Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 10 января 2022 года № 01 (375) ХРАНИТЕЛИ РУСИ 23 2022 год объявлен Годом народного творчества. «Первый номер» открывает специальную рубрику, где будет рассказывать о хранителях народных традиций Липецкой земли. Рубрику будут вести выпускницы липецкой Школы межэтнической журналистики Анна Черкасова и Александра Воротынцева. I С игрушка-ро- тоит только поднести к губам и слегка подуть манушка запоёт. Весело или тос кливо — зависит от того, кто держит её в руках. Эта детская забава объединила | вокруг себя мастеров Центра романов- ' ской игрушки, который недавно от- к праздновал своё 10-летие. Все эти годы I его мастера помогают гостям шагнуть I навстречу русской народной культуре, I пробудить заложенную на генетическом I уровне любовь к традициям родной I страны. И, конечно, здесь стараются сде- ■ лать людей немного счастливее. Гово рят, получается. КАК В ЛИПЕЦКУЮ ОБЛАСТЬ ПРИЛЕТЕЛА ПТИЦА СЧАСТЬЯ Мастер-хранитель Гостей на пороге одноэтажного, до вольно скромного здания встречает Мастер, человек с непререкаемым авто ритетом в сфере народного промысла — Виктор Маркин. Центр романовской Никитичем Романовым был основан игрушки Васильевич выступил с инициативой со здать в регионе дом для игрушки-рома- нушки. Началось с малого: талантливый художник и историк по образованию, трудившийся оформителем на Липец ком тракторном заводе, переехал в село Троицкое и стал преподавать в местной школе. Здесь же молодой педагог по знакомился с потомственным гончаром Иваном Гункиным ставителем старой романовской школы. Овладев основными правилами созда ния глиняной игрушки, Виктор Маркин фигурки любых форм всегда делали сви- организовал в селе кружок лепки. Дети стульками. Считалось, что громкий звук так увлеклись созданием глиняных игрушек, что зачастую затянувшиеся до поздна собрания юных гончаров прихо дилось разгонять родителям. — Раньше здесь находилась земская школа, позже — ветеринарная клиника и парикмахерская. Когда мы получили здание, начали ремонт и достройку до полнительных помещений. В 2011 году отпраздновали новоселье. Здесь нашли призвание мастера, работающие с гли ной и текстилем: уже десять лет мы делаем глиняные игрушки и традици онных романовских кукол, — рассказал народный мастер России Виктор Мар- тери, отсылающий к фигуре славянской кин. Создание центра стало важнейшей точкой в возрождении народного про мысла. Когда Виктор Маркин заинтере совался романовской игрушкой, мастер ство изготовления яркой детской забавы было уже практически забыто. А ведь за Романовские птицы счастья глиняными свистульками стоит много вековая история. последним пред- Обереговая сила В начале XVII века в районе сегодняш него села Троицкое боярином Иваном Сирин Текст: Анна Черкасова Фото автора птица счастья, она несёт людям свет и надежду. Как это может не вдохновить? У нашей игрушки туловище птицы, голова романушки в народном снизки бус, как носили коммен- его детище. Именно Виктор город-крепость Романов-в-Степи. Здесь жили и трудились искусные гончары. Пик становления романовской игруш ки пришёлся на начало XIX века, когда уборе, на шее в Липецке открылся курорт минераль- женщины в прошлых веках, ных вод. Игрушечники стали внедрять тирует народный мастер. в традиционные образы городские мо тивы. Так появились нарядные дамы в шляпках и пышных платьях, генералы на конях и офицеры в строгих мундирах. Узнать традиционную романовскую игрушку несложно. Мастера исполь зуют простые и яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий. Кроме того, Импровизация с внедрением персона жа оказалась такой удачной, что теперь сказочные птицы стаями селятся в ма стерских центра, а потом разлетаются по домам посетителей, купивших на па мять красивый сувенир. способен отогнать злых духов, к тому же музыкальные игры помогали детям раз вивать лёгкие. Мастера всегда верили в оберего- вую силу воплощённых в глине живых существ. Так, свистульки-жаворонки закликают весну. Индюки хранят до машний очаг и защищают малышей от всего дурного. Бараны символизируют плодородие и богатый урожай. Синие олени считаются покровителем семей ных уз. Значимое место в народном промыс ле всегда занимал образ женщины-ма- богини Макошь. В романовской тради ции женщину изображают не молодой незамужней девушкой, а уважаемой ма троной, хранительницей очага, с ребён ком на руках и домашней птицей у ног. К истинной, в чём-то магической при роде женщины обратился и Виктор Мар кин, создавая собственный сюжет — пти цу Сирин. Такой образ нехарактерен для традиционной романовской игрушки, но с годами стал неотъемлемой её частью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz