Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №08 (382) 28 февраля 2022 года Анна Шкатова, руководитель БИЦ имени Бунина Я хочу жить! Хорошая книга словно откровенный разговор, завязавшийся между автором и читателем. Не видя друг друга, мы протягиваем нить совместных размышлений, споров, радуемся и огорчаемся, проживаем жизнь наших героев. И как же здорово бывает, если читатель найдёт в лице писателя своего единомышленника, близкого по духу человека. Особенно важно это для подростков. Ведь как часто мы, взрослые, не понимаем или не хотим понять наших подрастающих детей. А их порой волнуют совсем не детские вопросы. Помочь им разобраться в себе, а нам принять их такими, какие они есть, поможет замечательная книга современного автора Аделии Амраевой «Я хочу жить! (12+). В 2015 году повесть стала лауреатом Первой премии Международного литературного конкурса имени Крапивина. И это не случайно. Тема, затронутая в книге, чрезвычайно актуальна и злободневна. Подростковый суицид, его причины, последствия, а главное, пути предотвращения трагедии и возрождение неокрепшей юной души. По ходу повествования нас будут сопровождать четыре ребёнка — Ратмир, Саида, Сашка и мальчик-призрак Иво, четыре судьбы, которые мы проживём вместе с ними. Каждый из них должен испить свою чашу страданий, каждый из них подойдёт к краю бездны, откуда уже нельзя будет вернуться. Но последний шаг ещё не сделан, а значит, есть надежда. Даже для Сашки, которого спасли и дали возможность сказать: «Я хочу жить!» Сашкина попытка самоубийства, как ужасно бы это ни звучало, стала отправной точкой к возрождению Ратмира и Саиды. Именно в этот момент появляется ещё один персонаж — подросток-привидение Иво. Он пришелец из прошлого. Когда-то мальчик проявил слабость и предпочёл смерть, за этот поступок его приговорили к вечному скитанию. Но и у него есть шанс всё изменить и найти успокоение. Дело в том, что Иво видят только дети, которые хотят свести счёты с жизнью. Его миссия — не дать им этого сделать, научить любить и ценить жизнь. Шаг за шагом ребята идут к исцелению, которое даётся им нелегко. У повести светлый финал. Три заветных слова навсегда поселились в душах этих ребят. И хочется верить, что каждый подросток или взрослый человек, столкнувшийся с жизненными трудностями, после прочтения этой книги поверит в себя и обретёт те крылья, которые помогут ему подняться над бездной и крикнуть: «Я хочу жить!» Очень близка этой теме повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Пока я на краю» (16+). Главный посыл этой книги: жизнь продолжается несмотря ни на что! И все трудности в жизни преодолимы! Эта книга о подростках с суицидальным поведением, о гиперопекающих родителях, о первой любви, о манипуляциях людьми, о психологических травмах и поиске своего предназначения. Со всем этим пришлось столкнуться главной героине — десятикласснице Алле. Она обычный подросток: ей кажется, что родители её не понимают, школа надоела, друзей нет, с одноклассниками скучно, и хочется чего-то другого, неизведанного. В соцсети у Аллы есть второй аккаунт, где она пишет стихи под именем «КапляМрака». Она всё чаще и чаще задумывается о суициде. Она уже на краю^ Что или кто поможет ей поменять своё решение, вы узнаете, прочитав книгу. Скажу лишь одно. В финале книги Алла скажет маме: «Давай попробуем просто жить? Когда человек живой, это такое счастье». И эти слова становятся лейтмотивом этих двух книг. На свете нет таких сложных вопросов, о которых нельзя было бы поговорить с детьми. Надо только найти правдивые и понятные для ребёнка слова. Книги, представленные в данном обзоре, дают юным читателям надежду на то, что справедливость и добро в мире существуют. Они учат ребят сочувствовать и сопереживать чужому горю, вселяют в их души веру, что любые трудности преодолимы, они учат их ценить такие вечные понятия, как любовь, дружба, верность, стойкость и мужество. Узнать о наличии книг и времени работы библиотеки можно по телефону: 41-19-89. 7s Т т о ГП о СП О (JO "□ гп Т гп I и; о !» Олег Абрамов и дирижёр Липецкого симфонического оркестра Константин Барков ii№ — Как сложилось ваше сотрудниче ство с Липецким симфоническим орке стром? — Мы вместе учились в Саратовской консерватории с его дирижёром Константи ном Барковым. Он очень талантливый му зыкант и выдающаяся личность. Обращает на себя внимание своим обаянием, любо знательностью и способностью чувствовать инструменты и людей. Общий интерес к профессии и стремление обретать зна ния нас объединили. Сейчас, когда я захо тел познакомить как можно больше людей в России с эуфониумом, как раз появилась возможность сыграть вместе с Липецким симфоническим оркестром. Я знаю, что слушателям нравятся кон церты, где эуфониум сольно звучит в сопро вождении симфонических оркестров. Для исполнения мы выбрали знаменитые про изведения классиков: Шуберта, Пьяццол- лы, Мориа, Моцарта: концерт для фагота и оркестра в переложении для эуфониума с оркестром. Очень удачно исполнили и произведение современного композитора Клевицкого «Зимняя сказка» для эуфониу- ма и симфонического оркестра. Многие детали работы предварительно согласовывали по телефону. А репетиция состоялась в день концерта. Это самый ко роткий срок для подготовки. Однако мы отлично сыграли. Я восхищён талантами липецких музыкантов и гостеприимством организаторов. Э уфониум в переводе с греческого означает «сладко голосый». Это — медный духовой инструмент. Бла годаря особому строению он имеет более нежное звучание, чем все остальные медные духовые инструмен ты. Поэтому не только прочно занял своё место в духовых оркестрах, где придаёт их игре дополнительный оттенок, но зачастую солирует на симфонических концертах. Эуфо- ниум в Липецком Доме музыки звучал впервые. Привёз его гость из Москвы музыкант и просветитель Олег Абра мов. После концерта он дал интервью «Первому номеру». — Олег Игоревич, что это за инструмент — эуфони- ум? Чем он вас привлёк? — Инструмент достаточно молодой: в такой конфи гурации, как мы сейчас его знаем, он появился в 1840-х годах. Очень ценен его тембр, который сложно спутать с каким-либо другим. Эуфониум относится к разряду глу боко выразительных инструментов. Необычайно легко спускается вниз своего звукоряда, равно как и поднима ется вверх, не теряя при этом лёгкости своего объёмного звучания. Звук эуфониума тёплый, искренний и непосред ственный. Обладает большой бархатистостью, мягкостью, сочностью. — Как познакомились с эуфониумом? — Знакомство произошло достаточно недавно, хотя я в музыке с девятилетнего возраста. Я путешествовал по миру в составе ансамбля медных духовых инструментов и заметил, что почти все коллективы Англии включали в свой состав эуфониум. Раньше его использовали в военных духо вых оркестрах. Но благодаря сладкому голосу ему доверяют сольное исполнение в симфонических оркестрах. Эуфониум не очень популярен в нашей стране, но широко известен в Ан глии, Северной Европе. Я захотел, чтобы и у нас стало извест но его сладкозвучие. Познакомился с музыкантом, который играет на эуфониуме. Его зовут Стивен Мид. С его помощью изучил технические и звуковые особенности инструмента. Там же, в Англии, приобрёл эуфониум и привёз в Россию. — Вы стали настоящим популяризатором этого инстру мента. — Да, езжу по различным городам России. Распространяю знания об эуфониуме. Солирую в сопровождении оркестров. Создал в Москве свою музыкальную школу. В ней игре на эуфониуме могут обучиться и дети, и взрослые, даже если ни когда раньше не играли на музыкальных инструментах. — В Липецке есть колледж искусств, где обучают музы кантов. Взяли кого-то на заметку для обучения игре на эуфониуме? — Я провёл в Липецке всего один день. Всё время посвя тил концерту. Смотреть, кто именно смог бы играть на эуфо- ниуме, не было возможности. Но если есть желающие, я бы обучил с радостью. — Что для этого нужно? — Во-первых, желание. Глубинка богата талантами. А вла дение особым музыкальным инструментом — это социаль ный лифт. Позволяет построить карьеру и путешествовать. Я убедился в этом на собственном примере. Родом из Сара това. Единственный мужчина в семье. Было время, когда во обще сомневался, смогу ли учиться игре на тромбоне и стать музыкантом. Бабушке задерживали пенсию. Маме — зарпла ту. Да и размеры этих выплат были невелики. Требовалось находить заработок. А я, кроме игры на инструменте, ника кой профессии не обучен. Но сложилось так, что нашлись спонсоры. Талантливым студентам выплачивали весомую стипендию. Это позволяло вполне достойно существовать. Трудные времена бывают в любую эпоху. Но если есть жела ние, значит, и возможности отыщутся. — А во-вторых? — Физиологические особенности. Сильные лёгкие. Силь ные губы. Длинные руки. Существует выражение, что ин струмент похож на своего хозяина, а музыкант со временем становится похож на свой инструмент. Это выражение спра ведливо. У каждого духового инструмента есть свой характер. Этот характер нужно понимать и чувствовать. ДОСЬЕ Текст: Галина Чепельская Фото автора Олег Игоревич Абрамов. Лауреат и дипломант международных музыкальных конкурсов. Родился в 1977 году в Саратове. Музыкой начал заниматься в детском духовом оркестре ДКиТ «Кристалл». Окончил Академию для одарённых детей и юношества при Саратовской консерватории, Саратовскую консерваторию имени Собинова по классу тромбона. Преподаёт в Московском государственном институте культуры. МГИК стал единственным учебным заведением в России, где можно получить высшее образование по профилю эуфониум.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz