Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

10 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №44 (418) 15 ноября 2022 года Вячеслав Тигров: ГЛАВНЫЙ РЕСУРС Е жегодно 10 ноября празднуется Все ­ мирный день науки. Дата призвана напомнить международному сообще ­ ству о важности научно-технических до ­ стижений в интересах мира и развития на благо человечества. О том, чем занимаются липецкие изобретатели, — в интервью док ­ тора педагогических наук заведующего ка ­ федрой технологии и технического творче ­ ства ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, научного руководителя молодёжного инно ­ вационного творчества «Новатор» Вячесла ­ ва Тигрова. — Вячеслав Петрович, какие меропри ­ ятия готовите в рамках Всемирного дня и недели науки? — Мероприятия проходят круглый год. Наша кафедра готовит среди школьников и студентов будущих изобретателей, им нужно постоянно находиться в форме, стре ­ миться к новаторским идеям. В рамках Все ­ мирного дня науки мы создаём передвиж ­ ной музей запатентованных и, возможно, внедрённых в производство разработок школьников-изобретателей. Покажем нашу историю, которая началась в 2007 году. Тог ­ да на международном конкурсе изобрета ­ телей в Тайване мы получили три золотые и одну бронзовую медали. С тех пор на по ­ добных соревнованиях заработали около 30 медалей разного достоинства. В нашу экспозицию вошло ядро этих изобретений — установка для получения воды из атмос ­ ферного воздуха, устройство для сортиров ­ ки картофеля. В дальнейшем планируем выезжать в районы, школы, агитировать в стан изобретателей и рационализаторов школьников. Сейчас не то время, когда можно надеяться на чью-то помощь из-за границы. Наша страна располагает значи ­ тельными ресурсами. И главный ресурс — наши дети. Они могут творить чудеса. — Многие из разработок ваших воспи ­ танников внедряются и решают про ­ блемы на различных производствах. Это особенно важно в условиях санк ­ ций. Насколько заинтересованы учени ­ ки и бизнес в таком сотрудничестве? — Эта деятельность в приоритете. С недавнего времени всё производство перешло в частные руки, сократилось время на технологическое образование. Считаем, что нашли связь между техно ­ логическим образованием и производ ­ ством в инновационной проектной дея ­ тельности. Мотивация при выполнении таких проектов очень высокая. Одно дело, когда дети изготавливают скворечники для птиц, другое — когда решают про ­ блему, за которую можно получить день ­ ги, почёт, уважение, даже выступить на разработкам школьников? международном конкурсе. Нам уже уда- — Конечно, некоторые руководители лось решить несколько технологических предприятий не верят в то, что школь- задач. К примеру, проблему образования конденсата в напольных светодиодных светильниках, встроенных в асфальт. Ре ­ шили её за счёт компенсатора, который На кафедре сформировалась команда из регулирует или сбрасывает давление. При этом всё герметично. Решение запатенто ­ вано. На патенты производственники мо ­ гут ежегодно получать государственную субсидию до 30 млн рублей. НАШИ ДЕТИ Вячеслав Тигров. Родился 12 февраля 1959 года в Липецке. Окончил в 1980 году индустриально-педагогический факультет ЛГПУ по специальности «учитель общетехнических дисциплин». Преподаёт дисциплины: «Основы творческой конструкторской деятельности», «Основы инженерного творчества». Готовит студентов к научно-практическим конференциям. Опубликовал две монографии, более 100 научных трудов, шесть учебно-методических пособий, получил свыше 80 патентов на изобретения. 1 « МЫ СЕЙЧАС НА ТАКОМ УРОВНЕ, КОГДА МОЖЕМ ВЫЙТИ ИЗ САНКЦИЙ С ПОБЕДОЙ » ники могут изобретать на достаточно серьёзном уровне. Но нами доказано об ­ ратное, и мы идём в этом направлении. аспирантов, магистров, которые имеют заказы от предприятий даже из соседних регионов на решение проблем, в том чис ­ ле по замещению комплектующих. Сейчас с данковскими ребятами решили задачу по сокращению пыли вокруг доломитово ­ го производства, которая наносит огром ­ ный вред окружающей среде. Оформим бедянского, Данковского районов. Есть патент, представим его на Международ- договорённость с Липецким районом. ном салоне инновационных технологий У ребят серьёзные идеи и наработки по внедрению в производство. Будем про ­ должать работу. в 2023 году. Что касается «Архимед» санкций, то, думаю, их не стоит бояться. Мы сейчас на таком уровне, когда можем выйти из санкций с победой. Наши учени ­ ки произведут такой товар, который и не снился западным странам. — Крупные производственные ком- — У вас и ваших воспитанников в об- пании так легко доверяют передовым щей сложности около 700 новаторских идей, среди них около 100 оформле ­ ны в виде патентов. Озвучивая такую цифру, кажется, что получить патент способ разбогатеть. Нет. Лучший способ — просто™ развивать науку. Если средства, которые тратятся на войну, направить на освоение космоса, других планет, то давно бы на Луне и Марсе «яблони цвели». За наукой будущее. — Самое трудное — убедить школьника в том, что он может изобретать. Идёшь на всякие ухищрения, цепляешься за что-то, чтобы он поверил в себя. Детская психоло ­ гия рассчитана на похвалу. Но нельзя пере ­ борщить и нельзя недооценить. Когда он получает патент, бежит к родным, друзьям, в школу и делится успехом. Когда там всем ребёнок через творчество надоедает, то приходит ко мне за новым до ­ стижением. К тому же это отличная проф ­ ориентация изучает производство, фундаментальные науки уже не на уровне запоминания, а на уровне «мне это надо, чтобы решить про ­ блему». Многие находят некий принцип, по которому в дальнейшем работают над раз ­ личными задачами. Для педагога высшее призвание, когда его ученики пошли даль ­ ше, чем он. И у меня есть такие. — В чём основа нестандартного мышления? — Сделать что-то оригинальное не ­ традиционным способом. Есть психоло ­ гическая инерция, которая проявляется, например, когда мы управляем автомо ­ билем, смотрим по сторонам, говорим с собеседником. Это удобно, но психоло ­ гическая инерция вредна при решении творческих задач. Если вам скажут, что нужно сконструировать лопату для убор ­ ки снега, то вы пойдёте делать что-то за ­ гребущее, держащее, потому что видели дворника, сами ей работали. Но конечная цель — убрать снег. Если заменить сло ­ во лопата на штуковину, устройство, то мысль пойдёт иначе. Ведь штуковиной может быть бульдозер, лазер, труба с го ­ рячей водой. Мы думаем и мыслим сло ­ вами. Они нас ограничивают. Это лишь один пример. Есть серьёзные методики по раскрепощению мыслей. — В феврале Владимир Путин объявил в России десятилетие науки и техно ­ логий. В мае в одном из интервью вы говорили о проекте «Дети-новаторы Липецкой области» и о том, что хотите тиражировать его опыт в районах, на базах «Точек роста». Удалось? — Наша цель — научить детей изобре ­ тать, но главнее — создать в каждом рай ­ оне Центр молодёжного инновационного творчества. У нас совместно с Алексан ­ дром Николаевичем Рябченко возникла идея обучить нашим методикам от каж ­ дого района хотя бы по одному руково ­ дителю «Точки роста». Везде есть тол ­ ковые ребята, которые хотят заниматься изобретательством, им надо помогать. В нашей области, по всей стране должны быть тысячи ребят-изобретателей. Ещё Рубинштейн сказал, что изобретатель ­ ство доступно каждому человеку. Сейчас в проекте 20 человек из Воловского, Ле- — Может ли наука действительно объ ­ единить мир или это только гонка ум ­ нейших? — Может. Наука — двигатель, который не даст превратиться в болото. Она всегда была стимулом для прогресса, здоровая конкуренция только на пользу. Это аме ­ риканцы извратили, что война — лучший Беседовала: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz