Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 6 декабря 2022 года № 47 (421) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 > I ' I I Французский профессор-славист Рене Герра (второй слева) I в 2015 году приезжал на открытие фестиваля в Становлянский район над которой уже шла работа вместе с Рене Герра. Как вари ант рассматривала Питер для места уединения, но творче ского озарения там не случилось. И вот Елена решила по пытать счастье в древнем купеческом городе. Колыбель писателя Побродив по Ельцу, напитавшись от него духом стари ­ ны, Елена начала изучать городские достопримечатель ­ ности. Ещё и Рене Герра рассказывал, что именно в этих местах жил и писал о них Иван Бунин, который был очень близок с Борисом Зайцевым, особенно в годы жизни за гра ­ ницей. Побывала и у памятника Ивану Алексеевичу, и в его музее. Но там, в Ельце, ей открылись новые места в биогра ­ фии писателя, в частности деревня Озёрки Становлянского района. Это имение его родителей, которое позднее при ­ шлось продать. Здесь прошли годы юности Бунина, напи ­ саны его первые произведения. Брат Юлий, отправленный сюда в ссылку, читал будущему писателю лекции по гума ­ нитарным дисциплинам. Гимназию Ивану Алексеевичу пришлось оставить: средств на продолжение учёбы у семьи не хватило. — Когда я приехала в Озёрки, то поняла, что кроме вос ­ становленного в начале 2000-х дома писателя историческо ­ го там ничего не осталось, — вспоминает Елена Полтавская. — Глава района поделилась: хорошо бы найти инвестора. Тогда меня осенило: «Так ведь вам нужно культурное меро ­ приятие проводить — привлекать внимание!» Загоревшись этой идеей, Полтавская начала действо ­ вать. В поездку на разведку взяла с собой лучших друзей. Они узнали, что усадьба находится в частном владении, а фессор МГУ Мария Михайлова, профессор МПГУ Ирина средства на неё выделяет Игорь Тиньков (в то время зани мал пост председателя Липецкого городского Совета де путатов. — Прим. ред.). Особенно ярким стало знакомство с потрясающим человеком, буниноведом Светланой Алек ­ сандровной Сионовой (в 2020 году ушла из жизни). Фанат своего дела, она всю свою жизнь посвятила формированию I музеев Бунина в Ельце и Озёрках. По крупицам собирала экспонаты родового имения, проводила экскурсии по дому ' . и усадьбе. «Бунин Из Ниццы в Становое Для проведения фестиваля пришлось даже просить благословение у местного церковного служителя, владыки Максима. Тот одобрил. И вот в 2015 году состоялся первый фестиваль, посвящённый творчеству писателя, ские Озёрки». Прошёл он с большим размахом, всколыхнув не только маленькую деревню в Сгановлянском районе, но Г В Озёрках, Огнёвкеи' ^ еревне ' Ва ' силЬевка Й З ' Малковского района участники и российскую культурную общественность. В Озёрки съе ­ хались буниноведы из Воронежа, Орла, Москвы. Но когда все узнали, что ради этого мероприятия из Европы прие ­ дет французский профессор Рене Герра, — просто ахнули. Статный, с седой, аккуратно постриженной бородой, он ак ­ тивно раздавал интервью местным журналистам. В тот год в Озёрках посадили яблоневые деревья. С каждым годом фестиваль расширял свои масштабы. Практически сразу же стали издавать альманах «Бунинские Озёрки» (16+), где публиковали научные статьи исследова ­ телей творчества писателя. А затем учредили литературные конкурсы, где авторы со всей России могли соревноваться В творческой келье в поэзии и жанре короткого рассказа. — С началом пандемии были опасения, что фестиваль может не состояться. Тогда я объявила на своей стра ­ ничке флешмоб «Ни дня без Бунина». Делала ролики с чтением стихов и сама, и ждала, что пришлют, — рас ­ сказывает Елена Полтавская. — Ролики этого флешмоба Встречи со студентами теперь проходят на базе ЛГПУ име разместила у себя на страничке даже наша московская Библиотека имени Бунина. ТАК ПОЛТАВСКАЯ ВПЕРВЫЕ ПОБЫВАЛА В ЕЛЬЦЕ: «НУ УЖ ЕСЛИ ФРАНЦУЗ ЗНАЕТ ЭТОТ ГОРОД — НАМ САМ БОГ ВЕЛЕЛ» Бунинский «кружок» У Елены Полтавской творческого запала хоть отбав ­ ляй. В своём желании созидать, делать что-то хорошее, направленное на развитие культуры она может дойти до полномочных представителей президента и министров. Полтавская, как магнит, притягивает компетентных специалистов из разных отраслей знаний. В её творче ­ ский «кружок» входят, к примеру, профессор, заслужен ­ ный деятель науки Борис Тарасов, заслуженный про- 3- ” ■ • ; фестиваля посадили яблони, ставшие символом творчества писателя ни Горького Галина Седых, журналист и писатель Игорь Михайлов, бард Сергей Куренев и многие другие. Каждый год в преддверии дня рождения Бунина эти люди при ­ езжают на Липецкую землю и проводят круглые столы, мастер-классы, художественные выставки. «Меня уже настолько стали ассоциировать с вашим краем, что даже спрашивают: «Ну как там картошка в Липецке в этом году уродилась?» — смеётся Елена Полтавская. Но, конечно, не всё безоблачно на творческом небоскло ­ не. Пару лет назад усадьба Озёрки перешла во владение Елецкого госуниверситета. Яблони, что высаживали в 2015 году, сотрудники музея пересадили в другое место. А фе ­ стиваль Елены Полтавской плавно переместился в Липецк. ни Семёнова-Тян-Шанского, поэтические мероприятия — в липецкой гимназии № 1, выставки — в центральной би ­ блиотеке имени Есенина, а народные гуляния — в Стано- влянском районе. — Мы открыли и новые бунинские места. Это село Огнёвка в Становлянском районе, где стоял дом брата Бу ­ нина, Евгения. С этим местом связаны 13 лет творческой биографии Ивана Алексеевича. Там он написал свою поэму «Листопад» (0+), повесть «Деревня» (6+), перевёл поэму «Песнь о Гайавате» (6+), — перечисляет Полтавская. — Есть ещё деревня Васильевка в Измалковском районе, где Бунин тоже бывал и писал. В этом году нас особенно порадовал пе ­ дагогический университет, который своими силами сделал театральную постановку «Шопен русской поэзии — Семён Надсон» (12+). Это был любимый поэт юного Ивана Алек ­ сеевича. Блестящий спектакль, от которого у присутствую ­ щих потекли слёзы, дал нам ощущение того, что фестиваль проводится не зря. Поэтому на следующий год у нашей ко ­ манды есть намерение снова посетить ваши бунинские ме ­ ста, погостить в Огнёвке, которую Иван Алексеевич называл «кельей для творчества». Там уже лежит закладной камень. Хотим установить возле него кованое кресло, которое сим ­ волизирует творческое уединение писателя. Минералова, профессор Орловского госуниверситета Ека терина Михеичева, доцент Литературного института име Текст: Юлия Дружинина Фото: Сергей Паршин и из архива героя ЭКО Л БужтсюМРзёрки» сентября-Г^^^бря , i"-' I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz