. — На концертах Васи ленко были задействованы самые лучшие музыканты, многими дирижировал он сам. И в этом качестве ценился весьма высоко. Василенко продолжил традицию просветительских концертов, начатую Антоном Рубинштейном. Мы, потомки, несём в себе их инерцию. Круг его интересов и знакомств был обширен. Достаточно сказать, что среди его друзей-художников, которые поддержали идею «Исторических концертов», — Михаил Врубель, Михаил Не стеров, братья Васнецовы. Судьба Василенко необычна. Многие считали его конфор мистом, в то же время он раздражал композиторов-песенников в эпоху «омассовления» музыки. Был арестован в 1917 году и не долго, но сидел в Бутырках, а в 1947-м получил Сталинскую пре мию I степени. — Он родился в дворянской семье, и когда продал наследство, доставшееся от родителей, то использовал эти средства на «Исто- ипецкий Дом музыки стал инициатором возрождения Чужой среди своих имени Сергея Никифоровича Василенко, чьи детские годы и юность прошли в селе Царёвка Долгоруковского района, в имении его отца. — При поддержке Президентского фонда культурных иници атив мы создали сайт vasilenko- legend.ru . Провели выездные вы ставки и мастер-классы для одарённых детей региона с педагога ми Центральной музыкальной школы при консерватории имени Чайковского. Сейчас готовится к выходу документальный фильм рические концерты» для популяризации музыки, в том числе о творчестве композитора, — прокомментировала «Первому но меру» художественный руководитель ЛДМ Наталья Сосновская. — 30 марта состоится конференция, посвященная его творческо му наследию. и для малообеспеченных слушателей. За это его не раз упрекал известный композитор Николай Римский-Корсаков, справедли во утверждая, что такой благотворительностью должно зани маться государство, а не частное лицо, — рассказала член Союза композиторов России доцент МГК имени Чайковского Анжелика Комиссаренко. Учитель великих учеников Идею возрождения имени Сергея Василенко поддержала Мо сковская государственная консерватория, которую будущий ком- Родоначальник узбекской оперы и новатор позитор окончил в 1902 году, получив золотую медаль, и где пре подавал более 30 лет. Он оставил после себя плеяду талантливых учеников, ставших классиками советской музыки. — Русскую музыкальную культуру украшают имена компози торов Александра и Анатолия Александровых, Дмитрия Кабалев ского, Николая Рославца, учёных-специалистов по инструменто- ведению Юрия Фортунатова, Дмитрия Рогаль-Левицкого — все написал оперу «Буран», за что и получил звание народного арти- они ученики Сергея Василенко, — рассказал доктор искусствове дения проректор по научной работе МГК имени Чайковского Кон стантин Зенкин. — В консерватории Василенко преподавал ком позицию, вёл оркестровые классы и инструментовку. Имена его учеников значительны. Все они, как и он сам, уходят в историю. В советскую эпоху музыкального модерна композитору при шлось нелегко. Как честный профессионал, он не брался за то, чего не мог сделать, хотя и у него есть музыка к кинофильмам и радиопостановкам. Сергей Никифорович любил обращаться к восточной музыке. В Узбекистане он стал родоначальником на циональной оперы. В 1938 году совместно с Мухтаром Ашрафи Музыкальный просветитель и дирижёр Сергей Никифорович создавал оперы и балеты, сочинения для оркестра, вокальные и камерные произведения. Организовал другие композиторы. в 1907-м и 1 о лет вёл «Исторические концерты». — Сейчас у нас в консерватории и классика, и романтизм, в ор ганном зале — барочная музыка. Музыка по всей стране звучит на ста Узбекистана. Любовь к восточной музыке Василенко привела к появлению такого феномена, как его ученик Арам Хачатурян. — Студенты и сейчас обучаются дирижированию хорами на его «Кантате о граде Китеже», — говорит Анжелика Комиссарен- ко. — Будучи приверженцем традиций, Василенко внёс и новатор ство. Недавно я прослушала в записи его Концерт для балалайки с симфоническим оркестром. Такие приёмы в то время были ре волюционны, сейчас ими пользуются Александр Чайковский и Текст: Татьяна Щеглова Фото: Анатолий Гончаров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz