Первый номер. 2022 г. (г. Липецк)
12 ЛИПЕЦК СОВЕТСКИЙ ПЕРВЫЙ НОМЕР №43 (417) 8 ноября 2022 года УЧИТЬ НПЕННТН СНМПЛЕТЫ ■( 1, г Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 может развивать скорость 2 200 км/ч, дальность его полёта — 4 000 км Авиаистория Липецка от Великой Отечественной до наших дней — Мы по крупицам собирали инфор мацию о лётчиках, проводили встречи с ними, — рассказывал Владимир Мерку рьев. — Ребята слушали, раскрыв рты. Осо бенно их поразило, как лётчики летали в глубокий тыл фашистов — бомбили Бер лин, Будапешт, Кёнигсберг. Представьте: самолёты были негерметизированные, что снаружи, что внутри температура минус тридцать. А лететь 14 часов. Да ещё по но чам, без огней. И точно попасть в цель. Пе телин, Петров, Борисов, Красников, Григо рьев — вот эти герои. От них же мы узнали имя ещё одного, Дмитрия Барашева. Он по гиб в августе 1943-го. Мы пообещали вете ранам, что увековечим его память. Решили поставить на его могиле памятник. Собира- I ли металлолом, чистили снег — и заработа ли денег на обелиск, который торжествен но открыли в 1968 году. Кстати, благодаря I инициативе моих ребят в Липецке на пло- I щади 50-летия ВЛКСМ, ныне Авиаторов, появился и устремлённый ввысь истреби тель МиГ-19. Это символ славной авиаци онной истории Липецка. Г* „ „ . сударственном ордена Ленина цен- В октябре 1941-го в нашем городе сфор- тре подготовки авиационного персо- мировали 591-й истребительный полк. Его нала и войсковых испытаний Минобороны боевой путь — от Липецка до Варшавы. России имени Чкалова (начало см. в № 37 12 мая 1942-го основали Вторую от 27 сентября). егодня мы продолжим рассказ о Го- Сороковые роковые е Грозное изящество Никакая камера и никакой телеэкран не в силах передать драйв, который чув ствуешь, когда вживую наблюдаешь, как воздушную армию. Её называют Воро нежской — в те годы Липецк, Усмань и Грязи входили в состав Воронеж ской области. Этот период был очень тяжёлым. У немцев было тройное пре восходство в истребителях. Эскадрильи наших бомбардировщиков охраняли по 3-5 самолётов, а наваливались на них по 17-20 Ме-109. На 1 августа 1942-го армия имела в строю всего 30 истребителей, 51 самолёт Пе-2, 59 Ил-2 и 57 ночных бом- Бутурлиновки, Боброва. К июлю 1943-го её мощь выросла втрое — 950 самолётов, ди визии развернулись в корпуса. Ими коман довали прославленные пилоты Николай боевые истребители выполняют фигуры Каманин, Георгий Байдуков, Александр По крышкин. 275 лётчиков Второй воздушной удостоены звания Героя Советского Союза, 17 из них — дважды, а Александр Покрыш кин и Иван Кожедуб — трижды. В 1944-м в Липецке начинает работать Высшая офицерская школа ВВС. Её на зывали «малой воздушной академией». К концу войны она стала крупным центром по подготовке командных кадров авиации, обобщению боевого опыта и совершенство ванию тактики. Школу закрыли в 1960 манёвренный воздушный бой, одиночный году. Своеобразный памятник ей — улица Космонавтов, совпадающая с направлени ем взлётно-посадочной полосы одного из старейших в стране аэродромов. высшего пилотажа. «Свечка», «Штопор», «<Пикирование», «<Бочка»_ Восхищение изяществом пилотов смешивается с поч тительным ужасом перед мощью грозной техники. Такое впечатление получают не только неискушённые зрители. В копил ке нашего авиацентра масса наград самой высокой пробы с самых престижных меж дународных авиакосмических салонов и выставок, где лётчики на боевых Су-27, Су-30СМ, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали Судьбою связан с небом Центр появился на Липецкой земле в 1960 году. Сначала он размещался в Са ратовской области (1949 год, 4-й Учебный центр истребительной авиации), затем в Тамбове (1953 год, 4-й Центр боевого применения ВВС). С 1954 года находил ся в Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в Липецк и было пре образовано в Центр боевого применения бардировщиков, в основном По-2. Но уже и переучивания лётного состава ВВС. Но, как мы помним, воздушная исто рия Липецка началась задолго до этих лет, в 1912-м, когда Николай Саков основал в нашем городе «Липецкие аэропланные мастерские». В 1918-м тут приземлился первый воздушный корабль из эскадры «Илья Муромец». Потом была Вторая выс шая школа красных военлётов, 1-я разве дывательная авиаэскадрилья имени Лени на, немецкая школа «Вифупаст»^ А потом началась Великая Отечественная. начинали работать на полную мощность авиазаводы, эвакуированные с оккупи рованных территорий. В августе 1942-го армия получила 112 новых самолётов. В результате Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской операций, в которых активно участвовали лётчики, в январе-феврале 1943-го было разгром лено 15 немецких дивизий, взято в плен 86 тысяч солдат и офицеров. Перед Курской битвой Вторая воздуш ная перебазируется на аэродромы Анны, и групповой пилотаж. Пилотажные груп пы авиацентра «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи» — визитная карточка ВВС России. Центр становился базой для совмест ных учений ВВС России и Франции, России и Индии, всероссийских и международных конкурсов лётных экипажей «Авиадартс». Сохранить память Многие страницы тех грозных и славных дней стали известны благо даря стараниям Владимира Меркурье- В 1992 году липчане совершили первый ва, школьного учителя, создателя воен но-патриотического клуба «Воздушные искатели», автора книг «Липецкие кры лья» и «Липецкие соколы». в истории фронтовой авиации перелёт в США на самолётах Су-27. В 1995-м прове ли 36 учебных воздушных боёв с пилота ми ЮАР и во всех одержали победу. S^SaH^X'^e Андрей Сорокин, полковник Алексаццр Гостев, генерал- иор Александр Харчевскии. подполковник Юрий Спродышев. майор Максим Мусатов Одиночный пилотаж на Су-ЗОСМ. отстрел ложных тепловых целей Самолёты (js,-Z7 во время имитации ближнего воздушного боя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz