Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
22 ПО ЗАВЕТАМ ПЕТРА ПЕРВЫЙ НОМЕР №06 (380) 14 февраля 2022 года ЧЬЯ ЭТО РУКА? «ладони Петра» зарабатывали не только Миловановы. На рынке есть такие руки на квадратной пластине и отлитые не только из чугуна, но и из бронзы, чего Миловановы точно не делали. Аристократические пальцы Петра У человека, который сделал оттиск для барельефа, была мясистая ладонь с короткими пальцами. Но у Петра I были руки с вытянутыми ладонями и длин ными пальцами, из-за чего, например, скульптуру Михаила Шемякина, уста новленную в Петропавловской крепости, называют «Петром-пауком». Шемякин, конечно, немножко утрировал эту особен ность Петра, но при жизни царя она была известна почти всем художникам, писав шим его портреты. В этом легко убедить ся, если посмотреть на прижизненные портреты императора, написанные евро пейскими художниками. На портрете, написанном около 1697 года голландцем Питером ван дер Верфом, у Петра, которому в то время было 26 лет, если не женские, то по крайней мере ари стократические руки с длинными тонкими пальцами. Год спустя портрет царя-плот ника написал Годфри Кнеллер, и у его Пе тра руки тоже совсем не такие, как на ли пецком барельефе. Впрочем, судить по портретам о внеш ности Петра очень сложно. По большин ству портретов, начиная с рисунка в «Цар ском титулярнике», где изображён маль чик с длинными пухлыми пальчиками, выходит, что пальцы у Петра были длин ные, а ладонь утончённая. Но на портре те Антуана Пэна, написанном в 1716 году, кисть у Петра очень похожа на ту, которую отлили из чугуна липецкие металлурги. «Первый номер» продолжает развенчивать мифы о пребывании Петра I в Липецке На некоторых сайтах пишут, что на чугунном барельефе изображена левая рука Петра I. На самом деле это оттиск правой руки — и именно этот факт ис ключает причастность царя к липецкому В 2022 году празднуется 350-летие первого российского императора Пе тра Великого. «Первый номер» про должает публиковать серию исторических материалов о Петровской эпохе (см. № 50 за 2021 год и № 1, 3 за 2022-й). Сегодня мы расскажем о чугунном барельефе, на кото ром якобы изображена кисть руки Петра I. Легенды о барельефе Есть две легенды о происхождении это го барельефа. По одной, во время осмотра металлургического завода царь оступил ся, попал рукой в ящик с формовочным песком, оставив там оттиск своей ладони, а рабочие завода залили оттиск чугуном. бург, в Лондон и «ещё неизвестно куда». По другой, царь уличил кого-то из слу жащих завода в казнокрадстве, велел от рубить вору руку, сделать барельеф с изо бражением отрубленной руки и топора с оттиском царской руки. Судя по всему, и в назидание другим повесить его над во ротами завода. «Бессмертному Петру угодно было своими руками вытянуть железную по лосу, — пересказывает легенду Кугушев. — По окончании работы первый мастер завода тотчас выбил на ней год и тог дашнее число. Монарх, увидя то, спро сил: — На что ты её клеймишь? — Как же, Надёжа-Государь! Она останется у нас навек, что на неё не взглянем, то Тебя, Отца вспомним!» Полос, по словам князя, было не сколько, но он не нашёл ни одной. Как раз была переломлена». он выяснил, ещё при Репнине, владев шем Липскими металлургическими за водами, их порознь отправили в Петер жено, «по преданию есть не что иное, как оттиск руки Петра Великого и любимого Трость и левая рука его инструмента». Однако несмотря на то, что эта доска должна была представлять великую историческую ценность не только для Липецка, но и для русской истории во обще, тогда ей никто не заинтересовался. Эта доска, рассказывает безымянный артефакту. автор книжки «Липецк и Липецкие мине ральные воды», напечатанной в 1868 году, вместе с двумя или четырьмя другими чу гунными досками до 1865 года валялась в каком-то саду «в куче под берёзками». И только в 1865-м во время реконструкции курорта её поместили под одним из окон здания минеральных ванн, «чтобы сохра нить от повреждений, так как, оставленная среди сада без всякого внимания, она уже Деньги решают всё Известность этот барельеф полу чил после того, как в середине XIX века Так вот, Кугушев довольно подробно владельцы липецкого чугунолитейно- описывает историю с железными поло сами, но ни слова не говорит о барельефе Пётр I, как известно, всегда ходил с тростью, которую держал в правой руке, как это изображено на пятисотрублёвой купюре. По этому поводу тоже рассказы вают всякие небылицы. Говорят, напри мер, что при росте 2м 4см царь носил 39-й размер обуви, то есть имел слишком маленькую опору, и трость помогала ему удержаться на ногах. При этом тростью он обзавёлся после своего первого визита за границу, и никто не сообщает, что до 26 лет он плохо держался на ногах. Пётр ходил с тростью просто потому, что с ней принято было ходить в Европе, и имен но по этой причине трость с его подачи стала обязательным аксессуаром русских дворян. Так вот, если бы Пётр оступился в чугунолитейном цехе и угодил рукой в формовочный песок, то это была бы го завода братья Миловановы сделали слепок с его фрагмента и стали отливать и продавать курортникам четырёхкило граммовые восьмигранные медальоны свободная от трости левая рука. с «рукой Петра», которые разошлись по всей России. Чтобы вещь продавалась, с обратной стороны медальона братья Плиту нашли на свалке сообщали как о научно установленном Впервые о чугунной плите с рукой факте, что это подлинный оттиск дер жавной длани. Почём Миловановы продавали свои медальоны, неизвестно. На Авито се годня такую безделушку выставляют за 47 тысяч рублей. Не исключено, что на о существовании этого артефакта в то время никто не знал, если он вообще тогда существовал. Кугушев об этом ничего не слышал Князь Николай Кугушев в начале XIX века специально искал в Липецке артефак- Петра I рассказали «Отечественные за- ты, связанные с Петром. Ему, например, от кого-то была известна легенда, что царь Доску, сообщает журнал, вытягивал на наковальне железные поло сы вместе с липецкими мастеровыми. Вообще же о барельефе с «рукой Пе тра» можно сказать лишь одно: никто никогда так и не узнает, оттиск чьей ладони и когда именно залили чугуном липецкие металлурги. писки» уже во второй половине XIX века. «нашли неиз вестно в каком месте в 20-х годах текущего (XIX -го) столетия», и то, что на ней изобра- Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин В роли Петра I — актёр театра драмы имени Толстого Максим Заврин. За помощь в организации съёмок редакция благодарит Липецкий Дом музыки. [
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz