Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №43 (417) 8 ноября 2022 года >1 a 1 I b£- li-l j S ki T t , ••^'5 -Zi ^и -я @k ■■ I' V g '■• -4, «Альцеста» и «Китеж» Музыкой Серёжа увлёкся ещё в детстве, гимназистом написал своё первое сочинение — музыку к драме Еври пида «Альцеста». Он мечтал о консерватории, но отец ве лел поступать на юрфак Московского университета. Там юноша учился блестяще, однако волшебство музыки ока залось сильнее. На последнем курсе Василенко решился «сменить юридическую карьеру на музыкальную». Он играл в оркестре, был помощником дирижёра, общался с композиторами и музыкантами, в том числе со своим кумиром Петром Ильичом Чайковским. — У него было много знаменитейших друзей, — расска зывает заслуженный деятель искусств России, доктор ис кусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Всеволод Задерацкий. — Например, художники — Нестеров, Врубель, братья Ва снецовы. Одно это свидетельствует, что он был большой и яркой, светящейся фигурой. Выпускным сочинением Василенко стала опера-канта та «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Све- тояре» — по легенде о том, как, спасаясь от нашествия Ба тыя, китежане стали молиться Богу, и город погрузился в озеро. Он получил диплом 1-й степени и золотую ме даль. Директор консерватории Василий Сафонов назвал работу произведением мирового масштаба. ОЖИВИЛИ ЛЕГЕНДУ Липецкий Дом музыки вернул липчанам имя и творчество композитора-земляка Липецке прошёл необычный концерт. В ОЦКНТ Для Сергея Василенко таким местом была Царёвка — де- звучала музыка нашего земляка, выдающегося композитора Сергея Василенко. Это имя достой- В звучала музыка ашего земляка, выдающегося ревня недалеко от Д лгоруково. Когда мальчи у было 10 лет, его отец купил эти земли и организовал успешное но стоять в одном ряду с именами Тихона Хренникова, хозяйство, лучшее в Елецком уезде. Даже когда Сергей Константина Игумнова, Надежды Обуховой, но поче му-то оказалось забытым. До недавнего времени музы ку Василенко знали только специалисты. Историческую несправедливость устранили артисты Липецкого Дома рассказывает директор музея-усадьбы «Край Долгору- музыки во главе с его художественным руководите- ковский» Надежда Крюкова. — Младший сын, Серёжа, лем Натальей Сосновской. Концерт стал завершающим в проекте «Сергей Василенко. Оживляя легенду». Никифорович уехал в Москву, он часто сюда приезжал. Именно здесь он написал свои лучшие сочинения. — В 1883 году сюда приехала дворянская семья, — с первых дней полюбил эти просторы, поля, перелески, речку. С Надеждой Ивановной мы пробираемся сквозь за росли крапивы и чертополоха высотой в человеческий рост, отдираем от одежды репьи. Ещё в 50-е тут кипела жизнь. В бывшей усадьбе Василенко жили колхозники. Тут были и магазин, и красный уголок колхоза имени Дирижёр и просветитель После консерватории Василенко творит в разных жан рах. Пишет в стилях модернизма и символизма — роман сы на стихи Блока и Брюсова, симфоническую поэму по Уайльду. Обращается к европейской музыке XVI — XVII веков, в том числе лютневой. Его смелый эксперимент — первая в истории симфония для оркестра русских на родных инструментов. Для Николая Осипова, его имя сейчас носит национальный академический оркестр рус ских народных инструментов, он написал «Концерт для балалайки с оркестром». Никто не верил, что народный инструмент можно «подружить» с симфоническим кол лективом. — На концерт многие пришли с желанием освистать, потому что такое сочетание казалось невозможным, — рассказывает доцент Московской государственной кон серватории имени Чайковского, член Союза компози торов РФ Анжелика Комиссаренко. покорена, были овации. Но публика была «Я мальчишкой жил здесь, в этой усадьбе, — рас сказывает житель Долгоруково Владимир Карташов. — Помню сады барские, аллея шикарная к речке вела. Все деревья по порядочку были посажены, всё было красиво. «Большой двухэтажный дом в квазимавританском стиле, с решётчатыми балконами стоял на горе, — писал позже Василенко в воспоминаниях. — Вокруг росли пи рамидальные тополя. С одной стороны к дому примы кал тенистый фруктовый сад, с другой — обширный парк с трёхсотлетними дубами. Лесистыми террасами спуска лись откосы к полноводной запруженной реке». От славы к забвению В истории жизни русского и советского композитора Сергея Василенко много неожиданных поворотов, ро мантических моментов и трагических коллизий. Как и белых пятен, которые ещё ждут исследователей. Его Фрунзе. музыка производит впечатление. Глубокая, разноплано вая — и очень русская. Никого не оставляет равнодуш ным. Профессионалы отмечают высочайшее мастерство, неискушённых слушателей подкупают искренность, гармония и духовность. Сергей Никифорович не только писал музыку, он был ещё выдающимся педагогом. Работая профессором Мо сковской консерватории, воспитал плеяду талантливых музыкантов. Среди его учеников — автор гимна Совет ского Союза Александр Александров, мастер оркестров ки Дмитрий Рогаль-Левицкий, народный артист Нико лай Голованов, композитор, педагог и общественный — Атмосфера Царёвки, ворвавшаяся в душу мальчика деятель Дмитрий Кабалевский, народный артист Арам своими звуками, красками, запахами, сопровождала Сер- Хачатурян и другие звёзды. В 1939-м Василенко присвои- гея Никифоровича всю жизнь, — объясняет Надежда Ива- ли звание народного артиста Узбекской ССР, в 1940-м — народного артиста РСФСР, в 1947-м удостоили высшей награды за достижения — Сталинской премии 1-й степе ни. В год 150-летия со дня рождения композитора имя Василенко, его музыку вернули людям вновь. — Исходя из реалий нынешнего времени, мне кажет ся, что сейчас появился запрос именно на такие лично сти, — объясняет Наталья Сосновская. — На настоящего русского человека, который отличался широтой души, широтой таланта и содержал в себе тот самый русский код. новна. — Она поддерживала его, дарила вдохновение. Она явственно слышна в лучших его произведениях. ДОСЬЕ Русский код У каждого из нас есть любимое место на земле. Где радость сильнее, беды отступают, душа обретает силу. Сергей Василенко (1872-1956) — автор шести опер, девяти балетов, 12 сочинений для оркестра, шести симфонических концертов. Написал музыку к восьми художественным фильмам, 12 спектаклям, более 200 романсов, песен, сюит и вариаций. Это огромное творческое наследие. Талант Василенко многогранен: его интересовали и русские темы, и восточные, и библейские сюжеты. Он увлекался импрессионизмом, символизмом, неоклассицизмом. Но основная линия творчества — классическая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz