Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №42 (365) 25 октября 2021 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О 00 о "О =1 о "О '< П П НАШ МУЗЫКАЛЬНЫЙ А в словаре Даля более 200 тысяч слов Абсолютно не нова мысль о том, что значение слов, то есть их КАЧЕСТВО, определяет нашу жизнь: по-разному живут два человека, один из которых «идёт на работу», а другой «самозанятый». Один «содержит животных», а у другого — «любимый питомец». Но, оказывается, и количество слов имеет важное значение для нашей жизни. В романе «Война и мир», по данным различных источников, около 500 тысяч слов. Вероятно, это потому, что Лев Николаевич Толстой просто не мог написать всё, что хотел, короче. А переписка Виктора Гюго с издателем стала уже классикой лаконизма: «?» — написал автор «Отверженных» и получил ответ: «!». Объём текстов в этих случаях несопоставим. Но и ситуация, и коммуникативная задача, и экспрессивные характеристики личности очень различаются! Так почему же в современной действительности всё чаще побеждает принцип формата? Школьник, заканчивающий 9-й класс, должен написать изложение объёмом не менее 70 слов — такой вот «щадящий режим». При этом и верхний предел, увы, тоже определён: по условиям сокращения тексты, которые предлагаются, никак не получатся более 90 слов. То есть, если ребёнок способен запомнить и написать больше, у него будет отрицательная оценка. Аттестат зрелости предполагает написание письменной работы по русскому языку не менее 150 слов. Естественно, что при таких условиях и не нужно здравомыслящему подростку (или всё- таки, по-фонвизински, «недорослю»?) стараться рассуждать широко и писать красноречиво. Газетная или журнальная статья чётко определена в процентах: сколько должно быть словесного текста, а сколько — графических иллюстраций. В таких границах точно не смогли бы творить ни Белинский со своими литературными мечтаниями страниц на 15, ни Зощенко с фельетонами- «коротышками» — неформат, однако! Во многих «электронных приёмных», позволяющих обратиться с вопросом в общественное учреждение, текстовое «окошко» настроено на определённое количество символов — очень маленькое. Подробно изложить ситуацию гражданин не сможет «по техническим причинам». Можно ещё множество примеров приводить, размышляя о том, почему же сегодня не видно новых Тургеневых и Булгаковых. Но формат этой колонки не предполагает многословных прений. Ибо, как сказал Маяковский, «между писателем и читателем стоят посредники». У нас сегодня это — Его Величество ФОРМАТ. Но это уже совсем другая история — от Замятина. Лекции-концерты1, мастер-классы! для талантливых детей, исполнение кантаты «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре», гастроли по районам области — такова основная программа предстоящего сезона Липецкого Дома музыки в рамках празднования 150-летия со дня рождения композитора Сергея Василенко. ■&**** ’ Л <. БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 9 г. Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) vk . com / rc _ flint нз ж *• г ипецкий Дом музыки получил 6,2 млн рублей от Пре ­ зидентского фонда культурных инициатив на реализа ­ цию культурно-просветительского проекта «Сергей Ва ­ силенко. Оживляя легенду». По сути, коллектив Дома музыки заново откроет липчанам имя незаслуженно забытого земляка — композитора, педагога и дирижёра, народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Сергея Никифоровича Василенко (1872-1956). Его жизненный путь и творчество стали примером служения Отечеству и оказали воздействие на формирование композиторов, ставших классиками советской музыки. О зада ­ чах проекта, о том, как он будет реализован и какие произведе ­ ния Василенко услышат липчане, «Первому номеру» рассказала автор проекта, художественный руководитель Дома музыки, му ­ зыковед Наталья Сосновская. Моя недовыполненная программа — Наталья Георгиевна, почему именно композитор Василенко заинтересовал вас? Как появился проект? — Эту идею я вынашивала много лет. Впервые музы ­ ку Сергея Никифоровича Василенко я услышала, будучи студенткой: в Липецке выступал Воронежский симфони ­ ческий оркестр под управлением Владимира Вербицкого. После выступления в Липецке появилась развёрнутая ста ­ тья в главном в то время музыковедческом журнале страны «Музыкальная жизнь». Концерт произвёл на меня большое впечатление. Когда я после окончания консерватории стала работать в Липецкой филармонии в качестве музыковеда, ю со 10 00 об о I о п и о п «КОЩЕЙ. НАЧАЛО» Режиссёр: Андрей Колпин Жанр: мультфильм, приключения мне захотелось самой организовать лекции-концерты, ко ­ торые были бы связаны с именами наших прославленных земляков-музыкантов. Есть среди них имена, которые «ле ­ жат на поверхности», — это пианист Константин Игумнов, легендарная певица Надежда Обухова. А вот Юрий Голицин и Сергей Василенко были практически неизвестны широкой публике. Моя программа о них вошла в лекторийный ре ­ пертуар филармонии. И в итоге это вылилось в конкурс-фе ­ стиваль имени Надежды Обуховой и Голицинский хоровой фестиваль. Но Сергей Василенко как бы оставался в стороне. И я каждый раз про себя думала, что это моя «недовыпол ­ ненная программа». Объяснения, когда я обращалась к сво ­ ему руководству на этот счёт, звучали по-разному: дескать, симфоническая музыка Василенко элитарна, это не Четвёр- ГРАН-ПРИ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 2021 N СБИЛИХААРЛА ЮРА БОРИСОВ ПЕ №6 1 «КУПЕ № 6» Режиссёр: Юхо Куосманен Жанр: драма, мелодрама В ролях: Юра Борисов, Сейди Хаарла 00 00 об о I о п и О п I «ЛЕДЯНОЙ ДЕМОН Режиссёр: Иван Капитонов Жанр: ужасы, триллер В ролях: Ольга Ломоносова, Алексей Розин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz