Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)

18 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №43 (417) 8 ноября 2022 года МОЙ ИНСТРУМЕНТ ОРКЕСТР Дирижёр с липецкими корнями покоряет сердца россиян В Венском и Берлинском филар C трогий чёрный костюм и брошь с изображением Большого театра — теперь это фирменный стиль Анастасии Вельт. Высокую модельной внешности девушку уже сложно пред ­ ставить в ярком легкомысленном платье с мороженым в руках. А ведь ей всего 27. Но что же делать, если приходится руко ­ водить людьми, которые старше по воз ­ расту в два, а то и в три раза? Умудрённых опытом музыкантов, всю жизнь прорабо ­ тавших в прославленных коллективах, нужно покорить не внешностью, а свои ­ ми умениями, собранностью, музыкаль ­ ностью. Заставить поверить, повести за собой — вот сверхзадача дирижёра сим ­ фонического оркестра. Излили душу в Луганске Буквально месяц назад она ездила в ЛНР и дирижировала Луганским ака ­ демическим симфоническим оркестром. Это выступление оставило неизгладимое впечатление в душе молодого дирижёра. — Есть коллективы неповоротливые, как большие морские лайнеры. Они игра ­ ют произведение в одном стиле многие годы, перестроиться и сделать как-то по-другому им сложно. Луганский симфо ­ нический оркестр отличается от них. Это коллектив, который сразу же откликает ­ ся на призыв дирижёра, ловит каждое его движение, каждый вздох. Программа, ко ­ торую мы сыграли, была выбрана не слу ­ чайно. Итоговым произведением, кото ­ рое завершило концерт, стала симфония Дмитрия Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны». Перед выходом я настроила коллектив: «Никто не ис ­ полнит это произведение так, как вы! Вы с этим столкнулись, жили так все восемь лет». И, конечно, оркестранты откликну ­ лись. Произведение играли со слезами — излили в нём свою душу. И в зале чув ­ ствовался эмоциональный накал. Такая была тишина, что я слышала, казалось, биение своего сердца. Когда же оркестр закончил играть, одну или две минуты публика молчала, а затем разразилась аплодисментами, которые долго-долго не смолкали. Это был очень тёплый при ­ ём. Люди плакали, благодарили. Без сомнения, Анастасия Вельт за ­ помнит эту поездку надолго. Ради таких выступлений, как это, наверное, и стоит долгие годы корпеть, занимаясь музыкой наперекор всем. сия. монических оркестрах, считающихся эта ­ лонными, до сих пор коллективы на 70% состоят из мужчин. Это традиция. И кто может лучше ими руководить? Конечно же, мужчины. В ХХ веке, как известно, женщины начали доказывать, что они ничем не хуже. В России, к примеру, сте ­ реотип ломала известнейшая Вероника Дударова. У неё был очень жёсткий ав ­ торитарный стиль. На репетициях орке ­ странтов доводила до изнеможения. Но всё же музыкальная среда консервативна. Пример Дударовой — это скорее исключе ­ ние. Однако Анастасия чувствовала: ди ­ рижёр — её призвание. Однажды, сидя за инструментом в студенческом симфо ­ ническом оркестре, заметила: и струн ­ ные играют неритмично, и духовые не дотягивают, литавры вступают позже. «Я не могу сидеть в оркестре, потому что знаю, как сделать лучше, я хочу им руко ­ водить!» — мысленно сказала самой себе. Опыта управления музыкантами, есте ­ ственно, у девушки не было. Но помнила, как однажды в 16 лет, когда заболел руко ­ водитель церковного хора, она выручила — встала на его место. И получилось не ­ плохо. Этот момент запомнился Анаста ­ сии надолго. А мечту руководить более масштабным музыкальным инструмен ­ том, которым и является симфонический оркестр, она тихонько лелеяла в сердце. признаётся Анастасия. Но « СТИЛЬ ЕЁ ДИРИЖИРОВАНИЯ ДАЛЁК ОТ ТОГО «МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕСПОТИЗМА», КОТОРЫЙ БЫЛ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ МНОГИХ ВЕЛИКИХ МАЭСТРО ХХ ВЕКА » Белая ворона «Ты скрипачка. Занимайся своим де ­ лом. Что ты там себе ещё вообразила? Успокойся, какой дирижёр?» — такие рассуждения Анастасия начала выслуши ­ вать от преподавателей и сокурсников, как только впервые вслух озвучила свою мечту. Мысль о том, что молодая девуш ­ ка может стать дирижёром, многим каза ­ лась дикой. — Несколько столетий мужчины не до ­ пускали женщин до дирижёрского пуль ­ та. Это считалось чуть ли не моветоном, — рассказывает историю вопроса Анаста- Смычок и струны «Быть просто скрипачкой мне ста ло мало», что значит: просто скрипачкой? За этим выражением — многие годы тяжёлого кропотливого труда. Скрипка, если на то пошло, — один из самых сложных ин ­ струментов. На ней нет клавиш, как на фортепиано, ладов, как на гитаре, — толь ­ ко струны и смычок. Чтобы из-под них выходили более-менее приятные звуки, репетировать нужно (приготовьтесь!) по восемь-десять часов в день. Пропускаешь один день тренировки — в игре начина ­ ются сбои. Анастасия рассказывает исто ­ рию одного именитого скрипача: — Ему нужно было выйти на сцену в са ­ мом конце трёхчасового концерта. Пред ­ стояло сыграть заключительную часть «Концерта для скрипки с оркестром» Чайковского. Он проделывал всё это сот ­ ни раз. Уже и студии делали записи его исполнения. Всё равно все три часа он стоял за кулисами и репетировал. — Скрипачи — великие труженики, — резюмирует Анастасия Вельт. — Я стала заниматься скрипкой, можно сказать, случайно. С пяти лет ходила в музы ­ кальную школу по классу фортепиано в Липецке. Когда в 12 лет сдала выпуск ­ ные экзамены, стало немного не по себе: «Неужели это всё? Не будет больше мно ­ гочисленных репетиций? Не нужно после школы бежать на сольфеджио и музы ­ кальную литературу?» А тут мама вдруг решила на папин юбилей преподнести ему скрипку, игрой на которой он увле ­ кался в юности. Папа сыграл пару раз — и отложил инструмент. А я подхватила^ Окончив музыкальную школу по классу скрипки, поступила в колледж искусств

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz