Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 8 ноября 2022 года № 43 (417) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 году, чувствуя приближение революции, Сергей Никифорович сам раздал земли крестьянам. И попрощался с ними — осо ­ бым образом. — Мой дед работал у него в усадьбе, — рассказывает жительница Долгоруково Ва ­ лентина Черных. фортепиано на балкон и играл день и ночь, день и ночь. А работники стояли поодаль и плакали. Чувствовали: прощается барин. Говорит, барин вывез Московская государственная консерватория. Класс Василенко. 1950-е гг. Василенко был и замечательным ди ­ рижёром. После консерватории он ди ­ рижирует оркестром, путешествует по Европе. По-дружески общается там с музы ­ кантами, в том числе с Камилем Сен-Сансом и с Рихардом Штраусом. В 1907-м организу ­ ет Исторические концерты — для рабочих, студентов, интеллигенции. В них выступа ­ ли лучшие артисты, а билеты были доступ ­ ны для всех. Концерты шли 10 лет, до самой Октябрьской революции. А уже в 1918-м он снова организует в Москве общедоступные концерты-лекции. — Сейчас трудно представить, чтобы в парке Сокольники звучала симфониче ­ ская музыка, — рассказывает проректор Мо ­ сковской государственной консерватории имени Чайковского, профессор, доктор ис ­ кусствоведения Константин Зенкин. была блестящая страница в истории нашей музыкальной культуры. В 20-х годах, когда в Москве начали ра ­ диовещание для массового слушателя, Ва ­ силенко участвует в организации трансля ­ ций концертов классики. считают одним из основателей Ташкент ­ ской национальной оперы — вместе со сво ­ им учеником Мухтаром Ашрафи он написал первую узбекскую оперу «Буран». Она име ­ ла оглушительный успех — 40 аншлагов. Музыка их объединила В проекте «Сергей Василенко. Оживляя легенду» удалось объединить больше 200 человек: артистов Липецкого Дома музы ­ ки, солистов филармонии, преподавателей областного колледжа искусств, сотрудни ­ ков учебно-методического центра повыше ­ ния квалификации работников культуры и искусства. Откликнулись и учёные из Москвы: из консерватории и национально ­ го музея музыки имени Глинки. Создали сайт и документальный фильм, проводят конференции, выставки, мастер-классы для одарённых детей от лучших музыкантов страны. С концертами артисты проехали по многим районам области, эту музыку услы ­ шали тысячи людей. В программе концерта в ОЦКНТ были кантата о Китеже, концерты Серёже Василенко 13 лет. 1885 г. L ff. ЖИТЬ — ЭТО ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ ВО ВСЮ СИЛУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА БЛАГО РОДИНЫ Педагог и композитор В Московской консерватории Сергей Никифорович работал с 1907 года до самой смерти, до 1956-го. Именно по его иници ­ ативе создали кафедру инструментовки. По его трудам студенты учатся и сейчас. Профессор Василенко, опираясь на тради ­ ции русской классической школы, строил советскую музыкальную культуру. Осмыс ­ лил и революционные эксперименты 20-х годов, и академизм сталинского периода. Он пишет в разных жанрах: песни, оперы, балеты, симфонии, музыку к спектаклям и фильмам. Проявляет интерес к фольклору разных народов. Увлекается Востоком. Его Зов памяти Василенко считали одним из самых авторитетных деятелей культуры страны. симфонический оркестр Дома музыки, два камерных хора — из Липецка и тамбовский имени Рахманинова, солисты из Липецка, Воронежа и Москвы. Кандидат искусство ­ ведения, старший научный сотрудник Национального музея музыки имени Глинки Ирина Новичкова приехала из Москвы специально на этот концерт: — Эти сочинения обязательно должен услышать каждый музыкант и вообще Это Почему его имя больше чем на полвека оказалось вычеркнуто? Возможно, из-за его дворянского происхождения — опас ­ ного для советских лет изъяна. В 1917-м его арестовывали, он больше месяца про ­ вёл в Бутырке. После революции он ни разу не приезжал в Царёвку. Официально. Хотя местные рассказывают, что в нача ­ ле 1950-х он всё-таки посещал эти места — тайно, в одежде нищего. Его видели каждый русский человек. Это удивитель у родника Гремячик и у речки Сновы. Эти места связаны с его любимой женщиной, Татьяной Алексеевной Шамбинаго, потом она стала его женой. Именно ей он посвя ­ тил Вторую симфонию — по мнению зна ­ токов, самое сильное его произведение. Здесь они катались на лодке и на лоша ­ дях, оставались на ночь и жгли костры. Местные называют Василенко «добрым барином» и вспоминают его с теплом. Крестьянкам на праздники он дарил от ­ резы ткани. Тем, у кого падала корова, выдавал высокоудойную взамен. В 1916 С женой Татьяной Алексеевной. 1947 г. для трубы и валторны с оркестром и кон ­ церт для трубы с оркестром. Их исполнили Текст: Марина Карасик Фото предоставлено Липецким Домом музыки ной красоты музыка, тем более в таком представительном исполнении. Концерт для трубы с оркестром я раньше слушала только на пластинке, живьём слышу пер ­ вый раз. Василенко был удивительным мастером.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz