Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ код ПЕРВЫЙ НОМЕР № 10 (384) 14 марта 2022 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О от О "□ Z3 о п п 7s ПОЭТЫ, ВЫХОДИТЕ Московский независимый издатель и поЭт Андрей Шляппер рекомендовал липчанам не зарывать талант в землю Нам бы все причастия взять и отменить^ Любой учитель скажет, что одной из самых проблемных тем при изучении русского языка является использование причастий — определений, в основе которых лежит действие — читающий, рассказанный, пришедший. И почти каждый ученик с возмущением добавит: «И зачем они вообще нужны?! Ведь можно сказать и написать проще». Конечно, можно! Давайте сравним: «Наступил рассвет и принёс оживление в рощу» или «Наступивший рассвет принёс оживление в рощу». На первый взгляд, и разницы почти нет, но, если вслушаться в высказывание с причастием, оно вносит нотку оживления в действия рассвета, который в данном случае не совершает действие (наступил), а приобретает признак (наступивший). Сравним: «девушка поёт» — «поющая девушка», «море вздыхает» — «вздыхающее море» и «лес шумит» — «шумящий лес». Поэт, наверное, выберет второй вариант: Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз. И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз^ К тому же пресловутый причастный оборот позволяет нам в одном высказывании объединять как минимум два или даже три факта, сохраняя целостность картинки: «Солнце, пробивающееся из-за мохнатого облака, освещало дорогу и бегущие вдоль неё сосны». И это характерно не только в лирических зарисовках, но и в динамичных официальных сообщениях: «Депутаты, собравшиеся на экстренное заседание, приняли решение, свидетельствующее о согласии фракций по актуальной проблеме». Говоря о целесообразности использования причастия, обогащающего нашу речь, необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, причастие должно сочетаться с определяемым словом, иначе смысл высказывания может быть не только непонятным, но даже курьёзным. Так, определённым приятным нюансом празднования 23 Февраля в социальных сетях стало поздравление мам, а одна из часто пересылаемых открыток с прекрасным букетом нежных тюльпанов содержала надпись: «Всем женщинам, родившИХ сыновей!» Не уверена, что женщина должна обрадоваться, узнав, что сын родил^ А чтобы в данном поздравлении всё встало на свои места, нужно всего лишь правильно сочетать: женщинам (какИМ?) родившИМ, о матерях (какИХ?) воспитавшИХ, о доме (какОМ?) дающЕМ тепло, в году (какОМ?) наступившЕМ и т. д. Во-вторых, причастия, конечно, бывают возвратными, но нужно внимательнее относиться к тому, кто же всё-таки совершает обозначаемое ими действие. Официальное объявление: «Документы, отправляющиеся обычным письмом». Но они разве сами отправляются? Правильно: «Документы, отправляемые (кем-то) обычным письмом». В-третьих, у причастия нет условного наклонения и будущего времени, поэтому нельзя сказать: «Подготовивший бы заранее технику к снегопаду» или «Думающий бы о необходимости реформ». От рекомендаций по постановке запятых при причастном обороте, пожалуй, воздержимся, только напомним о том, что запятая, поставленная в нужном месте, не раз решала не только судьбу школьной оценки, но и судьбу страны. Так что давайте говорить по-русски. библиотека им. М. М. Пришвина Андрей Шляппер (второй слева) ищет в Липецке молодые таланты. 26 февраля он побывал на «ART -тусовке» в библиотеке имени Есенина А ндрей Шляппер (сценический псевдоним, настоящая фамилия — Шепелевич) в Липецк приехал с особой миссией. Он поддерживает начинающих поэтов и му зыкантов. У творческой молодёжи, как правило, за душой ни гроша. А проект «Лит.GIFT», автором которого Андрей явля ется, помогает непризнанным творцам заявлять о себе, бес платно публиковать свои работы в сборниках стихов. Прим. ред.), когда Дети подземелья — Это собственно и называется «андеграунд» (в переводе с англ. «подземный, подпольный». Совокупность творческих направлений в современном искусстве. выразить себя решают независимые авторы, у которых нет рас крутки, нет за спиной того, кто тебя продвигает, — поясняет Андрей Шляппер. — Музыканты записывают треки у себя дома на компьютерах, оборудуют студию. Сами ездят на концерты, сами их организовывают. Конечно, им нужна поддержка! Андрей ездит по всей России вот уже несколько лет: вы ступает на концертах и ищет подающие надежды таланты. Поэтам, которые особенно близки ему по духу и стилистике, предлагает публиковаться в сборнике «Дети подземелья», который издаёт за собственные деньги. Увидели свет уже два издания этой серии. Всего же Андрей Шляппер планирует вы пустить 30 таких книг. На дороге камень — это ты и есть Представьте такую ситуацию. Утром просыпаетесь и по нимаете: «<Не хочу быть банкиром, инженером, учителем^ Я человек творческой профессии — художник, поэт, музы кант и хочу этим заниматься!» Подобное озарение пришло к Андрею Шляпперу в 19 лет. Он работал курьером, в свобод ное время читал книги. И вот, когда однажды он склонился над трудом антрополога Рудольфа Итца, кнуло. Так родились первые стихи: Будущее — сказка, прошлое — лишь пыль — , На дорогах жизни праздник суеты. Луна висит над нами, звёзд не перечесть — , На дороге камень — это ты и есть! внутри что-то щёл признаётся Андрей. — Как-то это само собой получилось, — В детстве много поэзии и прозы читал, в молодости музыку слушал. Может, чем больше качественного материала в себя вби раешь, лучше получается на выходе? — задумывается он. — А во обще никогда не планирую наперёд стихи, не продумываю кон цепции. Всё приходит само собой^ Фестиваль на день рождения Тем не менее в литературные институты Андрей поступать не стал: поэзией себя не прокормишь. Продолжил работать, а вечерами — писать в стол. И вот в определённый момент — накопилось. Захотелось выплеснуть, поделиться творчеством. В 2009 году решил собрать друзей на фестиваль. Говорит, хотел так нестандартно отметить свой день рождения. Позвал знако- НЕФОРМАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ XXI ВЕКА Виктория Якимович, директор Централизованной библиотечной системы Липецка: — Подводя итоги прошлого года, Централизованная библиотечная система Липецка увидела одну проблему. В прошлом году у нас почти на 3% сократилось количество молодых читателей. Почему так произошло? Из-за пандемии они полностью подключились к электронной библиотеке, ушли в онлайн-формат. Мы подумали, что это не совсем правильно. Нам бы очень хотелось, чтобы молодые люди не только онлайн, но и физически присутствовали на наших площадках. Стали смотреть, где собирается у нас молодёжь? На неформальных вечеринках. Тогда возникла мысль предоставить им наши залы, помещения, чтобы они здесь собирались и имели возможность себя показать. Мы назвали этот проект «ART-тусовка». В единственный свой выходной библиотека перекрывает доступ к книжным фондам и даёт возможность использовать это пространство как некий концертный зал, где можно с интересом проводить время, в том числе и молодёжи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz