Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №09 (383) 5 марта 2022 года Зоя Манаенкова: «НА УРОКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ В ТИК-ТОКЕ» С победителем городского этапа конкурса «Учитель года-2022» «Первый номер» обсудил проблемы современной школы У чителя биологии и химии липецкой школы № 59 Зою Манаенкову можно назвать фанатом своего дела. Она отличник по жизни. Привыкла всё делать на пятёрку. Вот и в школе старается, чтобы её уроки были самими лучшими. «Замужем за профессией», — шутит она. На конкурс «Учитель года» пошла осознанно. Не по настоянию руководства, а по собственному желанию. Гово ­ рит, приняла бы участие и раньше, если бы не смена места жительства, работы и учительского профиля. После 10 лет преподавания биологии в новой школе ей пришлось заново садиться за конспекты — теперь уже по химии. — Зоя Алексеевна, вы выпускались из школы в 1998 году, когда в России был объявлен дефолт, обесценивались деньги. Все тогда хотели стать ком ­ мерсантами и бизнесменами, а вы выбрали профес ­ сию учителя™ — Мои родители по образованию учёные агрохими ­ ки-почвоведы. Но в перестройку мама пошла работать граф»™ в школу. Так что мы с сестрой (она младше меня на год) с раннего детства бегали по школьным коридорам. Первые свои уроки я давала дома — рассаживала кукол и рисова ­ ла мелом на двери. В какой вуз поступать, вопроса передо мной никогда не стояло. Ну и потом, когда я училась в 44-м лицее, некоторые дисциплины у нас вели преподаватели из педагогического института. Я поняла, что мне нравятся не только их предметы, но и то, как они преподносят инфор ­ мацию. Кстати сказать, эти приёмы мне и сейчас помогают найти общий язык с детьми... — Когда вы пришли работать в школу, гадже ­ ты были ещё не у каждого ученика. Теперь же дети постоянно «сидят» в телефонах. Преподавать стало сложнее? ДОСЬЕ Зоя Алексеевна Манаенкова. Победитель городского этапа конкурса «Учитель года-2022». Родилась в 1981 году в городе Лиски Воронежской области. В 2003 году окончила естественно-географический факультет ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. Квалификация — «учитель биологии и химии». С 2004 по 2008 год работала биологом- консультантом магазина «Природа». С 2008-го в школе. Десять лет проработала учителем биологии и вожатой в школе № 4 имени Смык. С 2018 года — учитель химии школы № 59 «Перспектива». Лауреат областной премии «Вожатый года» в 2010 году. Дипломант регионального конкурса методических разработок Института развития образования «Учим учиться» в 2018 году. — «Поколение Z» — так у нас называют молодёжь. Как с ними работать? Сегодня перед учителем стоит сверхзадача — быть интереснее, чем Инстаграм и Тик-ток. Но эта задача реальна. В педагогике есть та ­ кое понятие «универсальные учебные дей ­ ствия». Но даю аббревиатуре УУД другую расшифровку — Ученик Увлечённый Дей ­ ствует. Первая наша задача — заинтересовать школьника. Тут все средства хороши: и сти ­ хи, и загадки, и видеофрагменты, и карика ­ туры. Второе — удержать внимание, чтобы I он не ушёл в виртуальный мир. И третье — дать возможность совершить малень ­ кое открытие. Здесь на выручку приходит мой предмет. Химия, биология, физика просто немысли ­ мы без опыта, эксперимента. Приведу пример, с которым выступала на конкурсе. Ученикам были даны вещества: растительное масло, мёд, варенье, жидкость для мытья посуды, жидкость для очистки стёкол, вода с красителем. Второй момент — это возможность поступить в престиж- Вопрос: можно ли разместить всё это в ёмкости, чтобы не смешивать? Ученики выдвинули гипотезу: надо поместить вещества в пробирке по мере уменьшения плотности. Вни ­ зу должно располагаться самое плотное вещество — мёд, сверху — жидкость, содержащая спирт. Таким образом, дети буквально за пять минут сами провели исследовательскую работу. Это я и называю «раскрасить урок». Отсюда и назва ­ ние моей методики — «Уроки в красках». — Открытые уроки всегда проходят на высоте. Но можно ли каждый день делать преподавание та ­ ким ярким? Дети говорят, в их школах по-прежнему можно услышать: «Открываем учебник, читаем пара- — Здесь, знаете, многое зависит от ситуации: от лично ­ сти самого учителя, от оснащения школы. Мне довелось работать в двух разных школах, с разным материальным оснащением. 59-я школа новая. В прошлом году мы сдела ­ ли только второй выпуск 11-х классов. К тому же мы участ ­ ники нацпроекта «Образование». В этой школе у меня есть всё: новое оборудование, интерактивные доски, компьюте ­ ры. Посредством ноутбуков можно создать локальную сеть, выйти в интернет, использовать Гугл-формы в качестве опросников. Но так дело обстоит далеко не везде. Многие учителя химии жалуются: им не хватает элементарных пробирок, спиртовок, реактивов^ — Но и от личности учителя многое зависит, согла ­ ситесь? — Безусловно. Но современного педагога никак нельзя назвать некомпетентным. Система образования нас посто ­ янно заставляет повышать квалификацию. Если бы вы ви ­ дели, сколько курсов, сколько лекций мы дополнительно проходим в течение года! Сами сдаём экзамены, в формате ЕГЭ в том числе. Но всё же учитель не энциклопедия. Всё на свете знать он априори не может. Да и не должен! Его задача — научить школьника добывать знания. Но и тем не менее отвечать ученику: «Я не знаю» — недопустимо. Дети это подмечают. У них же есть под рукой телефон с интерне ­ том. Они в любой момент могут проверить преподавателя или даже на чём-то подловить. Это снижает его авторитет в их глазах. — Ну а как вы относитесь к новым веяниям, та ­ ким как видеоуроки или конференции по Skype или Zoom? — Преподавать химию целиком и полностью в дистанте — это похоронить её как предмет и науку Есть школьные предметы, где дети должны пробовать, трогать руками, а не только смотреть. Но можно использовать видеоконфе ­ ренции как дополнительный вариант занятий — почему бы и нет? У меня дети пишут научно-исследовательские рабо ­ ты. Индивидуальные консультации по ним я часто провожу по Skype или Zoom. А вот видеоуроки в записи я бы исполь ­ зовать не стала. Основная их проблема — отсутствие обрат ­ ной связи. Даже если лекцию читает именитый профессор, это не означает, что ребёнок, который его слушает, сможет полностью всё понять и усвоить. — Вы упомянули ЕГЭ. Это вечный камень преткно ­ вения сторонников старой и новой школы. Как вы от ­ носитесь к этому виду экзамена? — У ЕГЭ есть свои плюсы. Экзамен расширил возмож ­ ности абитуриентов. Раньше было сложно поступать сразу в несколько вузов. Ведь нельзя присутствовать в двух ме ­ стах одновременно. А если экзамены совпадут, пересекутся? ные вузы без денег и связей. Сегодня это стало реально ­ стью. Многие липецкие ребята успешно поступают в Москву и Санкт-Петербург. Но есть, конечно, и минусы. Самый ос ­ новной — экзамен привязали к школе. Но ЕГЭ уже произво ­ дит отбор учащихся для вуза, а не показывает базовый уро ­ вень их школьных знаний. Было бы здорово, если бы ЕГЭ проводили в специальных образовательных центрах, если бы абитуриент мог пересдавать экзамен сколько угодно раз — не в конкретные даты, а когда он сам готов, когда хорошо себя чувствует и уверен в себе. — И в заключение — самый сложный вопрос: ка ­ ким вы видите будущее своей профессии? Станет ли учитель вновь уважаемой фигурой в обществе? — Уважение к педагогу никуда не ушло. С ним по-преж ­ нему здороваются в его районе и дети, и взрослые. Другое дело, педагога нужно поддерживать — создавать условия для работы, чтобы ему не приходилось брать нагрузку сверх нормы, чтобы он получал достойную зарплату, чтобы у него не случалось профессионального выгорания. Было очень приятно видеть на конкурсе в номинации «Наде ­ жда» четырёх студенток. Они давали прекрасные уро ­ ки, проводили мастер-классы. Я надеюсь, эти девочки не разочаруются в профессии, не «уйдут в бизнес». Мне бы хотелось, чтобы работать учителями в школы шли лучшие выпускники! Беседовала Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz