Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 05 (379) 7 февраля 2022 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О от О -а ZZI О I -а П П ДОСЬЕ 1 Всегда ли? Коротко да ясно, оттого и прекрасно . (Русская пословица) Грамотность — слово, однокоренное с основой любого языка грамматикой. И очень хочется, чтобы эти понятия в повседневной действительности как минимум существовали в согласии. Так, русская грамматика часто даёт возможность узнать об особенностях мировосприятия наших далёких предков. Например, именно формы слова подсказывают нам, что «кукла», «туз», «покойник» — одушевлённые существа, потому что люди столетия назад верили в наличие «живого духа» у многих окружающих их предметов. С течением времени, точнее, с развитием наук, подобные «одушевления неодушевлённого стали, скорее, исключением и словами-загадками для школьных олимпиад и конкурсов. Однако век XXI, вероятно, в силу развития тех же наук почему-то возвращает нас в древние времена. Привыкая к тому, что реальный и виртуальный мир утрачивают границы, мы начинаем в качестве живых существ воспринимать предметы? Или, может, это слишком креативное объяснение для элементарной безграмотности, нежелания задуматься над сочетанием слов? Читаем на официальном новостном портале: «Госжилинспекция собирает жалобы липчан на сосульки и наледь». Возникает вопрос: постановление о нарушении также будет адресовано сосулькам? Или: «Маткапитал поможет молодым семьям». Возникает впечатление, что «Маткапитал» — это фамилия некоего состоятельного иностранца. При этом словообразование самого понятия «маткапитал» вызывает сомнения, так как «мат» по словарю сокращений соотносится с «МАТематический» и «МАТериальный»: вспомним пресловутые «сдавать матанализ» и «учить матчасть». А представление о материнстве, может, не стоит сокращать и тем самым лишать одухотворённой сущности — даже при официальном стиле общения? Тем более что подобные словоформы при распространении в СМИ приучают нас думать, что сокращать и упрощать можно всё. Так и утверждается в интернет-общении «спс», «щас», «сёня». И если наши далёкие предки вкладывали глубокий смысл в выражения «сей час» (этот момент), «сего дня» (текущего дня), «все гда» (всеобъемлемость времени и пространства), то «щас» едва ли можно соотнести хоть с каким- либо содержательным понятием. Конечно, можно попытаться объяснить и «мат», и «щас» динамичностью современной жизни и необходимостью быстрой передачи информации. Но приведёт ли нас в светлое будущее утрата смысла того, что мы говорим и пишем? » Александр Анатольевич Калмыков. Заслуженный артист России. Художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого духового оркестра. Родился 7 февраля 1952 года в Липецке. В 1976 году закончил военно-дирижёрский факультет при Московской дважды ордена Ленина государственной консерватории имени Чайковского. 14 лет прослужил в Советской армии. Награждён медалями «За безупречную службу в Вооружённых силах» I, II, III степени, «За боевые заслуги и другими. В 2000 году создал Липецкий духовой оркестр. За творческие достижения и личный вклад в развитие культуры. Липецка и пропаганду духовой музыки награждён почётным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», знаком отличия «За заслуги перед городом Липецком». Женат. Двое сыновей и четверо внуков. Дети живут в Саратове и Москве. » ПО ВЗМАХУ ДИРИЖЁРСКОЙ ПАЛОЧКИ 7 февраля создатель Липецкого духового оркестра празднует 70-летний юбилей "1 а ■ ’ У Xj у ■W8 I т г с I! ♦ Липецкий духовой оркестр на праздновании 200-летия Нижнего парка. 2005 г. У каждого региона, города, села и деревни есть свои тра диции, которые бережно хранятся в семьях и передают ся из поколения в поколение. К сожалению, сейчас они теряются, ритуалы забываются: только старшее поколение ещё может вспомнить и рассказать о них. Выпускники липецкой Школы межэтнической журналистики подготовили для чита телей «Первого номера» серию материалов об обычаях Липец кой земли и людях, которые хранят наши традиции. Разнарядка из военкомата — Никогда не думал, что стану дирижёром. Папа и мама мои — обычные селяне, работали в колхозе. Переехали в Липецк из деревни Капитанщино Добровского района, — рассказывает Александр Анатольевич. — Мама устроилась техническим ра ботником в музыкальное училище. В то время оно находилось на улице Интернациональной. Пацаном я бегал по его коридо рам — впитывал музыкальную атмосферу. И вот однажды вну три что-то щёлкнуло — захотелось стать артистом. Игре на инструментах Калмыков начал учиться поздно. Не в 5-7 лет, как обычные дети, а в 14. С первых же занятий навёрстывал упущенное. После восьми классов школы пошёл в музучилище, где продолжал, по его выражению, «пахать», играя на кларнете. — Здание было небольшое — всего два этажа. Ученикам места едва хватало. Для самостоятельных репетиций аудито рий вообще не было. Играли кто под лесенкой, кто — в туа лете. Я, к примеру, вставал в 5-6 утра и приходил до начала занятий. Только так удавалось найти свободный класс. Бегал репетировать Александр Калмыков и в ДК Студё- новского рудоуправления. Он подыгрывал там в духовом ор кестре. В качестве благодарности парнишке оставляли клю чи от залов. Усердного юношу вскоре заметили в училище. А преподаватель по классу кларнета даже начал готовить его для поступления в Гнесинку. Возил в Москву — показывал та мошнему профессору. Но тут пришла разнарядка из военко мата: двоих выпускников училища направить на факультет военных дирижёров в Москву! — Я долго размышлял над этим предложением, — призна ётся Калмыков. — Заведение солидное, да и столица. Парню из провинции можно только мечтать! Два преподавателя-ду-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz