Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 22 ноября 2022 года № 45 (419) СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 17 О ВАЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВА Наталия Черешнева, педагог-психолог школы № 63: — Ребёнок с особенностями развития, обучаясь в школе, приобретает необходимые социальные и коммуникативные навыки, которые в дальнейшем позволят ему адаптироваться в реальном мире, активизировать свой потенциал и найти призвание. Но в процессе взаимодействия в образовательной среде у таких детей могут возникать сложности: чувство неуверенности в себе и своих силах в связи с индивидуальным темпом приобретения учебных умений и навыков, тревожность, они могут столкнуться с равнодушием или жалостью со стороны окружающих. Поэтому очень важно психолого ­ педагогическое сопровождение детей с особенностями. Оно направлено на решение или минимизацию этих проблем. А совместное обучение нормотипичных детей и детей с ОВЗ способствует воспитанию толерантности, уважительного отношения к различиям между людьми и формированию навыков сотрудничества. БЕЗ БАРЬЕРОВ В школе № 63 для единственной ученицы- колясочницы создали доступную среду Дети в классе словно и не замечают особенностей одноклассницы. Называют её «наша Настя». Несмотря на то, что у девочки проблемы со звукопроизношением, они вместе обсуждают занятия и игры. — Все приняли меня очень хорошо, — Ребята помогают мне доставать учебники из рюкзака. У Насти уже появились подруги, с которыми она со ­ званивается и после школы. говорит Настя. Н аталья Сазонова и её дочь, первоклассница Настя, перед школой успевают, как во всех семьях с деть ­ ми-школьниками, умыться, одеться, причесаться и позавтракать. Вот только времени на привычную утреннюю рутину им нужно немного больше, чем остальным. Ведь Настя передвигается в кресле-коляске. Дополнительный стимул Самые любимые предметы Насти — музыка и рисова ­ ние. Ей нравится работать с красками, смешивать цвета. Легко даётся математика — первоклассница с удоволь ­ ствием решает примеры. Четыре урока для девочки про ­ ходят быстро. Мама говорит, что дочка не сильно устаёт — наравне с другими первоклассниками. — Дочь рада, что она в коллективе, это дополнитель ­ ный стимул для обучения. А мы рады, что школа нас тепло приняла! — улыбается Наталья Сазонова. С 1 сентября 2022 года дети с ОВЗ могут получать об ­ разование не только в двух специализированных школах: № 16 и 32, но и в 59 специальных классах общеобразова ­ тельных школ Липецка. На базе шести городских школ — № 15, 26, 27, 30, 34 и 60 — работают девять ресурсных классов для обучения детей с расстройствами аутисти ­ ческого спектра. — Случай Насти пока уникальный, обычно ребя- та-колясочники учатся на дому или дистанционно в Центре образования, реабилитации и восстановления, — пояснила председатель департамента образования ад ­ министрации Липецка Светлана Бедрова. — Но для них важно быть вовлечёнными в образовательный процесс, общаться с ребятами. В каждом конкретном случае уч ­ реждение сможет усовершенствовать доступную среду для определённого ребёнка. Сейчас в обычных классах школ Липецка инклю ­ зивно учатся 352 ребёнка с ОВЗ. В зданиях школ № 26, 27, 30, 34, 60 есть лифты и электроподъёмники. Шко ­ ла № 18 оборудована лифтом, а 40-я — ступенькоходом. В школах № 17 и 49 есть коляски для инвалидов. Все ли ­ пецкие школы готовы предоставить ребятам с особен ­ ностями здоровья нужные условия. Ведь очень важно, чтобы дети знали и чувствовали: никаких барьеров дей ­ ствительно нет. Текст: Анна Дикарева Фото: Оксана Макарова МАДОУ ДЕТСКИЙ САД Nel 26 Г. ЛИПЕЦКА Общаться с ровесниками У семилетней малышки сложное генетическое забо ­ левание, из-за которого мышцы становятся слабыми. В младенческом возрасте ей поставили редкий диагноз «спинально-мышечная атрофия II типа». — Проблема выявляется не сразу. У нас болезнь на ­ шли в полгода, — рассказывает Наталья. — Но, несмотря на диагноз, наша семья поддержала стремление дочери учиться в коллективе. Поступили в школу № 63 рядом с домом. Дочка очень хочет общаться с ровесниками! Настя не ходила в обычный детский сад. Конечно, ребёнку не хватало общения. Перед первым классом ма ­ ленькая липчанка занималась подготовкой в специали ­ зированной школе. Именно там девочка и поняла, что очень хочет учиться в коллективе — вместе со всеми. Уникальный случай В школе № 63 учатся 825 детей, 24 из них с ОВЗ. Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психи ­ ческого развития и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Но учеников-колясочников ещё не было. Поэтому в школе потребовалась перестройка. — Когда мы узнали, что к нам, в неспециализированную школу, придёт учиться Настя, пришлось решать задачу обе ­ спечения доступности первого этажа, — рассказал директор школы Сергей Керекелица. — Ребёнок может попасть во все помещения, которые нужны: в классы, столовую, спортзал, туалет. Все входы в них были переконструированы. Ещё до 1 сентября в школе № 63 специалисты убрали пороги на входе в столовую и обустроили пологие съезды, привели в порядок туалет. Перед входом в школу есть пан ­ дус, по которому мама завозит коляску с дочкой — навстре ­ чу знаниям и дружному коллективу. ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ВОСПИТАНИЮ, ОБРАЗОВАНИЮ, РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ? ПОЛУЧИТЕ ■ БЕСПЛАТНУЮ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ НАШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ▲ V ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА V ДЕФЕКТОЛОГА V УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА V ВОСПИТАТЕЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗ. КУЛЬТУРЕ V МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Помощь друзей Мама привозит Настю в школу, помогает ей пере ­ одеться, добраться до класса, а потом возвращается до ­ мой. Через пару часов надо снова спешить в школу — На ­ сте нужна помощь в столовой. Путь без ограничений Закон закрепляет за родителями выбор, как обучать ребёнка с ОВЗ. Есть несколько вариантов: отдать перво ­ классника в общеобразовательную школу, в школу-экс- тернат или же учить его дома. IIS' КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «РУКА В РУКЕ» s 57 17 39 • 57 17 49 (4745) пр. 60-летия СССР, 14 да

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz