Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 08 (382) 28 февраля 2022 года Мария Жучкова: ТРАДИЦИИ - ЭТО ХРУПКАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ Липецкой области официально дан старт Году культурного наследия народов России. Культурное насле- — широкое понятие, включающее устные В дие в себя все сферы деятельности, в кото рых занят человек. Оно представляет собой хранимые следы жизнедеятельно сти прошлых поколений. Сюда относят ся и нематериальные объекты формы выражения, исполнительские ис кусства, обычаи, обряды и празднества, знания и навыки. С 2010 года в Липецкой области идёт работа по их сбору и изуче нию. Как собирают и сохраняют тради ции Липецкой земли, «Первому номеру» рассказала специалист по нематериаль ному культурному наследию ОЦКНТ Ма рия Жучкова. Нематериальное наследство — Мария Александровна, как понять, что именно можно отнести к нематериальному культурному наследию (НКН)? — Когда археологи обнаруживают старинный предмет быта, они могут распознать, в каком веке он был из готовлен. Однако сложно понять, как именно его производили. Сам процесс и знания мастера, который его делал, и есть нематериальное культурное насле дие. Ведением сбора такой информации занимается Государственный Российский Дом народного творчества. К нематери альным объектам относятся те традиции, которые ещё живы в народе. Например, если будет выявлена определённая ста ринная техника вышивки и ею до сих пор пользуется какое-нибудь село, то её могут добавить в перечень. пертуаре. К сожалению, многие местные предметы одежды не дошли до наших времён. Например, в селе Каликино рас сказывали, как во время войны приходи лось менять одежду на еду. СЛОЖНОСТЬ ВОЗНИКАЕТ С КАЛЕНДАРНЫМИ ОБРЯДАМИ. ЗАЧАСТУЮ ОНИ ПРОВОДИЛИСЬ ТАЙНО ли преемственность традиций. Однако старшее сельское поколение и сейчас придерживается некоторых обычаев. Особенно это видно при работах в огоро де и со скотом. — Сохранились ли какие-то традиции в пределах города? — На Соколе и в Сырском до сих пор «кликают Авсень». В канун старого Ново го года люди наряжаются, ходят по ули це и поют колядки. Помимо этого, в наши дни существует обычай жечь на святки костры — греть родителям ноги. Эта тра диция не прерывалась в некоторых сёлах Лебедянского, Добринского и Липецкого районов. Раньше, когда в домах держа ли скот, жгли солому, сейчас вместо неё используют либо старые шины, либо не нужные вещи. Возрождённые традиции — В чём главная задача реестра объектов НКН? — В первую очередь сохранение традиций. Помимо этого, мы должны их популяризировать и актуализировать. — С какими трудностями приходится сталкиваться при выявлении традиций? — Вещественные объекты включить в перечень культурного наследия не так проблематично, как нематериальные. Главная проблема заключается в том, что многие традиции канули в Лету и восста новить это без их представителей невоз можно. В 2003 году ЮНЕСКО была принята Международная конвенция об охране нематериального культурного насле дия. Существует федеральный Эксперт ный совет, который принимает решения о включении объектов в реестр немате риального культурного наследия. Чтобы туда внесли определённый обычай или традицию, нужно доказать, что она не имеет аналогов в других частях нашей страны. детали: какие костюмы носили жители, что за песни исполняли, как готовились, были ли определённые обряды. После сбора и обработки информации начинается работа с архивными доку ментами. Поднимаются различные за печатлённые свидетельства культурного Для этого мы организуем различные объекта, привлекаются историки и архео логи. Каждый объект подробно описы вается. К нему подбираются иллюстра тивные материалы: аудиозаписи, видео. Иногда носители традиции предоставля ют старинные архивные фотографии. Сложность возникает с календарными обрядами. Их никто не снимал, и зача стую они проводились тайно. Например, кумление девушек на Троицу. Оно прово дилось, как говорится, втихую собой. мероприятия. Это могут быть творче ские лаборатории, семинары, встречи с представителями, концерты, конкурсы, праздники и фестивали. Так, в 2019 году была организована реконструкция обря да похорон мушки-блошки в Хворостян- ке. Жителям настолько понравилась эта яркая традиция, что в последующие годы они сами её проводили. между — Как вы считаете, каким образом традиции можно распространять среди народа? — Из одного обычая можно сделать сразу несколько мероприятий. Взять те же похороны мушки-блошки. Для самой «покойницы» нужно сделать гробик-ко робочку и поместить его в тыкву с выре- Липецкий реестр — Сильно ли различаются традиции на территории нашего региона из-за того, что Липецкая область в 1954-м объединила в себе земли четырёх разных областей? — На всей территории нашего края прослеживаются единые традиции вос точных славян. В этих районах похожим образом проводились свадьбы, были отправляемся в экспедиции, в которых общие календарные обряды. Отличия общаемся с носителями. Во время подоб- наблюдаются в костюмах и песенном ре — Какие объекты нематериального культурного наследия зарегистрированы в Липецкой области? — В конце февраля состоится эксперт ный совет по нашему региону, на котором рассмотрят девять объектов для отправ ки их на федеральный уровень. Ранее уже были признаны свадебный обряд села Ве- шаловка, наигрыш «Елецкие страдания», страдания «Канарейка» села Каликино, «Покосная-Тягучая» Добровского райо на, технологии изготовления елецкой ро яльной гармони, лыковых лаптей в селе Преображеновка, романовской игрушки, — Случаются ли проблемы во время елецкого кружева, обычай создания узо ров из песка в селе Волчье. Сейчас объек ты будут подавать повторно, чтобы экс перты подтвердили их статус. На данный момент у Государственно- Сейчас ситуация изменилась. Старики занной сердцевиной — повод провести го Российского Дома народного творче- боятся, вдруг это сектанты или мошен- мастер-класс, который однозначно заин- ства новая платформа. В его реестре пока ники, естественно, общение усложняется. тересует детей. Разыграть «плакание», что только один объект из нашего края Поэтому мы стараемся договариваться пройти определённый маршрут — технология изготовления и бытование с районными центрами культуры, где несколько затейливых занятий. Тради- добровской игрушки. знают старожилов, которые могут что-то ции — это интереснейшая часть нашей культуры, которая, к сожалению, очень хрупкая. Сохранить их и передать в бу дущее диции искусства. Именно традициями своего народа вдохновляются писатели, музы канты, художники. общения с носителями традиций? — Когда я училась в институте, экс педиции проходили проще. Люди легко шли на контакт, пускали нас погостить. рассказать. ещё Тайные обычаи — Как происходит поиск объектов Прерванная преемственность НКН и их последующее занесение — Часто ли удаётся встретить людей, в реестр? которые до сих пор придерживаются — Прежде чем внести объект в реестр, старинных обрядов? нужно выявить традицию. Для этого мы — К сожалению, в живых сегодня мало свидетелей. Трагиче- ных поездок внимание уделяется каждой осталось ские события XX века и кардинальное изменение жизненного уклада прерва- наша важная миссия. Ведь тра- это база для развития культуры, Беседовала Александра Воротынцева Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz