Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 14 февраля 2022 года № 06 (380) КОММУНАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 17 С 1 июля 2020 года, согласно Федеральному за кону № 522-ФЗ, в России начался переход на интеллектуальную систему учёта (ИСУ) элек троэнергии. Поэтому с 1 января этого года все устанав ливаемые приборы учёта должны быть интеллектуаль ными. Положено по закону Суть нового прибора в том, что он сам снимает и передаёт данные поставщику электроэнергии. По ставщик с помощью этой системы может ограничивать подачу электроэнергии злостным неплательщикам. В чём плюс для потребителя — он теперь не должен покупать счётчик за свои деньги. Его покупает и уста навливает энергоснабжающая организация. Причём, согласно ФЗ-522, с июля 2020 года установка, поверка и замена электросчётчиков является обязанностью не жителей, а энергетиков. Многие об этом не знают и до сих пор покупают приборы учёта и платят электрикам за их установку из своего кармана. ИСУ нет, проблемы есть 522-й закон вышел ещё в 2018 году, о его основных идеях в СМИ много писали в 2020-м. Но весть о том, что с 1 января 2022 года НОВИТЭН регистрирует толь ко интеллектуальные приборы учёта, на липчан свали лась как снег на голову. В редакцию «Первого номера» обратилась Светла на. Она столкнулась с этим нововведением, когда уста новила в новой квартире обычный электронный при бор учёта. И потратила на это 2 500 рублей. — Позвонила в НОВИТЭН и попросила опломбиро вать счётчик, — рассказала она. — Мне ответили: «Мы такие не принимаем. Нужен только умный счётчик». Вариантов, как мне объяснили, два: либо я покупаю его сама, либо пишу заявку на установку. Но установят они мне его в течение полугода. Причём полгода будут на числять оплату по среднему, исходя из площади кварти ры. У меня получалось по 1000 рублей в месяц. Это при том, что в квартире ещё никто не живёт. Но чтобы по ставить этот умный счётчик, мне нужно узнать, есть ли в моём доме технические условия для его установки. Ему нужна какая-то отдельная линия, по которой он автома тически куда-то будет передавать данные. Руководство моей управляющей компании не в курсе, в НОВИТЭНе — тоже. Где получить эту информацию Вопрос у меня следующий. НОВИТЭН мне присылал квитанции ежемесячно, и ни в одной квитанции не ска зали: «Уважаемые потребители, обращаем внимание на то, что с 1 января мы переходим на новую систему учё та. Если вы планируете и т.д.» То есть я вложила деньги в установку счётчика старого образца, и теперь мне его нужно выбросить и купить новый. Ещё раз вложиться в сам счётчик и в работу. Вопрос: почему? непонятно. Два года в запасе Как выяснил «Первый номер», за последние два Новое — хорошо забытое старое года гарантирующие поставщики ЛЭСК и НОВИТЭН «Первый номер» провёл небольшой опрос среди уже установили в городе и области 2 180 общедомо вых и 14 078 индивидуальных приборов. Ещё около 600 приборов установили застройщики в новострой ках. Но если общедомовые приборы все являются ин теллектуальными, то среди индивидуальных интел лектом обладают только 750. В этом году, как заявили в НОВИТЭН, на ИСУ заменят 19 тысяч индивидуаль ных приборов учёта и ещё 1 087 общедомовых. В целом ситуация с заменой счётчиков пока непро стая — их не хватает. В первую очередь их будут заме- чиная с 2005 года строились с автоматизированной нять тем, у кого прибор сломан или срок службы ис- системой коммерческого учёта энергии. Коротко она называлась АСКУЭ, — рассказал директор УК ««Уютный дом» Сергей Давыдов. — Это были счётчики, которые сами передавали данные в информационный центр, через них можно было увидеть уровень потребления или ограничить потребляемую мощность электроэнер гии, если человек задолжал поставщику. Как говорит Давыдов, требования внедрять АСКУЭ придётся. Когда закончится срок его эксплуатации, его в середине нулевых предъявлялись только к проектан там. Они должны были проектировать дома с учётом, что в них могут появиться эти системы. С поставщиков электроэнергии ставить в каждом доме «умные счёт чики» не требовали. Может быть, поэтому АСКУЭ в Ли пецке не прижилась. липчан и выяснил, что ситуация Светланы характерна для Липецка. Потребители, у которых истёк срок служ бы старых приборов, об установке ИСУ или не слыша ли вообще, или слышали, но не знают, что им делать дальше, так как разъяснительной информации от по ставщиков не было. Хотя умные счётчики для Липецка не такая уж и диковинная вещь. Они начали появлять ся в городе в 2005 году. — В Липецке достаточно много домов, которые на- УМНЫЙ СЧЁТ С 1 января липчанам должны безвозмездно устанавливать ИСУ — В УК «Привокзальная» мы, по-моему, в 2010-м или в 2011-м, когда капитально ремонтировали дома, поставили пять АСКУЭ, — рассказал директор ООО «УК «Слобода» Юрий Шкляров. — Потом, когда все эти электрические дела перешли в НОВИТЭН, он разре шил менять счётчики АСКУЭ на обычные, и эта систе ма стала потихоньку уходить. текает в 2022-м. В связи с этим на два года продлили возможность не замены, а поверки квартирных счёт чиков (чей срок эксплуатации ещё не истёк) до конца 2024 года. Именно поэтому история Светланы закон чилась хорошо. Буквально на днях, как она сообщила, электрик НОВИТЭНа опломбировал её новый старый счётчик — переплачивать за свет Светлане теперь не заменят на ИСУ. Программа по внедрению интеллекту альных систем учёта электроэнергии полностью завер шится в 2038 году. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин ПРОГРАММА НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ Сергей Воробцов, первый заместитель генерального директора НОВИТЭН — Регуляторы, которые определяют правила замены приборов учёта на интеллектуальные, возложили эту обязанность на энергосбытовые и электросетевые компании с 1 января 2022 года. Начало этой работы постоянно переносилось и, согласно последним изменениям в законодательстве, они будут применяться с 2024 года. Установкой интеллектуальных приборов в многоквартирных домах занимаются гарантирующие поставщики ЛЭСК (в районах Липецкой области) и НОВИТЭН (в Липецке), в частном секторе приборы учёта ставит сетевая организация — «Липецкэнерго». В этом году мы планируем начать развёртывание базовых станций, которые будут собирать показания приборов учёта в многоквартирных домах и по беспроводным каналам передавать их поставщику электроэнергии. Программа замены обычных электронных счётчиков учёта растянется на несколько лет. Мы не можем сделать это одномоментно — требуются значительные ресурсы, чтобы поставить интеллектуальные приборы сразу всем потребителям. По закону, с момента обращения жителя мы обязаны установить прибор учёта в течение шести месяцев. Мы стараемся выполнить работу как можно быстрее, но иногда сроки затягиваются. И в этот период, если старый прибор был неисправен, начисления за свет производятся по среднему потреблению в последние месяцы, а если исправен, то продолжают осуществляться по старому счётчику. Что касается информирования жителей, в ближайшее время мы усилим эту работу и будем подробно показывать и рассказывать, как работают новые приборы, что делать горожанам, если у них истёк срок поверки старых счетчиков, как избежать сложностей с заменой счётчика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz