Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

22 ПО ЗАВЕТАМ ПЕТРА ПЕРВЫЙ НОМЕР №06 (380) 14 февраля 2022 года ЧЬЯ ЭТО РУКА? «ладони Петра» зарабатывали не только Миловановы. На рынке есть такие руки на квадратной пластине и отлитые не только из чугуна, но и из бронзы, чего Миловановы точно не делали. Аристократические пальцы Петра У человека, который сделал оттиск для барельефа, была мясистая ладонь с короткими пальцами. Но у Петра I были руки с вытянутыми ладонями и длин ­ ными пальцами, из-за чего, например, скульптуру Михаила Шемякина, уста ­ новленную в Петропавловской крепости, называют «Петром-пауком». Шемякин, конечно, немножко утрировал эту особен ­ ность Петра, но при жизни царя она была известна почти всем художникам, писав ­ шим его портреты. В этом легко убедить ­ ся, если посмотреть на прижизненные портреты императора, написанные евро ­ пейскими художниками. На портрете, написанном около 1697 года голландцем Питером ван дер Верфом, у Петра, которому в то время было 26 лет, если не женские, то по крайней мере ари ­ стократические руки с длинными тонкими пальцами. Год спустя портрет царя-плот ­ ника написал Годфри Кнеллер, и у его Пе ­ тра руки тоже совсем не такие, как на ли ­ пецком барельефе. Впрочем, судить по портретам о внеш ­ ности Петра очень сложно. По большин ­ ству портретов, начиная с рисунка в «Цар ­ ском титулярнике», где изображён маль ­ чик с длинными пухлыми пальчиками, выходит, что пальцы у Петра были длин ­ ные, а ладонь утончённая. Но на портре ­ те Антуана Пэна, написанном в 1716 году, кисть у Петра очень похожа на ту, которую отлили из чугуна липецкие металлурги. «Первый номер» продолжает развенчивать мифы о пребывании Петра I в Липецке На некоторых сайтах пишут, что на чугунном барельефе изображена левая рука Петра I. На самом деле это оттиск правой руки — и именно этот факт ис ­ ключает причастность царя к липецкому В 2022 году празднуется 350-летие первого российского императора Пе ­ тра Великого. «Первый номер» про ­ должает публиковать серию исторических материалов о Петровской эпохе (см. № 50 за 2021 год и № 1, 3 за 2022-й). Сегодня мы расскажем о чугунном барельефе, на кото ­ ром якобы изображена кисть руки Петра I. Легенды о барельефе Есть две легенды о происхождении это ­ го барельефа. По одной, во время осмотра металлургического завода царь оступил ­ ся, попал рукой в ящик с формовочным песком, оставив там оттиск своей ладони, а рабочие завода залили оттиск чугуном. бург, в Лондон и «ещё неизвестно куда». По другой, царь уличил кого-то из слу ­ жащих завода в казнокрадстве, велел от ­ рубить вору руку, сделать барельеф с изо ­ бражением отрубленной руки и топора с оттиском царской руки. Судя по всему, и в назидание другим повесить его над во ­ ротами завода. «Бессмертному Петру угодно было своими руками вытянуть железную по ­ лосу, — пересказывает легенду Кугушев. — По окончании работы первый мастер завода тотчас выбил на ней год и тог ­ дашнее число. Монарх, увидя то, спро ­ сил: — На что ты её клеймишь? — Как же, Надёжа-Государь! Она останется у нас навек, что на неё не взглянем, то Тебя, Отца вспомним!» Полос, по словам князя, было не ­ сколько, но он не нашёл ни одной. Как раз была переломлена». он выяснил, ещё при Репнине, владев шем Липскими металлургическими за водами, их порознь отправили в Петер жено, «по преданию есть не что иное, как оттиск руки Петра Великого и любимого Трость и левая рука его инструмента». Однако несмотря на то, что эта доска должна была представлять великую историческую ценность не только для Липецка, но и для русской истории во ­ обще, тогда ей никто не заинтересовался. Эта доска, рассказывает безымянный артефакту. автор книжки «Липецк и Липецкие мине ­ ральные воды», напечатанной в 1868 году, вместе с двумя или четырьмя другими чу ­ гунными досками до 1865 года валялась в каком-то саду «в куче под берёзками». И только в 1865-м во время реконструкции курорта её поместили под одним из окон здания минеральных ванн, «чтобы сохра ­ нить от повреждений, так как, оставленная среди сада без всякого внимания, она уже Деньги решают всё Известность этот барельеф полу ­ чил после того, как в середине XIX века Так вот, Кугушев довольно подробно владельцы липецкого чугунолитейно- описывает историю с железными поло ­ сами, но ни слова не говорит о барельефе Пётр I, как известно, всегда ходил с тростью, которую держал в правой руке, как это изображено на пятисотрублёвой купюре. По этому поводу тоже рассказы ­ вают всякие небылицы. Говорят, напри ­ мер, что при росте 2м 4см царь носил 39-й размер обуви, то есть имел слишком маленькую опору, и трость помогала ему удержаться на ногах. При этом тростью он обзавёлся после своего первого визита за границу, и никто не сообщает, что до 26 лет он плохо держался на ногах. Пётр ходил с тростью просто потому, что с ней принято было ходить в Европе, и имен ­ но по этой причине трость с его подачи стала обязательным аксессуаром русских дворян. Так вот, если бы Пётр оступился в чугунолитейном цехе и угодил рукой в формовочный песок, то это была бы го завода братья Миловановы сделали слепок с его фрагмента и стали отливать и продавать курортникам четырёхкило ­ граммовые восьмигранные медальоны свободная от трости левая рука. с «рукой Петра», которые разошлись по всей России. Чтобы вещь продавалась, с обратной стороны медальона братья Плиту нашли на свалке сообщали как о научно установленном Впервые о чугунной плите с рукой факте, что это подлинный оттиск дер ­ жавной длани. Почём Миловановы продавали свои медальоны, неизвестно. На Авито се ­ годня такую безделушку выставляют за 47 тысяч рублей. Не исключено, что на о существовании этого артефакта в то время никто не знал, если он вообще тогда существовал. Кугушев об этом ничего не слышал Князь Николай Кугушев в начале XIX века специально искал в Липецке артефак- Петра I рассказали «Отечественные за- ты, связанные с Петром. Ему, например, от кого-то была известна легенда, что царь Доску, сообщает журнал, вытягивал на наковальне железные поло ­ сы вместе с липецкими мастеровыми. Вообще же о барельефе с «рукой Пе ­ тра» можно сказать лишь одно: никто никогда так и не узнает, оттиск чьей ладони и когда именно залили чугуном липецкие металлурги. писки» уже во второй половине XIX века. «нашли неиз ­ вестно в каком месте в 20-х годах текущего (XIX -го) столетия», и то, что на ней изобра- Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин В роли Петра I — актёр театра драмы имени Толстого Максим Заврин. За помощь в организации съёмок редакция благодарит Липецкий Дом музыки. [

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz