Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №45 (419) 22 ноября 2022 года m "О :=3 ст Т О ГЛ о СП О (J0 "□ гп Т гп ПРОВИНЦИАЛКА В Липецкой филармонии состоялась премьера мюзикла Александра Чайковского Неистовый сочинитель театра В театре имени Толстого 17 ноября прошёл вечер памяти легендарного режиссёра народного артиста России, почётного гражданина Липецка Владимира Пахомова. Он возглавлял коллектив на протяжении трёх десятилетий, с 1977-го по 2007 год. 2022 год — год юбилейных дат, связанных с именем Пахомова: 80 лет со дня рождения, 15 лет с момента ухода из жизни, в 40-й раз прошёл фестиваль «Мелиховская весна», с которого в далёком 1982 году и начался отсчёт знаменитой «чеховианы» театра имени Толстого. Всё это поводы вспомнить о ярком периоде в истории театра — эпохе Пахомова, которую олицетворяет прозвучавшая на вечере цитата, сказанная однажды маэстро: «Наша цель — создать не просто сильный театр, а центр русского театрального искусства... Если мы поверим в истинность этого пути, выдержим и пройдём его до конца, то нам будет с чем предстать перед Всевышним...». В этой фразе и судьба Пахомова, и судьба театра, которые неразрывны. Напоминать об этой связи, о заложенных Мастером традициях теперь будет бронзовая скульптура-портрет Владимира Пахомова, которую установили в фойе театра. Её в 2009 году создал народный художник России Юрий Гришко. Два крупных творческих лидера при жизни были дружны. Несмотря на то что Юрий Гришко преимущественно делал камерные портреты, был мастером малых форм, Пахомова он изобразил в полный рост, подчёркивая масштаб Мастера и уважение к нему. Пахомов — творческий мотор театра. Именно таким его и представили участники вечера памяти, который назвали «Неистовый сочинитель театра». Режиссёром и автором инсценировки выступила нынешний руководитель театра, ученица и последовательница Пахомова Елена Оленина. Она построила спектакль на основе реальных фактов из жизни Владимира Михайловича, на цитатах из многочисленных интервью. Артисты читали текст, сидя на стульях, расставленных на сцене особым образом. Всё происходящее воспринималось то как дружеская беседа, то как выступление слаженного «оркестра». Ведь большинство артистов пришли в театр при Пахомове, почти половина сегодняшней труппы РАТИ-ГИТИС при театре. Оживили воспоминания о Пахомове редкие видеокадры с репетиций, фотографии, на которых Мастер запечатлён вместе со своими знаменитыми соратниками по театральному цеху: в гости к Пахомову и на задуманные им фестивали «Липецкие театральные встречи» и «Мелиховская весна» приезжали Валентин Гафт, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Марлен Хуциев, Донатас Банионис, Олег Янковский и многие другие звёзды. Инсценировка затронула и тему знаменитого эксперимента Пахомова: привлечь и воспитать своего зрителя, под крышей театра создать второй — для детей и юношества. — Владимира Пахомова как профессионала характеризовали три качества: доверие, требовательность и миссия, которую он на себя возложил и мобилизовал всю труппу на её воплощение в жизнь, — отметил народный артист РФ, лауреат Госпремии РФ Михаил Янко. — Он требовал серьёзного отношения к тому, что мы делаем здесь, на Липецкой земле. Ведь когда он пришёл, можно сказать, театрального зрителя здесь не было. Учителя сидели в больших шапках в зале, родители не желали смотреть спектакли вместе с детьми, ждали их в фойе. Постепенно мы сумели воспитать театралов. Сегодня на детские спектакли приходят всей семьёй, в Липецке появился свой, образованный, зритель, с тонким и глубоким восприятием театра. — По-разному приходилось работать с Владимиром Михайловичем: и легко, тепло, радостно, и жёстко, и даже жестоко. Кто-то сказал, что режиссёр — это человек с душой поэта и с волей фельдфебеля. Вот в Пахомове это прекрасно сочеталось. Он был разный, к нему нельзя было приспособиться, Николай Чебыкин. — Исторический пласт этих 30 лет очень важен, — считает Елена Оленина. — В этих стенах всё пропитано огромнейшей любовью к людям театра, желанием создать некий центр притяжения, культурный оазис в городе и области. К этому мы и должны стремиться, потому что это дело очень правильное, верное и настоящее. Мы идём по тому же пути, который был заложен Владимиром Михайловичем. выпускники созданной им студии вспоминает заслуженный артист России Текст и фото: Любовь Колесникова И дея поставить «Провинциалку» (12+) на сцене зала «Унион» именно с Липецким ор кестром русских народных инструментов родилась у композитора народного артиста России Александра Чайковского чуть больше года назад. В минувшие выходные сложная работа завершилась триумфальной премьерой. Как рождался спектакль, какие трудности пришлось пройти актёрам, режис сёру и всей команде, «Первый номер» узнал от соз дателей мюзикла. Лучше, чем в Ленинграде — Во всём виноват главный дирижёр оркестра Алексей Моргунов: он предложил аранжировать Кон церт-буфф Александра Чайковского для народного оркестра, — вспоминает дирек тор филармонии Любовь Пличко. Владимирович прие хал, послушал и сказал: да это ж лучше звучит, чем я написал! И надо срочно что-то ещё |а написать ||1к этого оркестра. Illl^ Я говорю: да- liei^ вайте! Он при- ■Д шёл на следу ющий ющий день: я вспомнил, у меня есть, надо звонить 1 Кривоносу. Это был мюзикл «Провинциалка». И Виктору Кри- I воносу 1 тор позвонил I случайно - Р но этот сыграл Любина в 1998 Александр для .и tl* ' 1^-' № м*. Е? к I »1 ■<s компози- не имен- актёр графа году, когда спектакль был впервые поставлен в Ленинградском театре музыкальной комедии. Но липецкая «Провинциалка» не стала повтором и, бо лее того, по многим пунктам превзошла свою сто личную тёзку. — Я считаю, что этот спектакль лучше, чем был тог- убеждён Александр Чайковский. да в Ленинграде, — И прежде всего тем, что в него вошла вся музыка. Я насчитал пять номеров, которых там не было. Этот вальс, ставший главной темой, звучал только раз, в са мом начале. Виктору Антоновичу пришлось не только на правах друга заставить Чайковского написать отдельные му зыкальные номера, но и самому сочинить к ним стихи. Так, его словами граф Любин признаётся: «Душа моя поёт» и изрядно веселит зрителей «арией в итальян ском стиле». — Для меня как для музыканта огромная радость исполнять хорошую музыку. Мне кажется, что в том мюзикле, который мы играли, все номера — хиты, — говорит главный дирижёр Липецкого государственно го оркестра русских народных инструментов Алексей Моргунов. — Таких произведений в истории музыки немного: «Кармен» Бизе, «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, ещё несколько можно назвать. И «Про винциалка» в их числе. Музыка диктует характеры Работа над спектаклем началась весной, и парал лельно с читками происходило знакомство с музыкой. — Мы артисты музыкальные, и наша сила в том, что мы делаем в музыке, — говорит режиссёр народ ный артист России Виктор Кривонос. — Поэтому самая первая работа была с балетмейстером Марией Боль шаковой. Мы с ней договорились об условиях игры: музыка диктует характеры и стиль поведения. И музыка превратила историю о том, как одна мо лодая женщина мечтает уехать из уездного городка в Петербург и для этого готова на всё, в пронзительно нежную, очень весёлую и весьма поучительную вещь. Дарья Ивановна и хитра, и цепка, но при этом беспомощна перед мощью нахлынувших воспомина-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz