Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 10 января 2022 года № 01 (375) КНИЖНАЯ ПОЛКА 17 ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «СТОЯЩИЕ ЗА ТВОИМ ПЛЕЧОМ» Пролог Донецк, 2024 сшиваю в одно целое, прописываю какие-то вставки. Ког да появляется готовый текст, каждый его читает и вносит правки. Антон шмыгнул носом — А он точно придёт? и покосился на сидящего рядом Мишку. — Должен! — солидно ответил тот, чуть помолчал и добавил уже другим тоном: — Ну_ Понимаешь, барсики просто так никогда сюда не зовут^ А если уж они делают это, то у них есть какая-то цель. Всегда. Мальчишки покосились в сторону недалёких развалин. Было тихо, только ветер иногда посвистывал, раскачивая ветки деревьев и нагибая густую траву. День был не просто солнечным и тёплым, он был настолько жарким, что казалось, плавился даже асфальт. Сюда не доносились звуки большого города, и вполне можно было подумать, что находишься где-то совсем далеко, на природе. Вот-вот выглянет из зарослей рогатая голова лося или неспешно протрусит мимо кабаниха с выводком маленьких кабанчиков. Но_ Ни этих, ни каких-либо других животных тут не было и в помине. Сюда вообще редко забредала какая-то живность, только вездесущие птицы чертили в воздухе круги и устраивали свои игры. Почему так вышло? Трудно сказать^ Война ушла из этих мест, никто уже не стрелял, и на территории бывшего аэропорта не грохотали разрывы мин и снарядов. Прошлись частым гребнем сапёры, выковыряв из земли большинство смертоносных «подарков». Однако всё вычистить, по-видимому, не удалось, и таблички с лаконичным словом «Мины!» продолжали преграждать людям путь в эти места. А. К.: — Фаине хватает смелости говорить то, что она ви дит, и отстаивать свою позицию. Всегда стоять на своём — Между вами разница в возрасте — 50 лет. Как вы познакомились? А. К.: — За одним столом оказались на фестивале «Звёз ды над Донбассом». Приятно пообщались. Вместе ездили на мероприятия. Когда встал вопрос написания рассказов для сборника фестиваля, понял, что Фаина самостоятельно не рискнёт влезть в толпу маститых авторов. Надо работать вместе. Написал ей, она согласилась. — Каково было писать в паре? А. К.: — Работаем мы легко. У нас проблем нет. Но Фаина всегда стоит на своём. Мы с ней можем за одно предложе ние рубиться по несколько дней. — У вас больше авторитета™ — Дело не в авторитете. Я, например, никогда не возьму на себя смелость выписывать детский характер, отношения между детьми — просто таланта такого нет. У неё есть. Опи сывать серьёзные перипетии войны, деятельность тайных служб Фаина не будет — это не её тема. Заранее договарива емся, кто какую часть пишет. В этой книге всё значительно сложнее, всё очень переплетено, в тексте даже не всегда по нятно, кто где писал. — Фаина, как вам удаётся убедить человека старшего возраста, к тому же более опытного писателя, принять вашу точку зрения? — Не знаю. Просто доказываю её. А. К.: — Она своё видение отражает в тексте и присылает его. Когда сравниваю, что написано мной и ею, понимаю, что разница есть. В некоторых случаях в её пользу. Пыта юсь смотреть глазами не только писателя, но и читателя, что ему было бы читать интереснее. Опять же, существуют бета-ридеры — люди, которые читают текст первыми до его выхода в печать. Они тоже встали на сторону Фаины. — Вы живёте в Москве, Фаина — в Луганске. Как вы работали и сколько времени ушло на создание произведения? — Около пяти месяцев. Мы общаемся в основном через интернет. Присылаем друг другу фрагменты текста. Я их Все дети умеют писать — Фаина, почему начали писать? — У меня есть любимый автор — Андрей Усачёв. Мне очень хотелось с ним встретиться. Мама рассказала о кон курсе, на который нужно написать рассказ по его произведе нию. Я со своей историей заняла первое место и встретилась с ним на награждении. И тогда поняла, что мне интересно и нравится писать. — Вам 13 лет, но у вас уже около 20 эссе, три книги, две пьесы, масса премий, в том числе международного уровня, работы переведены на несколько иностранных языков. Вы вундеркинд? — Нет. Думаю, все дети умеют писать. Главное, чтобы они этого хотели. — Какие темы, помимо судеб детей в военное время, вас ещё привлекают? — Пишу о животных, людях, выборе. Многое черпаю из снов. Например, задумка о мире часов в книге «Мир, кото рого нет» мне приснилась. Есть читатели, которые сравни вают эту книгу с «Алисой в Стране чудес». Только написан ной от лица Алисы. Фантастика на основе реальных событий — Александр Сергеевич, теперь вопрос к вам. Вы писатель-фантаст, у которого нет выдуманных людей и даже событий. Как это получается? — Да, это так. В одной из моих книг есть эпизод боя за дот. Через год после выхода книги из харьковского поиско вого отряда пришло письмо, в котором мне сообщили, что нашли это место. Но эпизод-то был придуман. В другой книге описываю бой. Получаю письмо, в котором спраши вают, с какой точки я это наблюдал. Отвечаю: не наблюдал. А мне говорят, что меня в прицел видели (улыбается). Предсказать будущее — Зачастую фантастические произведения предсказывают будущее. Что вы предсказали? — В серии книг «Дикое поле» описал развал Украи ны (первая книга была издана в 2015 году. — Прим. ред.). В книге правительство, которое сидит во Львове, пытает ся делать вид, что чем-то управляет. Киев заброшен. Есть огромное дикое поле, по которому бегают одичалые бан ды. Ими руководит тот, у кого больше стволов. Есть Но вороссия, отгороженная сплошным стальным кольцом от всех остальных. Вадим Панов (российский писатель. — Прим. ред.) после выхода книги сказал, что я очень мрачно всё описал, быть такой. Спустя два года всё так и стало. он не верил, что Украина может — Как вы моделируете сюжеты? Это фантазия или всё-таки аналитика? — Чистый просчёт ситуации. Много лет занимаюсь аналитической работой. Достаточно близко попадаю в своих предсказаниях к реальности. Есть среди анали тиков такое понятие делится на несколько групп: «принять ко вниманию», «принять к сведению» и так далее. Есть категории ана литиков, чьи выводы не нуждаются в подтверждении. Я именно в такой категории. «индекс достоверности». Оно — И какое будущее у России, на ваш взгляд? — Скажем так. Россия из общего мрачного числа наи менее мрачная. Светлого будущего я не вижу в принци пе. Оно будет тяжёлым. Но кому-то будет тяжелее, чем другим. Слава Богу, не нам. — А ваше творческое будущее? — У нас с Фаиной запланирована третья книга. Она отличается от первых двух. Это история о жизни одной семьи, которая живёт на передовой между двумя воюю щими сторонами. Предварительное название стены». «Четыре Беседовала Виктория Толчеева Фото автора ВСЁ УПИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Маринелла Мондаини, писатель, журналист — Перед читателем — удивительная книга. Производят впечатление и её название, и, конечно, необычное содержание. В названии романа угадываются библейские реминисценции: «за одним плечом у человека стоит чёрт, за другим — ангел. Задумайся, к кому прислушаться^». Если обратиться к мифологии и древним сказаниям, за каждым человеком кто-то стоит, это могут быть хорошие, добрые силы, а могут быть — злые и тёмные. Действительно, человек в течение своей жизни постоянно находится перед выбором между Добром и Злом, всё упирается в нравственный выбор. Тема «Добра ии Зла» проходит лейтмотивом через весь роман. В нём тёмные силы представлены полумифическими существами — совилами. Совилы населяют легенды и предания англосаксонского мира, и эта отсылка важна для понимания глубокого смысла этого романа, который хоть и является «фэнтези», но основывается на реальной действительности современного мира. Положительными героями выступают коты — воплощение Добра. Если зловещие силы, совилы, подчиняют людей своей воле для достижения своих целей, то, напротив, коты — волшебные помощники человека, способны не только оберегать, но и оказать магическое влияние на его судьбу. Война на Донбассе точно показывает суть проблемы. В романе в эту израненную землю силы Зла послали своих подопечных. Совилы, окопавшиеся в Европе, создали полусекретную организацию «Орден», которая находится на стороне глобалистов и ставит своей целью уничтожение «барсиков» и тех, кто им помогает. Во главе «Ордена» символично поставлен монсеньор Капарелли, который руководит всеми из своей «Виллы в Риме. «Вилла» олицетворяет власть «Ордена», и неслучайно она стоит целой и неповреждённой на протяжении веков: «жила по своим законам^ словно существовала вне времени», и «ничто не поколебало её спокойствие», ни промаршировавшие мимо чернорубашечники фашистского режима Италии, ни скакуны из правого сектора и прочих националистических правых формирований Украины. В израненной земле Донбасса эти силы показали своё истинное лицо, поэтому коты помогают защитникам своей земли противостоять совилам. » ЗАГЛЯНУТЬ В МИР ДЕТЕЙ Егор Холмогоров, член Союза писателей России — Одна из самых щемящих тем в любом сюжетном искусстве, почти на грани запрещённого приёма, — это дети на войне. Слезинка ребёнка работает безотказно и душераздирающе, поэтому пользоваться ею надо с величайшей осторожностью, чтобы не сфальшивить. Но это когда мы говорим о литературе «про детей», о книгах, которые пишут сытые дяди и тёти в тиши своих кабинетов далеко от войны. Но бывает, оказывается, ещё и другая литература. Та, которую создают дети, дети на войне. Тоже почти запрещённый приём — слезинка взяла и сама заговорила. И оказалась не слезинкой, а острым, почти беспощадным клинком^ На этой истерзанной русской земле слова о «слезинке ребёнка» звучат совершенно конкретно. Уже на октябрь 2018 года ЮНИСЕФ насчитал 149 погибших донбасских детей, с тех пор ещё прибавилось. Раненых, испуганных, травмированных, голодающих — почти не считают. Фаина живёт в мире, где быть ребёнком и жить на стороне тех, кого украинские власти в Киеве записали в «сепары», — значит ходить на грани смерти. Благодаря рассказам и романам Фаины Савенковой мы можем заглянуть в мир этих детей. И не всем сентиментальным критикам понравится то, что внутри. Там нет никакой сентиментальности, романтики и лелеяния собственной боли. Там в чём-то подростково-муровый, в чём-то до времени взрослый мир, состоящий из окружающих со всех сторон опасностей — мин-растяжек, артобстрелов, вражеских спецслужб, вербующих доверчивых детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz