Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 6 декабря 2022 года № 47 (421) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 ЕДИНАЯ ПРОГРАММА До 1 января 2023 года Минпросвещения должно разработать единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП): — для начальной школы: по русскому языку, чтению и окружающему миру; — для средней школы: по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Также будут введены обязательные для исполнения федеральная рабочая леть высоты. А в результате — полное непо нимание и отторжение того, чему учат на уроках русского языка. Концентрический принцип издевательств На логике подачи материала стоит остановиться особо. Возможно, родите лям не известно, что бывшее Министер ство образования, а теперь просвещения несколько лет назад взяло курс на кон центрический принцип подачи знаний. Суть его в том, что сначала детям объ ясняют всё по верхушкам: от Адама до Потсдама, от обезьяны до Путина, а по том все последующие годы идёт повто рение и углубление того, что школьники благополучно забывают или вообще не поняли в силу возрастных особенностей. Но это, судя по всему, не заботит людей, пишущих и утверждающих учебники. Новый материал также преподаётся должен уметь: 6) определять понятия, изобретательно. Обратимся вновь к моей коллекции, собранной из материалов учебника уже упомянутой Быстровой. гическое рассуждение, умозаключениес В учебнике русского языка 5 класса на странице 52 (запомним!) автор возна мерилась познакомить детей с новыми терминами, свалив всё в кучу. Куча вы глядит так: «Эпитет, метафора, олице творение — это слова, которые имеют переносное значение. С ними вы под робно ознакомитесь в разделе «Лекси ка» (стр. 255!). Зачем ученику давать но вые понятия, не объясняя их, а отсылая в самый конец учебника? Так выглядит Жертвы ЕГЭ не принцип подачи знаний, а изощрён ное издевательство. Другое слово также не подберёшь к таким методическим «находкам», используемым, например, когда идёт изучение глагола, затем мате риал прерывается параграфами о стилях речи, а затем — вновь возвращение к гла голу. И такие скачки в течение всех пяти лет, до девятого класса. Думаю, господа, пишущие учебники, хотошо понимают, что знания человеком усваиваются по следовательно и при наличии логики. Понимать мозгом Исследования мозга показали, что каждое слово в мозге имеет «пат терн», то есть как бы участок, и эти участки группируются между собой на основе логики, ассоциативных связей. Что же происходит, ког да эта логика наме ренно нарушается? Ничего не усваи вается: смотрим в книгу — видим фигу. В итоге мы имеем детей, которые плохо запоминают инфор мацию, не могут пе- программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. Все школьные учебники и пособия теперь будут создаваться через госзаказ, сообщает портал «Педсовет». Формировать его будет Минпросвещения, оно же будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ. Замена учебников будет проходить постепенно. ресказать короткий текст, а длинные им даже прочитать бывает проблематично. Недавно один мой знакомый один надцатиклассник сказал мне, что не мо жет слушать музыку и смотреть фильмы 1980-1990-х только потому, что «там много слов, которые нужно понимать мозгом». А это самое главное и страш ное — когда люди не понимают смысла написанного на родном языке. Это оз начает, что мы идём к полностью неа декватной коммуникации, без которой общения. К слову, русский язык имеет тот не может существовать никакое нор мальное общество. И это уже ощущается в общении, когда, бывает, задаёшь чело веку один вопрос, а он говорит о чём-то совершенно другом. Всё равно что спро сить «сколько будет дважды два?», а по лучить в ответ «перчатка и ботинок». Меж тем в Федеральном образователь ном стандарте прописано, что «ученик создавать обобщения^ устанавливать при чинно-следственные связи, строить ло- делать выводы^ 9) сформулировать, аргу- ментироватЬс 10) осознанно использовать речевые средствас для выражения своих чувств, мыслей и потребностейс владеть Язык национального устной и письменной речью, монологиче ской контекстной речьюс». Тому ли учат в школе и на это ли направлены все учеб ные комплексы? Вопрос из разряда рито рических. Ситуация ещё усугубляется тем, что дети в последних трёх классах вообще не читают художественную литературу — потому что учатся вставлять буквы и цифры в тесты ЕГЭ, на другое време ни попросту нет. Сочинение, введённое в 11-м классе в качестве допуска к ЕГЭ якобы для того, чтобы ученики начали наконец-то читать, — будем честны — не что иное, ка^|)иговый листок, щзикэы- вающий обман, к которому приучают детей и который имеет масштаб общегосудар ственный. Заранее даются направления, в рамках которых будет сформулирова ны темы экзаменационных сочинений. И дети, и педагоги просто строчат шпар галки с аргументами — анализами худо жественных произведений, в которых встречается заявленная проблематика. А в час экзамена они будут извлечены учениками из памяти или укромных мест одежды. Языковая подмена Не хочется быть ретроградом, пото му что жизнь не стоит на месте. Но здесь впору вспомнить известную пословицу: «я не против реформы — я её боюсь». Не так давно экс-министр просвещения Оль га Васильева заявила, что английский язык должен стать обязательным экза меном в рамках ЕГЭ, так как это язык об щения. Вопрос: в какой стране живёт ми нистр, если языком общения она считает английский? Правда, потом бывшая гла ва Минпросвещения поправилась, сказав, что английский — язык международного же статус. И наш язык не менее коммуни кативно мощный. А вообще, если заметили, интона ционные конструкции английского уже сильно повлияли на русскую речь. Осо бенно заметны эти взлёты интонации в конце предложений в речи совсем мо лодых людей и представителей СМИ. Я и у себя ловлю их, а потом поправля юсь, зная, что слышать такую «прыгаю щую» фразу неприятно, что восприни мается она больше как вопросительная, потому что в русском языке интонация должна понижаться в конце предложе ния, а не взлетать к потолку. мышления Нет, мы не ретрограды и считаем, что любой язык полезно изучать, в том чис ле и распространённый английский. Но только когда на должном уровне изучает ся родной. И всё вышесказанное — не ху дожественное преувеличение, а ситуация, в которую нас вводят — случайно или на меренно — начиная с младых ногтей. Ведь язык — это очень серьёзно. Говорят, если хочешь уничтожить на род — уничтожь его язык. Никто не станет отрицать, все чувствуют на собственном опыте, что язык — не что иное, как на циональное мышление. За любым сло вом, как уже было сказано, стоит образ. И^убивая школьный ^рс русского языка, мы убиваем и лингвистическую культуру, и культуру как таковую, и знание. А главное — всё это ведёт к де градации русских как народа, потому что убивается сама рус скость. А этого допустить нельзя. В следующем году, прав да, Министерство просвеще ния обещало унифицировать школьную программу, вы пустить единую линейку учебников, отбирая пригодных ав торов. Что ж, отличное решение. Остаётся только дождаться его адекватной реализации. тщательно Текст: Светлана Кушакова Фото: Сергей Паршин Учебная ошибка Ошибки в современных учебниках русского языка 1. Ошибочное пунктуационное правило. В учебно-методическом комплексе (УМК) Дейкиной [9 кл., 2021, стр. 112] сказано, что в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если во второй части указывается на следствие: Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась (пословица). Как учат нас Свод правил 1956 года (§171), Розенталь, Былинский и другие авторы авторитетных справочников, в таком случае ставится тире. Во всех остальных школьных учебниках, включённых в перечень министерства, в этом случае предлагается ставить тире. 2. Ошибка в формулировке лексического значения. В УМК Шмелёва [7 кл., 2019, стр. 95] утверждается, что в словарной статье первым указывается прямое лексическое значение, а «все остальные значения — переносные». Но в толковых словарях у многозначных слов указывается несколько прямых значений. Мало того, у многозначного слова (особенно у существительных) может и не быть переносных значений. В УМК Баранова [6 кл., ч. 1, 2022, стр. 22] есть образец лексического разбора глагола дарить. Там указано: «Это однозначное слово. Употреблено в переносном значении». 3. Ошибка в определении суффикса, с помощью которого образовано слово. В УМК Рыбченковой [6 кл., ч. 2, 2022, стр. 22] сказано, что прилагательное «каменный» образовано с помощью суффикса -ЕНН-. 4. Орфографические ошибки. В УМК Баранова [6 кл., ч. 1, 2022, стр. 73] среди жаргонных слов указано существительное «телек». Именно с Е в суффиксе. Специалисты Института русского языка РАН не раз объясняли, что слово образовано так же, как велик. Следовательно, его надо писать с суффиксом -ИК- (телик, телика, телику и т. д.). Так это слово и зафиксировано в РОС. 5. Ошибка в определении речевых норм. В УМК Дейкиной [7 кл., ч. 1, 2021, стр. 9], в упражнении 7 есть задание: «Ведущие и репортёры телевидения часто произносят: «В конечном итогес». Почему так не следует говорить и как сказать правильно?». В авторитетных толковых словарях указано, что словосочетание «в конечном итоге» — устойчивое, следовательно, его употребление не является речевой ошибкой. 6. УМК Разумовской [6 кл., ч. 1, 2020, стр. 22] предлагается разделить слова на четыре группы, одна из которых с разделительным твёрдым знаком. При этом надо обозначить приставку и корень. В упражнении есть слова «съёмка» и «подъёмник», в которых сейчас приставка уже не выделяется. В УМК Шмелёва [приложение к учебнику 8 кл., 2021, стр. 36] в слове балованный выделено два суффикса -ова- и -нн-. Однако в словаре Тихонова в этом слове выделен корень «балова- и суффикс «-нн-». Текст из Дзен-канала «Русский как родной»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz