Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 февраля 2022 года № 05 (379) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 а= Положение стоя во время учёбы за партой-конторкой обеспечивает свободный кровоток во всём теле и свободное дыхание , II В каждом классе есть различные тренажёры, , на которых ученики могут заниматься даже во время уроков урок математики. Но Миша пойдёт на него один. Ему труд ­ но даются точные науки, поэтому он занимается с другим учителем и по другой программе. — Каждый ребёнок у нас со своими особенностями, к каждому надо найти свой подход, поэтому продумываешь задания индивидуального характера с учётом способностей ребёнка, — говорит учитель начальных классов школы № 17 Жанна Иванова. — Вторая половина дня посвящена внеурочной деятельности. Это и подвижные игры, ритми ­ ка, речевая практика, то есть мы работаем над речью уст ­ ной, письменной. Я знаю их лучше, чем родители, могу продумать всю воспитательную работу и к каждому найти индивидуальный подход. Дефицит кадров Проект «Инклюзивное образование: толерантность, до ­ ступность, качество» реализуется в Липецке с 2017 года. Его цель — включить детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне со здоровыми сверстниками. На момент запуска проекта в городе было 154 специализированные группы в детских садах и 25 специальных классов в четырёх шко ­ лах. Сегодня работает 198 таких групп в детсадах и 61 — в школах. Но это специализированные группы, инклюзив ­ ных же, где обычные дети ходят в садик или учатся в школе с ребятами с ОВЗ, по-прежнему мало. Инклюзивные группы созданы в 33 детских садах — их посещают почти тысяча ребятишек до 7 лет. Со школами всё гораздо труднее — инклюзивные классы есть в 26 школах, но туда ходят всего лишь 157 детей с ОВЗ. Казалось бы, в чём проблема открыть инклюзивный или специальный класс в школе, ведь дополнительных лицензий для работы с особенными детьми не нужно. Но от обычных школ инклюзивные отличаются уровнем пе ­ дагогического состава и специально оборудованной инфра ­ структурой. — Наиболее острой проблемой является дефицит квали ­ фицированных специалистов для проведения коррекцион ­ ных занятий, — поясняет председатель департамента обра ­ зования Светлана Бедрова. — Для выполнения требований действующего законодательства и проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий необходимо дополнительно ввести в штатное расписание школ города более 20 ставок учителей-дефектологов и учителей-логопе ­ дов. При этом даже утверждённые в штатном расписании отдельных школ ставки указанных специалистов остаются на сегодняшний день вакантными по причине невысокой зарплаты. Директора иногда решают эту проблему за счёт совмещения должностей внутри учреждения, привлечения внешних совместителей. Организуют дополнительное обу ­ чение своих же педагогов. Но проблема с кадрами остаётся. — С некоторыми ребятами на уроках должны сидеть тьюторы, дефектологи. Потому что такому ребёнку нуж ­ на дополнительная помощь. Например, нужно взять руку и показать, где писать, сказать, что надо повторить за учи ­ телем, — поясняет Ирина Борисова. Денежный вопрос Основная причина нехватки кадров банальна — нехватка денег. Вопрос о необходимости увеличения финансирова ­ ния инклюзивного образования департамент образования города поднимал неоднократно. Если для работы специа ­ лизированного класса в спецшколе выделяется около 5 млн в год, то на инклюзивные классы средств требуется больше. — Для школы, где все дети с ОВЗ и есть необходимые штатные специалисты, этого финансирования может быть достаточно, — пояснил представитель департамента об ­ разования на заседании специализированной комиссии в горсовете. — Точно такая же сумма выделяется и обыч ­ ной школе, если в ней сформирован такой класс или ребё ­ нок обучается инклюзивно — но в этой ситуации денег ка ­ тастрофически мало. Ведь даже для одного ребёнка с ОВЗ в обычной школе требуется введение дополнительных ста ­ вок: тьютора, то есть воспитателя, который сопровождает ребёнка, логопеда, психолога, дефектолога и других. В январе департамент образования обратился за по ­ мощью к городскому Совету, чтобы депутаты вышли с соответствующей инициативой в облсовет. Там уверены, необходимо предусмотреть поправочный коэффициент финансирования в случае, если ребёнок с ОВЗ обучается не в специализированной школе, а в инклюзивном классе обычной школы. Доказано историей Некоторых родителей пугает, что в одном классе с его здоровым ребёнком будет сидеть «особенный», не такой, как большинство одноклассников. Правда, они забыва ­ ют, что есть много известных «особых» личностей. Так, например, Билл Гейтс, который страдает аутизмом, смог создать компанию Microsoft. Глухой Бетховен писал ге ­ ниальные произведения. Лауреат Нобелевской премии Стивен Хокинг в 20 лет был практически полностью па ­ рализован из-за развития неизлечимой формы атрофи ­ рующего склероза. Этот список можно продолжать бес ­ конечно. Уже давно доказано, что чем раньше ребёнок войдёт в общество обычных людей, тем больше шансов, что он станет полноценным членом этого общества. Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ Александра Рощупкина, руководитель ЛОО «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» — Инклюзивное образование жизненно необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это даёт им возможность интеграции в обществе, ощущение себя обычным его членом. На самом деле сегрегация, которая возникла у нас, когда развивалось специализированное образование, когда детей с аутизмом не брали на специализированное обучение, а было только надомное, даёт печальные плоды. Преимущественно все они попадают в психоневрологические интернаты, когда становятся взрослыми, потому что не могут себя обслуживать, не умеют общаться. А в школе помимо академических навыков ребёнок получает много жизненных компетенций, что даёт возможность в дальнейшем жить самостоятельно просто с поддержкой. Поэтому инклюзия — это возможность жить нормальной жизнью человеку с инвалидностью. Сегодня основные трудности инклюзивного образования в том, что оно развивается не масштабно, а точечно. При таком подходе создание особых образовательных условий затруднительно, так как они несут дополнительную финансовую нагрузку на школу. НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ГРАНТОВ Екатерина Заломова, руководитель департамента коммуникаций Ассоциации «Аутизм-Регионы» — В Липецкой области ситуация с инклюзивным образованием детей с РАС положительно отличается от многих регионов, потому что здесь власть слышит родительский запрос и сотрудничает с сильной родительской организацией ЛРОО «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке». Но сделать предстоит ещё многое — как минимум обеспечить устойчивую финансовую поддержку инклюзии, чтобы проекты для детей с РАС перестали зависеть от грантов и получили полное бюджетное финансирование. Тогда детские сады и школы смогут нанимать нужное количество тьюторов и повышать квалификацию педагогов. Нужно обеспечить детям с РАС специальные образовательные условия. Прежде всего — индивидуальный подход и доказательные психолого-педагогические методики. Надо обучить всех педагогов таким методикам и обязательно учить этому студентов в вузах. И, конечно же, нужна информационная поддержка инклюзии со стороны государства, чтобы инклюзия в нашей стране вошла в число общепринятых ценностей. СФОРМИРОВАТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ Надежда Савина, педагог-психолог отдела сопровождения инклюзивного образования — Инклюзивный формат образования оказывает положительное влияние не только на обучающихся с ОВЗ, но и на типично развивающихся детей. Обучаясь рядом с «особым» ребёнком, дети начинают по-другому воспринимать некоторые вещи. Они становятся более терпимыми к особенностям других людей, не только людей с ОВЗ, сочувствующими, восприимчивыми к чужому горю и трудностям. Ребята чаще готовы прийти на помощь, оказать поддержку. Педагоги при включении ребёнка в класс оказывают плотную психолого-педагогическую поддержку, проводят уроки доброты, на которых с ребятами из регулярных классов моделируют различные жизненные ситуации и вместе ищут пути их решения. В результате ребята учатся думать, анализировать различные социальные ситуации и находить верные для себя решения. Ребёнок, обучающийся в инклюзивном классе, привыкает к тому, что все люди разные и каждый уникален по-своему. Именно таким образом формируется толерантное общество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz