Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 февраля 2022 года № 05 (379) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 ховика, бывшие военные дирижёры, на ­ чали меня, как говорится, обрабатывать. В итоге уговорили. Из армии в конвойный полк 1 Годы учёбы Александр Анатольевич i. вспоминает с особой теплотой. Несмо- • тря на то, что жили по-военному: спали ' в казарме и питались солдатской кашей, ’ люди там были особенные. Преподавали на факультете военных дирижёров про- I фессора Московской консерватории имени 1 Чайковского. В советское время отсюда I выпускалось в год до 72 военных дирижё- I ров. Страна была огромная, и армия боль- I шая. Весь воинский церемониал: развод ’ караулов, строевой смотр — непременно сопровождался патриотической музыкой. Одни из самых известных выпускни ­ ков факультета — братья Валерий и Алек ­ сандр Халиловы. Оба брата практически . в одно время учились с Александром Кал ­ мыковым: один — курсом старше, другой — младше. В 1976 году Александру Калмыкову уже концы с концами. Тогда он устроился ох вручали диплом и распределяли на воен ­ ную службу. В последующие 14 лет он вдо ­ воль поездил по Союзу и побывал за его пределами: семь лет служил в Литовской ССР, два года — в республике Адыгея, пять лет — в Чехословакии. Впечатлений на ­ брался на всю жизнь. Помнит и песни на к'- I на улице. Денег не хватало, чтобы свести ранником на хлебозавод. Десять месяцев проработал там — уныло, серо, вдали от любимого дела. От внутреннего слома спасло буквально чудо. Однажды утром Александр Анатолье ­ вич завтракал и слушал радио. Вдруг как гром среди ясного неба — новость: в Ли- |В||! > Л i I I « Я ВСТАВАЛ В 5-6 УТРА И ПРИХОДИЛ ДО НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ. ТОЛЬКО ТАК УДАВАЛОСЬ НАЙТИ СВОБОДНЫЙ КЛАСС В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ И ПОРЕПЕТИРОВАТЬ » литовском, которые заучивали советские пецке создаётся муниципальный духовой десантники, и приятный тёплый климат Майкопа с его холодными горными речка ­ ми, и советских людей, разглядывающих изобилие продовольственных магазинов в Праге. В начале 1990-х наступали тяжёлые времена. Михаил Горбачёв сворачивал во ­ енное присутствие в Европе, выводил вой ­ ска. А военный дирижёр Калмыков впер ­ вые искал себе сам работу. — О переводе с военной службы в систе ­ му МВД при Союзе не могло идти и речи, — рассуждает Александр Анатольевич. Насыщенная духовая жизнь — Но в сложившейся обстановке пошли на уступки. Я написал рапорт с просьбой перевести меня в конвойный полк МВД с момента образования, его назначили в Липецке. Я знал, что здесь дирижёр вы ­ шел на пенсию, и оркестр остался без ру ­ ководителя. оркестр. С этой инициативой выступил мэр Александр Коробейников. Музыкан ­ ты были нужны ему для проведения тор ­ жественных городских мероприятий. — Отринув все страхи, я пошёл в го ­ родское управление культуры. Его тогда возглавляла Татьяна Минаева, — вспоми ­ нает Александр Анатольевич. — Татьяна Васильевна уже звонила в Воронеж, звала дирижёра оттуда. Я появился очень во ­ время. С тех пор жизнь Александра Калмыко ­ ва кардинально поменялась. В 2000 году, «Сказание о Евпатии Коловрате» компо ­ зитора Николая Родионова. — Это сложная вещь, даже тяжёлая в исполнении. Она нас и вытянула на первое место, — считает Александр Кал ­ мыков. — Впервые я услышал эту музыку будучи студентом, а партитуру нашёл во время военной службы. «Сказание о Евпатии Коловрате» — это история победы войска рязанского богатыря над полчищами хана Батыя. Вначале рисуется мирная жизнь русских людей, затем — нашествие татар, битва и^ победа. Когда музыканты закончили играть, по словам Калмыкова, зал взор ­ вался аплодисментами. ■ У меня здесь — работа Сегодня Липецкий духовой оркестр не ведёт такую активную концертную де ­ ятельность. Выступает в основном в Ли ­ пецком Доме музыки. Любые гастроли упираются в деньги, а спонсоров найти непросто. Да и коллектив в последнее время начал испытывать нехватку ка ­ дров. Привлекаем по — Недавно от нас ушёл баритонист Аркадий Кузнецов. Работал до 82 лет, и заменить его некем, — вздыхает Алек ­ сандр Анатольевич. тихоньку студентов колледжа искусств. Но после выпуска парни либо уходят в армию, либо поступают в вузы. В ор ­ кестр они, как правило, не возвращаются. Тем не менее Александр Анатольевич полон надежд и в отставку не спешит. На мой вопрос о переезде в другие горо ­ да поближе к детям и внукам отвечает: «Да что вы, куда я поеду? У меня здесь работа!» Вообще Калмыкова как кадрово ­ го военного отличают выдержка, ответ ­ ственность и чувство долга. Конечно, он не может оставить музыкантов, ставших для него второй семьёй. Вместе с ними Курсант военно-дирижёрского факультета консерватории. Москва. 1972 г. главным дирижёром и руководителем оркестра, ставшего неотъемлемым спут ­ ником всех городских праздников. В то [г, _ ,, - ___ ,, _ _ „ч»-, 1- 1- [ Александр Калмыков в составе Центральной группы войск Советских Вооружённых сил. Чехословакия. 1987 г. время даже по будням из парков Липец- ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------ Сообщение по радио ка доносились марши, вальсы и польки. Так Калмыков вернулся на родину, Иногда музыканты устраивали целые Сказание о богатыре поближе к родителям. Признаётся, устал от постоянных переездов. Старший сын, к примеру, за годы учёбы сменил пять школ. Но дома всех ждало разочарование — маленькие зарплаты, инфляция, веч ­ ная угроза сокращения. Когда в соседней Тамбовской области полк МВД преврати ­ ли в батальон (а ему не положен оркестр!), тамошнего дирижёра перевели в Липецк, Калмыкова же отправили в отставку. Как объяснили, тамбовчанин ещё не вырабо ­ тал пенсию, а у Александра Анатольевича она уже была. В жизни дирижёра наступила чёрная ке, окарине, волынке и саксофоне. От его полоса. В 50 лет он оказался буквально представления. На 300-летие Липецка, русском к примеру, шли строем по городу, играя музыку в платьях петровской эпохи. — В первые годы у нас была насыщен ­ ная жизнь, — вспоминает Александр Ана ­ тольевич. — Ездили с обменом в соседние регионы: Тулу, Воронеж, Тамбов. Я при ­ глашал в Липецк своих знакомых. Были здесь и братья Халиловы, и мой друг Ве ­ ниамин Мясоедов. Это человек-оркестр — освоил сразу несколько духовых ин ­ струментов. Он показывал номер, где по очереди играл на дудуке, жалейке, сопил- шоу липчане были в восторге. он переживает и неудачи (оказывается, и такое бывает), и успешные выступле ­ ния. Признаётся, ничуть не жалеет, что в юности принял решение стать дири- во Владимире. фессия. Она не перестаёт его радовать и удивлять. Ведь всякий раз, выйдя на сцену, Александр Анатольевич становит ­ ся свидетелем чуда. Он взмахивает своей Вершиной творчества коллектива ста ­ ла победа в 2006 году на Всероссийском фестивале-конкурсе духовых оркестров жёром. Это, действительно, редкая про «Серебряные трубы» В жюри сидел авторитетный профессор Российской академии музыки имени Гне ­ синых Николай Михайлов. Всё выступле ­ ние, по правилам, должно было занимать дирижёрской палочкой — и из разрознен- не более 30 минут. Липецкий духовой оркестр исполнил польку Александра Ги ­ лёва, «Русский марш» Геннадия Пучкова, где проходит несколько народных песен, включая знаменитый «Вечерний звон». Но центральным произведением стало ной массы людей, инструментов вдруг возникает единый организм, который на ­ чинает создавать музыку. Текст: Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин и из архива героя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz