Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №44 (418) 15 ноября 2022 года Вячеслав Тигров: ГЛАВНЫЙ РЕСУРС Е жегодно 10 ноября празднуется Все мирный день науки. Дата призвана напомнить международному сообще ству о важности научно-технических до стижений в интересах мира и развития на благо человечества. О том, чем занимаются липецкие изобретатели, — в интервью док тора педагогических наук заведующего ка федрой технологии и технического творче ства ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, научного руководителя молодёжного инно вационного творчества «Новатор» Вячесла ва Тигрова. — Вячеслав Петрович, какие меропри ятия готовите в рамках Всемирного дня и недели науки? — Мероприятия проходят круглый год. Наша кафедра готовит среди школьников и студентов будущих изобретателей, им нужно постоянно находиться в форме, стре миться к новаторским идеям. В рамках Все мирного дня науки мы создаём передвиж ной музей запатентованных и, возможно, внедрённых в производство разработок школьников-изобретателей. Покажем нашу историю, которая началась в 2007 году. Тог да на международном конкурсе изобрета телей в Тайване мы получили три золотые и одну бронзовую медали. С тех пор на по добных соревнованиях заработали около 30 медалей разного достоинства. В нашу экспозицию вошло ядро этих изобретений — установка для получения воды из атмос ферного воздуха, устройство для сортиров ки картофеля. В дальнейшем планируем выезжать в районы, школы, агитировать в стан изобретателей и рационализаторов школьников. Сейчас не то время, когда можно надеяться на чью-то помощь из-за границы. Наша страна располагает значи тельными ресурсами. И главный ресурс — наши дети. Они могут творить чудеса. — Многие из разработок ваших воспи танников внедряются и решают про блемы на различных производствах. Это особенно важно в условиях санк ций. Насколько заинтересованы учени ки и бизнес в таком сотрудничестве? — Эта деятельность в приоритете. С недавнего времени всё производство перешло в частные руки, сократилось время на технологическое образование. Считаем, что нашли связь между техно логическим образованием и производ ством в инновационной проектной дея тельности. Мотивация при выполнении таких проектов очень высокая. Одно дело, когда дети изготавливают скворечники для птиц, другое — когда решают про блему, за которую можно получить день ги, почёт, уважение, даже выступить на разработкам школьников? международном конкурсе. Нам уже уда- — Конечно, некоторые руководители лось решить несколько технологических предприятий не верят в то, что школь- задач. К примеру, проблему образования конденсата в напольных светодиодных светильниках, встроенных в асфальт. Ре шили её за счёт компенсатора, который На кафедре сформировалась команда из регулирует или сбрасывает давление. При этом всё герметично. Решение запатенто вано. На патенты производственники мо гут ежегодно получать государственную субсидию до 30 млн рублей. НАШИ ДЕТИ Вячеслав Тигров. Родился 12 февраля 1959 года в Липецке. Окончил в 1980 году индустриально-педагогический факультет ЛГПУ по специальности «учитель общетехнических дисциплин». Преподаёт дисциплины: «Основы творческой конструкторской деятельности», «Основы инженерного творчества». Готовит студентов к научно-практическим конференциям. Опубликовал две монографии, более 100 научных трудов, шесть учебно-методических пособий, получил свыше 80 патентов на изобретения. 1 « МЫ СЕЙЧАС НА ТАКОМ УРОВНЕ, КОГДА МОЖЕМ ВЫЙТИ ИЗ САНКЦИЙ С ПОБЕДОЙ » ники могут изобретать на достаточно серьёзном уровне. Но нами доказано об ратное, и мы идём в этом направлении. аспирантов, магистров, которые имеют заказы от предприятий даже из соседних регионов на решение проблем, в том чис ле по замещению комплектующих. Сейчас с данковскими ребятами решили задачу по сокращению пыли вокруг доломитово го производства, которая наносит огром ный вред окружающей среде. Оформим бедянского, Данковского районов. Есть патент, представим его на Международ- договорённость с Липецким районом. ном салоне инновационных технологий У ребят серьёзные идеи и наработки по внедрению в производство. Будем про должать работу. в 2023 году. Что касается «Архимед» санкций, то, думаю, их не стоит бояться. Мы сейчас на таком уровне, когда можем выйти из санкций с победой. Наши учени ки произведут такой товар, который и не снился западным странам. — Крупные производственные ком- — У вас и ваших воспитанников в об- пании так легко доверяют передовым щей сложности около 700 новаторских идей, среди них около 100 оформле ны в виде патентов. Озвучивая такую цифру, кажется, что получить патент способ разбогатеть. Нет. Лучший способ — просто™ развивать науку. Если средства, которые тратятся на войну, направить на освоение космоса, других планет, то давно бы на Луне и Марсе «яблони цвели». За наукой будущее. — Самое трудное — убедить школьника в том, что он может изобретать. Идёшь на всякие ухищрения, цепляешься за что-то, чтобы он поверил в себя. Детская психоло гия рассчитана на похвалу. Но нельзя пере борщить и нельзя недооценить. Когда он получает патент, бежит к родным, друзьям, в школу и делится успехом. Когда там всем ребёнок через творчество надоедает, то приходит ко мне за новым до стижением. К тому же это отличная проф ориентация изучает производство, фундаментальные науки уже не на уровне запоминания, а на уровне «мне это надо, чтобы решить про блему». Многие находят некий принцип, по которому в дальнейшем работают над раз личными задачами. Для педагога высшее призвание, когда его ученики пошли даль ше, чем он. И у меня есть такие. — В чём основа нестандартного мышления? — Сделать что-то оригинальное не традиционным способом. Есть психоло гическая инерция, которая проявляется, например, когда мы управляем автомо билем, смотрим по сторонам, говорим с собеседником. Это удобно, но психоло гическая инерция вредна при решении творческих задач. Если вам скажут, что нужно сконструировать лопату для убор ки снега, то вы пойдёте делать что-то за гребущее, держащее, потому что видели дворника, сами ей работали. Но конечная цель — убрать снег. Если заменить сло во лопата на штуковину, устройство, то мысль пойдёт иначе. Ведь штуковиной может быть бульдозер, лазер, труба с го рячей водой. Мы думаем и мыслим сло вами. Они нас ограничивают. Это лишь один пример. Есть серьёзные методики по раскрепощению мыслей. — В феврале Владимир Путин объявил в России десятилетие науки и техно логий. В мае в одном из интервью вы говорили о проекте «Дети-новаторы Липецкой области» и о том, что хотите тиражировать его опыт в районах, на базах «Точек роста». Удалось? — Наша цель — научить детей изобре тать, но главнее — создать в каждом рай оне Центр молодёжного инновационного творчества. У нас совместно с Алексан дром Николаевичем Рябченко возникла идея обучить нашим методикам от каж дого района хотя бы по одному руково дителю «Точки роста». Везде есть тол ковые ребята, которые хотят заниматься изобретательством, им надо помогать. В нашей области, по всей стране должны быть тысячи ребят-изобретателей. Ещё Рубинштейн сказал, что изобретатель ство доступно каждому человеку. Сейчас в проекте 20 человек из Воловского, Ле- — Может ли наука действительно объ единить мир или это только гонка ум нейших? — Может. Наука — двигатель, который не даст превратиться в болото. Она всегда была стимулом для прогресса, здоровая конкуренция только на пользу. Это аме риканцы извратили, что война — лучший Беседовала: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz