Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
16 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР №07 (381) 21 февраля 2022 года НАУЧИТЬ ЖИТЬ Технологию сопровождаемого проживания в области реализуют с 2017 года. Тренировочные квартиры действуют на базе Елецкого и Задонского психоневрологических интернатов, реабилитационных центров «Седьмой лепесток» и «Сосновый бор». Они состоят из кухни, столовой, спальни, санузла, оборудованы мебелью, техникой и предметами быта. По программам сопровождаемого проживания обучение прошли 114 человек в возрасте от 10 до 52 лет. Из них 11 человек сейчас живут в собственных квартирах самостоятельно. ЭТА ДРУЖЕЛЮБНАЯ КВАРТИРА В Липецке открыли центр сопровождаемого проживания для особенных детей В липецкой «Школе мастеров» приступили к реализа ции проекта «Я сам». В рамках объединения «Боль ше, чем добро» «Школа» открыла центр сопровожда емого проживания для детей от 14 до 18 лет. От взрослых к подросткам Организовать тренировочную квартиру для тинэйдже ров сотрудников «Ш^колы мастеров» заставила сама жизнь. Несколько месяцев назад организация с помощью субсидии из областного бюджета открыла центр сопровождаемого проживания для взрослых с ОВЗ. Там под присмотром ку раторов дружно обитают больше десятка молодых людей с ДЦП, ментальными нарушениями и так далее. Ни по ди агнозам, ни по каким-то ещё критериям обитателей квар тиры не делят. Они вместе убирают жилище, готовят еду, вместе проводят свободное время. Практика показала: многие естественные для нас вещи для них как китайская грамота. Дома, как правило, за них всё делают мамы. Эта гиперопека очень мешает личност ному развитию. «Начинать обучать социально-бытовым навыкам нужно как можно раньше», решили в «Школе ма стеров». Сказано — сделано. Теперь в их «штабе» на улице Циолковского — тренировочная квартира для подростков. Дети от 14 до 18 не живут здесь, они приходят на заня тия. Их учат не геометрии и физике. Вещам, без которых в жизни не обойтись: пришить пуговицу, погладить брюки, вымыть посуду и пол. ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВСЕГДА СТОИТ ВОПРОС: ЧТО БУДЕТ С МОИМ РЕБЁНКОМ, КОГДА МЕНЯ НЕ СТАНЕТ? Научился сам — научи другого В одной из комнат девочка лет 14 усердно нарезает ба тон — под присмотром куратора, студентки ЛГПУ (буду щие психологи, дефектологи, логопеды приходят сюда на практику). В соседней ещё одна повторяет за куратором на звания животных из книжки с картинками. В следующей несколько ребят раскрашивают гуашью гипсовые фигурки. — Для этой возрастной группы программа переходная от детской ко взрослой, — рассказывает автор проекта, пре зидент Липецкой региональной общественной организа ции инвалидов «Школа мастеров» Марина Репникова. — Ребят будут учить всему, что пригодится в жизни. С ними будут заниматься психологи, дефектологи, логопеды. Под ростки освоят навыки домоводства: приготовить завтрак, сложить бельё, постирать носки в тазике. Изучат правила поведения в автобусе и в общественных местах. Продол жат изучать гончарное дело, шитьё, гипсовое литьё, мыловарение, будут заниматься вокалом и хореографией. Особенно важно: с младшими ребя тами занимаются и их «коллеги», старшие по возрасту. Они уже на учились что-то делать и теперь с удовольствием обучают других. — Тут здорово, мне очень нравит ся, — рассказывает бойкая и улыб чивая 29-летняя Саша Шляхова. — Я выпускница детского дома, жить было негде. Сначала жила в кризис ном центре на ЛТЗ, недавно попала в центр сопровождаемого прожива ния. И, представьте, впервые в жизни сама делала котлеты! Сперва боялась электрической мясорубки: она ужас но гудит. Но всё получилось, мою стряпню хвалили и Дима, и Саша, и все ребята, которые с нами живут. Из овощей компот не сваришь По помещению снуёт туда-сюда, нигде надолго не задер живаясь, светловолосый мальчуган с книжкой под мыш кой. Это Миша Пузин. Ему восемь лет, и у него расстройство аутистического спектра. По возрасту ему рано на такие за нятия, но его мама решила уже сейчас начать их посещать. — Ему нужно достаточно долгое время, чтобы привы кнуть к чему-то новому, — объясняет Надежда Пузина. — Присмотрится, пообвыкнет, а там, глядишь, и сам начнёт заниматься. Мы, когда увидели объявление о наборе в про ект «Я сам!», сразу за идею ухватились. Одними лекарства ми сына не поднимешь. Необходимо общение, специаль ные занятия. — Мы начали большое и хорошее дело, — объясняет главный куратор центра сопровождаемого проживания Елена Ларионова. — Уверена: проект будет расти, развивать ся. Потому что, судя по реалиям нынешнего дня, спрос на сопровождаемое проживание большой. Перед родителями детей-инвалидов всегда маячит вопрос: что будет с моим ребёнком, когда меня не станет? Для меня этот вопрос тоже острый. Я сама мама особенного ребёнка. Стараюсь дочь по максимуму социализировать. Центр даёт людям с ОВЗ уни кальную возможность жить не в интернате, а в привычной среде. Их просто нужно научить самостоятельности. С чу жой тётей сложно спорить. Хотя объяснять приходится всё до мелочей. Например, можно ли засыпать макароны в хо лодную воду? Что значит «вода закипела»? Из овощей ком пот не сваришь, только из фруктов. Работает и фактор кол лектива — они подражают друг другу и друг у друга учатся. Самостоятельный Новый год В «Школе мастеров» признаются: когда затевали про ект с центром сопровождаемого проживания, волновались: получится ли. Лучшим подтверждением того, что обще ственники всё делают правильно, стал новогодний празд ник. Ребята полностью самостоятельно приготовили блюда на праздничный стол, подготовили концерт. — Сами договаривались, кто салат делает, кто курицу запекает, — вспоминает Елена Ларионова. — Я делала вид, что просто работаю за компьютером, конечно, потихоньку наблюдая за ними. Знаете, как приятно осознавать, что, оставшись одни дома, они теперь не будут голодными, смо гут убрать в квартире и присмотреть за собой. Обучать в «тренировочной квартире» планировали 10 подростков. Придётся расширяться — уже сейчас записа лись больше 40 человек. Текст: Марина Карасик Фото: Сергей Паршин и Павел Остряков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz