Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (379) 7 февраля 2022 года 7s О Марина Карасик, обозреватель газеты «Первый номер» о т 7s > О СП О LU "□ ГП 00 > ИНКЛЮЗИЯ НЕ ИЛЛЮЗИЯ Горсовет выйдет с инициативой об увеличении финансирования классов, где учатся дети с ОВЗ Об уважении и пренебрежении Обычно по весне, когда сходит снег, улицы обнажаются, и глазам открываются грязь и мусор, которые прежде прикрывала чистая белая пелена. Этой зимой, напротив, проблемы с беспощадной жёсткостью обнажал всё прибывающий и прибывающий снег. Обнажал, во-первых, катастрофическую нехватку снегоуборочной техники. Уборку центральных улиц после новогодних каникул всё-таки взяли под контроль. Хотя несколько часов после каждого снегопада, пока дороги ещё не прочистили, езда по городу - ещё то экстремальное развлечение. А чуть свернёшь в сторону - драйв постоянно. Швырнёт тебя на улице 30 лет Октября на припаркованные автомобили или пронесёт по колее, как на саночках? Удастся дальше на сплошь ледяном повороте спокойно свернуть на Кротевича или вместе со встречным автомобилистом придётся лихорадочно осёдлывать ставшие неуправляемыми машины? Эти улицы чистят, да. Но недостаточно часто и недостаточно чисто. А песко-соляной смеси тут и вовсе не видели. Не думаю, что городским властям жалко песка. Предполагаю, машин не хватает. Во-вторых, снег обнажил жадность и пренебрежение к людям со стороны УК. Что творится во дворах? За 47 лет, что я живу в Липецке, такого, по-моему, никогда не было. В 1970-1980-е в городе повсюду работали снегопогрузчики с длинными шнеками, по которым снег поднимался в кузова грузовиков. Зимой часов с шести утра нас будил треск моторов небольших синих тракторов с отвалами-бульдозерами, которые прочищали междворовые проезды и тротуары. Да, время было другое, солярка дешёвая, техники много. Но было и кое-что ещё, что в последние годы мы как-то растеряли. Уважение к людям. Людям, которые с утра пойдут на автобусные остановки, поведут детей в детский сад. О каком уважении можно говорить, когда жители многоэтажек ежедневно месят ногами снежную кашу, исправно отстёгивая управляющим компаниям немаленькие суммы? Власть и ГЖИ пугают УК трёхсоттысячными штрафами и лишением лицензий. Но воз, точнее, снег, и ныне там. Улица Пролетарская, дом 10. УК «Привокзальная». Трактор тут иногда появляется. Но колея на проезде всё выше. Объявлений о том, что надо убрать автомобили для прочистки парковочных мест, не было ни разу. Машины буксуют тут каждый день. Люди пробираются по щиколотку в снегу. Скользят и падают на ледяных ступеньках подъездов. Улица 30 лет Октября, дом 6. Тут работает очень добросовестная женщина- дворник. У подъездов всегда чисто. Но её сил не хватает ни на парковочные места, ни на площадку у мусорных контейнеров. 2 февраля тут в очередной раз проезжал бульдозер. Чуть тронул верхушку колеи, даже не задев ледяные гребни. И нагрёб по бокам метровой высоты завалы, перегородив кое-как накатанные самими автомобилями въезды на парковку. Но с другой стороны, от самих людей стало исходить больше человечности. В прежние годы, когда на дороге попадался грузовик со снегом, в душе нарастало смутное раздражение: «дорогу загородил». Теперь же чувствуешь благодарность к работяге за рулём. Да, и водители стали вежливее: на узких улицах частного сектора съезжают вбок, приглашают проезжать, моргая фарами, а уж если придётся забуксовать, дружно бросаются на помощь. Многие жители частных домов сейчас чистят снег не только у своих калитки и гаража, но расчищают и прилегающую к их домам часть дороги. гп XI О коло 5 000 маленьких липчан нуждаются в создании особых условий для получения образования. В городе всего две специализированных школы и один детский сад. Они не могут в полной мере решить проблему доступности образования для всех ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Математика и пуговицы Здесь на помощь должно прийти инклюзивное образование, то есть совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ. — Сыну 10 лет. Сейчас он учится в инклюзивном 2-м классе рассказывает мама ребёнка с ОВЗ Светлана Во- Мы пришли записываться в школу летом, а места там в рамках своих способностей, — рассказала директор школы № 17 Ирина Борисова. — Потому что их уровень совсем другой. И чтобы дети над такими одноклассниками не смеялись, не издевались, чтобы у них была дружественная социальная об становка, мы выстраиваем именно такую линию обучения. Да, учителям в инклюзивных классах приходится разрабатывать не один план урока, а несколько, чтобы учесть особенные потребно сти всех ребят. в школе №27, робьёва. в ресурсном классе закончились ещё в феврале. Пришлось год учиться в Центре дистанционного образования, а уже на следую щий пойти снова в первый класс, но уже в обычную школу. Однако ожидание было не напрасным, уверена Светлана. За два года обучения в обычной школе ребёнок, который раньше боялся больших групп людей, научился взаимодействовать и общаться с ребятами. Глядя на одноклассников, он старается за ними тянуться, учится самостоятельности. В инклюзивном классе процесс обучения выстроен не только на получении ака демических знаний, но и на обучении бытовым навыкам. Мате матика и русский её сыну, например, даются легче, чем завязы вание шнурков и застёгивание пуговиц. Каждому своя программа Для нормального обучения ребёнка с ОВЗ нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы. Например, в школе № 17, которая в 2020 году стала лауреатом всероссий ского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» и вошла в двадцатку лучших школ, для каждого ученика с ОВЗ разраба тывается своя адаптированная программа. — Например, в обычном классе учится ребёнок с умственной отсталостью. Такие предметы, как физкультура, музыка, изобра зительное искусство, он изучает вместе со всеми, а на чтение, математику, окружающий мир ходит к другому преподавателю. То есть предметы, требующие большой умственной нагрузки, такие ребята проходят отдельно. Они продвигаются по предме- Индивидуальный подход Мы побывали в инклюзивном классе начальной школы. Рус ский язык. Учитель объясняет новую тему и задаёт вопросы. Каждый тянет руку и хочет отвечать, некоторые даже немного подпрыгивают на стуле. Первым спрашивают мальчика за вто рой партой. Он знает ответ, но ему трудно говорить. Ребята ждут, пока он расскажет, но терпения не хватает, они начинают ему по могать, последние слова класс уже произносит хором. Пока отвечал, Миша устал. Он без лишних слов сам са дится на тренажёр и крутит педали. Мише нужна смена де ятельности. Никто из одноклассников не удивляется. Здесь к этому привыкли. Дальше урок физкультуры. Учитель помогает Мише пере одеться, и он вместе со всеми бежит в спортзал. Здесь он ничем не отличается от сверстников. С удовольствием выполняет все упражнения и гоняет мяч с мальчишками. После ребят ждёт Упражнения с мячиком-ёжиком воздействуют на активные точки и способствуют развитию мелкой моторики и запуску речи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz