Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
18 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №43 (417) 8 ноября 2022 года МОЙ ИНСТРУМЕНТ ОРКЕСТР Дирижёр с липецкими корнями покоряет сердца россиян В Венском и Берлинском филар C трогий чёрный костюм и брошь с изображением Большого театра — теперь это фирменный стиль Анастасии Вельт. Высокую модельной внешности девушку уже сложно пред ставить в ярком легкомысленном платье с мороженым в руках. А ведь ей всего 27. Но что же делать, если приходится руко водить людьми, которые старше по воз расту в два, а то и в три раза? Умудрённых опытом музыкантов, всю жизнь прорабо тавших в прославленных коллективах, нужно покорить не внешностью, а свои ми умениями, собранностью, музыкаль ностью. Заставить поверить, повести за собой — вот сверхзадача дирижёра сим фонического оркестра. Излили душу в Луганске Буквально месяц назад она ездила в ЛНР и дирижировала Луганским ака демическим симфоническим оркестром. Это выступление оставило неизгладимое впечатление в душе молодого дирижёра. — Есть коллективы неповоротливые, как большие морские лайнеры. Они игра ют произведение в одном стиле многие годы, перестроиться и сделать как-то по-другому им сложно. Луганский симфо нический оркестр отличается от них. Это коллектив, который сразу же откликает ся на призыв дирижёра, ловит каждое его движение, каждый вздох. Программа, ко торую мы сыграли, была выбрана не слу чайно. Итоговым произведением, кото рое завершило концерт, стала симфония Дмитрия Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны». Перед выходом я настроила коллектив: «Никто не ис полнит это произведение так, как вы! Вы с этим столкнулись, жили так все восемь лет». И, конечно, оркестранты откликну лись. Произведение играли со слезами — излили в нём свою душу. И в зале чув ствовался эмоциональный накал. Такая была тишина, что я слышала, казалось, биение своего сердца. Когда же оркестр закончил играть, одну или две минуты публика молчала, а затем разразилась аплодисментами, которые долго-долго не смолкали. Это был очень тёплый при ём. Люди плакали, благодарили. Без сомнения, Анастасия Вельт за помнит эту поездку надолго. Ради таких выступлений, как это, наверное, и стоит долгие годы корпеть, занимаясь музыкой наперекор всем. сия. монических оркестрах, считающихся эта лонными, до сих пор коллективы на 70% состоят из мужчин. Это традиция. И кто может лучше ими руководить? Конечно же, мужчины. В ХХ веке, как известно, женщины начали доказывать, что они ничем не хуже. В России, к примеру, сте реотип ломала известнейшая Вероника Дударова. У неё был очень жёсткий ав торитарный стиль. На репетициях орке странтов доводила до изнеможения. Но всё же музыкальная среда консервативна. Пример Дударовой — это скорее исключе ние. Однако Анастасия чувствовала: ди рижёр — её призвание. Однажды, сидя за инструментом в студенческом симфо ническом оркестре, заметила: и струн ные играют неритмично, и духовые не дотягивают, литавры вступают позже. «Я не могу сидеть в оркестре, потому что знаю, как сделать лучше, я хочу им руко водить!» — мысленно сказала самой себе. Опыта управления музыкантами, есте ственно, у девушки не было. Но помнила, как однажды в 16 лет, когда заболел руко водитель церковного хора, она выручила — встала на его место. И получилось не плохо. Этот момент запомнился Анаста сии надолго. А мечту руководить более масштабным музыкальным инструмен том, которым и является симфонический оркестр, она тихонько лелеяла в сердце. признаётся Анастасия. Но « СТИЛЬ ЕЁ ДИРИЖИРОВАНИЯ ДАЛЁК ОТ ТОГО «МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕСПОТИЗМА», КОТОРЫЙ БЫЛ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ МНОГИХ ВЕЛИКИХ МАЭСТРО ХХ ВЕКА » Белая ворона «Ты скрипачка. Занимайся своим де лом. Что ты там себе ещё вообразила? Успокойся, какой дирижёр?» — такие рассуждения Анастасия начала выслуши вать от преподавателей и сокурсников, как только впервые вслух озвучила свою мечту. Мысль о том, что молодая девуш ка может стать дирижёром, многим каза лась дикой. — Несколько столетий мужчины не до пускали женщин до дирижёрского пуль та. Это считалось чуть ли не моветоном, — рассказывает историю вопроса Анаста- Смычок и струны «Быть просто скрипачкой мне ста ло мало», что значит: просто скрипачкой? За этим выражением — многие годы тяжёлого кропотливого труда. Скрипка, если на то пошло, — один из самых сложных ин струментов. На ней нет клавиш, как на фортепиано, ладов, как на гитаре, — толь ко струны и смычок. Чтобы из-под них выходили более-менее приятные звуки, репетировать нужно (приготовьтесь!) по восемь-десять часов в день. Пропускаешь один день тренировки — в игре начина ются сбои. Анастасия рассказывает исто рию одного именитого скрипача: — Ему нужно было выйти на сцену в са мом конце трёхчасового концерта. Пред стояло сыграть заключительную часть «Концерта для скрипки с оркестром» Чайковского. Он проделывал всё это сот ни раз. Уже и студии делали записи его исполнения. Всё равно все три часа он стоял за кулисами и репетировал. — Скрипачи — великие труженики, — резюмирует Анастасия Вельт. — Я стала заниматься скрипкой, можно сказать, случайно. С пяти лет ходила в музы кальную школу по классу фортепиано в Липецке. Когда в 12 лет сдала выпуск ные экзамены, стало немного не по себе: «Неужели это всё? Не будет больше мно гочисленных репетиций? Не нужно после школы бежать на сольфеджио и музы кальную литературу?» А тут мама вдруг решила на папин юбилей преподнести ему скрипку, игрой на которой он увле кался в юности. Папа сыграл пару раз — и отложил инструмент. А я подхватила^ Окончив музыкальную школу по классу скрипки, поступила в колледж искусств
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz