Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

22 ШМЖ-2021 ПЕРВЫЙ НОМЕР №42 (365) 25 октября 2021 года ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ № ласти, один из сильнейших музыкантов. Используя четыре или пять нот, он заставлял душу слушателя петь. Мы продолжаем знакомить читателей с работами слушателей Школы межэтнической журналистики, которая открыта на базе газеты. Представляем рубрику «Хранители Руси», в которой расскажем о людях, исследующих народные традиции Липецкого края. Л ипецкая область стала родной и любимой для уро ­ женца Алтая актёра театра драмы имени Толстого Владимира Юрьева. В наш город он переехал 12 лет назад. Культурное наследие региона показалось артисту до того интересным, что он с головой погрузился в его изу ­ чение. Теперь плетёт лапти, играет на гуслях и балалайке, мастерит дудочки-жалейки и считает себя полноправным липчанином не по месту рождения, а по любви. От рока к матане Будущий знаток фольклора Липецкой области родился в Барнауле. С детства был музыкально одарённым. Ему не нужно было, развивая чувство мелодии и ритма, часами играть этюды и гаммы. Он с лёту подбирал любой мотив хоть на балалайке, хоть на гармошке. — Подростком играл в панк-группе. Ребята разобрали все инструменты, а мне выпали духовые. Что-то покупал, а что-то пытался мастерить, — вспоминает Владимир. — Все песни заучивал на слух. Постепенно начал осваивать и ги ­ тару. Потом уехал работать в Бийский театр, там же учился играть на профессиональной флейте и кларнете. Но однажды на семейном торжестве он услышал, как бабушка и ее сёстры на три голоса поют что-то исконно рус ­ ское. Это так впечатлило Владимира, что он решил изучать народную русскую культуру. — До меня на торые сейчас в в но помогла земле жили мои родные люди, ко- этой земле лежат. Они жили тяжёлые времена, очень была # Г, г ’ С бабушками-певицами из села Куймань Лебедянского района , .:^|1 е- Похоронить русалку Незаменимая часть «улова» любой фольклорно-этно ­ графической экспедиции — новые знания о традициях ре ­ гиона. В селе Талицкий Чамлык Добринского района до сих пор накануне Рождества и Крещения «жгут пурину». С первой звездой жители села берут солому, ветки, дрова и, отойдя от домов, разводят костёр. Дети и взрослые собираются во ­ круг огня и вспоминают добрым словом умерших родных. Местные приравнивают этот обряд к тому, чтобы поставить свечку в церкви за упокой души. — Вплоть до 1960-х в селе Новое Дубовое соблюдался об- дён мультиинструменталист-народник. — Представить ряд похорон русалки. В последний день Русальной недели страшно: войны, болезни, нищета. Я узнал свою родослов ­ ную, имена моих предков и хочу понимать, чем они жили, как мыслили. t . ___ "М Сохранить воспоминания Когда в 2009 году актёр переехал в Липецк, город пода ­ рил сибиряку удивительную встречу. Владимир пошёл за картошкой на Центральный рынок и там познакомился со своими единомышленниками. Возле главной торговой площадки по воскресеньям собираются липчане, чтобы под гармошку исполнить матаню, «Барыню», спеть частушки и поплясать. Музыканты сразу приняли новичка, а потом познакомили с фольклорным ансамблем «Воскресение». Вместе с коллективом фольклорист ездит в экспедиции по районам Липецкой области. Общается со старожилами, собирает песни, наигрыши, жизненные истории, которые так важно сберечь для будущих поколений. Музыкант гово ­ рит, что именно культура — истинная сила народа, которая помогла нашим предкам преодолеть страшные испытания. Ведь даже в тяжёлые годы Великой Отечественной в око ­ пах звучала гармошка. Самое важное в экспедициях — со ­ брать частички жизней обычных людей, сохранить их исто ­ рии Д71Я живушцх сегодня и новых поколений, которые придут следом. — Есть такие люди, память о которых живёт и после их ухода, — рассказывает Владимир Юрьев. — Мне посчастливилось быть знако ­ мым с вирт-уозом инструментальной музыки, балалаечником Иваном Ивановичем Плотниковым из села Воробьёвка Хлевенского района. Это человек сложной судьбы, пе ­ реживший войну, но потерявший своих детей в 1990-е. При этом о он не растерял любовь к жизни и и музыке. У него было своё непо- ' вторимое звучание: арсенал при- я ёмов, мастерст ’ во импровизации. Это эталон для всей Липецкий об- в ^И"» в Z* 1 после Троицы, чтобы разгулявшаяся нежить не навредила селянам, девушки делали из соломы чучело водяной девы, одеали его и украшали. Потом, голося и причитая, несли русалку в поле и там «хоронили» — рвали на части и раз ­ брасывали по полю, — рассказывает о собранных в экспеди ­ циях обрядах Владимир. — Домой, где их ждал поминаль ­ ный стол, девушки шли уже под задорные песни. Эх, лапти, да лапти мои! Ещё одно увлечение Владимира, освоенное на професси ­ ональном уровне, — плетение лаптей. Умение фольклорист перенял у старейшей мастерицы региона Марии Михайлов ­ ны Суховой из села Преображеновка Добровского района. В свои 90 лет она плетёт несколько десятков пар на продажу. — Она объяснила мне весь процесс плетения в деталях, показала, как весной добывает липовую кору — лыко, нау ­ чила работать кочедыком — это плоское изогнутое шило, — рассказывает и показывает Владимир. В Липецкой области принято плести лапти из липового лыка. Прежде чем начать работать, материал необходимо отмочить в горячей воде. Затем лыко нарезают на тонкие полоски одинаковой ширины. Работа начинается с пятки, затем она утягивается по размеру ноги. Следом мастер при ­ ступает к подошве и загибает концы лык наверх, образуя «голову» лаптя. — Некоторые используют пять лык, — объясняет Влади ­ мир. — Мария Михайловна научила меня плести из шести — на 12 концов, так говорят в её деревне. Мастерство она переняла от деда. Плетение лаптей считается мужским за ­ нятием, но в Преображеновке им занимались и женщин^! — это было основным промыслом деревни. Плетёная обувь остаётся актуальной и в XXI веке. От неё веет теплом рук мастера. Даже в век глобализации, когда люди с лёгкостью забывают обычаи предков, традиционная культ ’ ура пробивается и живёт благодаря таким увлечён ­ ным людям, как Владимир Юрьев. Текст: Анна Черкасова Фото автора и из архива героя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz