Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 14 февраля 2022 года № 06 (380) КОММУНАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 17 С 1 июля 2020 года, согласно Федеральному за ­ кону № 522-ФЗ, в России начался переход на интеллектуальную систему учёта (ИСУ) элек ­ троэнергии. Поэтому с 1 января этого года все устанав ­ ливаемые приборы учёта должны быть интеллектуаль ­ ными. Положено по закону Суть нового прибора в том, что он сам снимает и передаёт данные поставщику электроэнергии. По ­ ставщик с помощью этой системы может ограничивать подачу электроэнергии злостным неплательщикам. В чём плюс для потребителя — он теперь не должен покупать счётчик за свои деньги. Его покупает и уста ­ навливает энергоснабжающая организация. Причём, согласно ФЗ-522, с июля 2020 года установка, поверка и замена электросчётчиков является обязанностью не жителей, а энергетиков. Многие об этом не знают и до сих пор покупают приборы учёта и платят электрикам за их установку из своего кармана. ИСУ нет, проблемы есть 522-й закон вышел ещё в 2018 году, о его основных идеях в СМИ много писали в 2020-м. Но весть о том, что с 1 января 2022 года НОВИТЭН регистрирует толь ­ ко интеллектуальные приборы учёта, на липчан свали ­ лась как снег на голову. В редакцию «Первого номера» обратилась Светла ­ на. Она столкнулась с этим нововведением, когда уста ­ новила в новой квартире обычный электронный при ­ бор учёта. И потратила на это 2 500 рублей. — Позвонила в НОВИТЭН и попросила опломбиро ­ вать счётчик, — рассказала она. — Мне ответили: «Мы такие не принимаем. Нужен только умный счётчик». Вариантов, как мне объяснили, два: либо я покупаю его сама, либо пишу заявку на установку. Но установят они мне его в течение полугода. Причём полгода будут на ­ числять оплату по среднему, исходя из площади кварти ­ ры. У меня получалось по 1000 рублей в месяц. Это при том, что в квартире ещё никто не живёт. Но чтобы по ­ ставить этот умный счётчик, мне нужно узнать, есть ли в моём доме технические условия для его установки. Ему нужна какая-то отдельная линия, по которой он автома ­ тически куда-то будет передавать данные. Руководство моей управляющей компании не в курсе, в НОВИТЭНе — тоже. Где получить эту информацию Вопрос у меня следующий. НОВИТЭН мне присылал квитанции ежемесячно, и ни в одной квитанции не ска ­ зали: «Уважаемые потребители, обращаем внимание на то, что с 1 января мы переходим на новую систему учё ­ та. Если вы планируете и т.д.» То есть я вложила деньги в установку счётчика старого образца, и теперь мне его нужно выбросить и купить новый. Ещё раз вложиться в сам счётчик и в работу. Вопрос: почему? непонятно. Два года в запасе Как выяснил «Первый номер», за последние два Новое — хорошо забытое старое года гарантирующие поставщики ЛЭСК и НОВИТЭН «Первый номер» провёл небольшой опрос среди уже установили в городе и области 2 180 общедомо ­ вых и 14 078 индивидуальных приборов. Ещё около 600 приборов установили застройщики в новострой ­ ках. Но если общедомовые приборы все являются ин ­ теллектуальными, то среди индивидуальных интел ­ лектом обладают только 750. В этом году, как заявили в НОВИТЭН, на ИСУ заменят 19 тысяч индивидуаль ­ ных приборов учёта и ещё 1 087 общедомовых. В целом ситуация с заменой счётчиков пока непро ­ стая — их не хватает. В первую очередь их будут заме- чиная с 2005 года строились с автоматизированной нять тем, у кого прибор сломан или срок службы ис- системой коммерческого учёта энергии. Коротко она называлась АСКУЭ, — рассказал директор УК ««Уютный дом» Сергей Давыдов. — Это были счётчики, которые сами передавали данные в информационный центр, через них можно было увидеть уровень потребления или ограничить потребляемую мощность электроэнер ­ гии, если человек задолжал поставщику. Как говорит Давыдов, требования внедрять АСКУЭ придётся. Когда закончится срок его эксплуатации, его в середине нулевых предъявлялись только к проектан ­ там. Они должны были проектировать дома с учётом, что в них могут появиться эти системы. С поставщиков электроэнергии ставить в каждом доме «умные счёт ­ чики» не требовали. Может быть, поэтому АСКУЭ в Ли ­ пецке не прижилась. липчан и выяснил, что ситуация Светланы характерна для Липецка. Потребители, у которых истёк срок служ ­ бы старых приборов, об установке ИСУ или не слыша ­ ли вообще, или слышали, но не знают, что им делать дальше, так как разъяснительной информации от по ­ ставщиков не было. Хотя умные счётчики для Липецка не такая уж и диковинная вещь. Они начали появлять ­ ся в городе в 2005 году. — В Липецке достаточно много домов, которые на- УМНЫЙ СЧЁТ С 1 января липчанам должны безвозмездно устанавливать ИСУ — В УК «Привокзальная» мы, по-моему, в 2010-м или в 2011-м, когда капитально ремонтировали дома, поставили пять АСКУЭ, — рассказал директор ООО «УК «Слобода» Юрий Шкляров. — Потом, когда все эти электрические дела перешли в НОВИТЭН, он разре ­ шил менять счётчики АСКУЭ на обычные, и эта систе ­ ма стала потихоньку уходить. текает в 2022-м. В связи с этим на два года продлили возможность не замены, а поверки квартирных счёт ­ чиков (чей срок эксплуатации ещё не истёк) до конца 2024 года. Именно поэтому история Светланы закон ­ чилась хорошо. Буквально на днях, как она сообщила, электрик НОВИТЭНа опломбировал её новый старый счётчик — переплачивать за свет Светлане теперь не заменят на ИСУ. Программа по внедрению интеллекту ­ альных систем учёта электроэнергии полностью завер ­ шится в 2038 году. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин ПРОГРАММА НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ Сергей Воробцов, первый заместитель генерального директора НОВИТЭН — Регуляторы, которые определяют правила замены приборов учёта на интеллектуальные, возложили эту обязанность на энергосбытовые и электросетевые компании с 1 января 2022 года. Начало этой работы постоянно переносилось и, согласно последним изменениям в законодательстве, они будут применяться с 2024 года. Установкой интеллектуальных приборов в многоквартирных домах занимаются гарантирующие поставщики ЛЭСК (в районах Липецкой области) и НОВИТЭН (в Липецке), в частном секторе приборы учёта ставит сетевая организация — «Липецкэнерго». В этом году мы планируем начать развёртывание базовых станций, которые будут собирать показания приборов учёта в многоквартирных домах и по беспроводным каналам передавать их поставщику электроэнергии. Программа замены обычных электронных счётчиков учёта растянется на несколько лет. Мы не можем сделать это одномоментно — требуются значительные ресурсы, чтобы поставить интеллектуальные приборы сразу всем потребителям. По закону, с момента обращения жителя мы обязаны установить прибор учёта в течение шести месяцев. Мы стараемся выполнить работу как можно быстрее, но иногда сроки затягиваются. И в этот период, если старый прибор был неисправен, начисления за свет производятся по среднему потреблению в последние месяцы, а если исправен, то продолжают осуществляться по старому счётчику. Что касается информирования жителей, в ближайшее время мы усилим эту работу и будем подробно показывать и рассказывать, как работают новые приборы, что делать горожанам, если у них истёк срок поверки старых счетчиков, как избежать сложностей с заменой счётчика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz