Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
18 ЖИЗНЬ БЕЗ БАРЬЕРОВ ПЕРВЫЙ НОМЕР №41 (364) 18 октября 2021 года У Ольги Зелепукиной замечательный сын. Андрею 15. Он занимается футболом и хоккеем, танцует, хорошо учится, а в свободное время с удовольствием режется в компьютерные игры. Сразу и не поймёшь, что мальчик — с аутизмом. По статистике, на 10 000 детей рождается 4-5 с расстройством аутистического спектра. ОСОБЕННАЯ МАМА О браз жизни Ольги Николаевны определяет диагноз сына. Но она не замыкается с ним в четырёх стенах. Работает — психологом в педи атрическом бюро медико-социальной экспертизы. Ведёт занятия по развитию социально-бытовых и коммуникатив ных навыков — помогает другим ребятам с РАС. По вечерам мастерит пинетки и кофточки для малышей, мягкие игруш ки, вяжет свитера для родных и друзей. Каждую вещь можно с полным правом назвать шедевром. колаевна. — Во всём. Наши тренеры по а у компании молодых ребят нельзя. Ведь неизвестно, как они отреагируют на «не- те с такими детьми. Перед тренировкой типичного» подростка. Наши дети со- сначала на планшете показывают: сегод- циально наивные, на вид большие, а по ня делаем вот это и вот так. У этих ребят сути — малыши. К примеру, Андрей долго пунктик — во всём должна быть система. Так им спокойнее. Даже приятные сюрпризы могут ока заться нежелательными. У Андрея всё расписано наперёд. В месяц он может по лучить пять подарков, выбирает их сам. Приспособиться к миру Мы беседуем с Ольгой на кухне. По квартире плывёт запах ароматного кофе и свежей выпечки — Андрей с мамой го товили сосиски в тесте. «Он очень лю бит заворачивать начинку», — улыбается Ольга Николаевна. Пока я оцениваю на вкус итоги кулинарных экспериментов, Андрей то и дело появляется на кухне — немного странной подпрыгивающей по ходкой доходит до окна, бросает на меня быстрый внимательный взгляд и удаля ется в свою комнату. По распорядку дня у него свободное время, которое он может футболу и хоккею прошли курсы по рабо- провести за компьютером. Но даже люби мая игра не захватывает его полностью — «тётя из газеты» нарушила его привыч ный миропорядок, обычно в это время они с мамой дома одни. Диагноз «аутизм» Андрею поставили к двум годам. Но мама-психолог ещё на первом году поняла: с сыном что-то не так. Старшая сестра Андрея Татьяна груд ничком живо интересовалась всем, что её Это могут быть поход в Макдоналдс, по- окружает. — У него же вообще не было интереса к окружающему миру, он не откликался на своё имя, поведение было стереотип ным, — вспоминает Ольга Николаевна. — Первый этап — непринятие ситуации — самый страшный. Хочется биться го ловой о стену, не понимаешь, за что тебе это. Не знаю, как я всё это пережила. Потом, на стадии адаптации, уже лег че. Ты понимаешь: нужно учить сына приспосабливаться к миру, потому что мир к нему приспосабливаться не будет. Каждый простейший навык, например держать ложку, тренировали месяцами. Да и сейчас наша жизнь — сплошь учёба и тренировки. не мог понять, почему в общественном туалете неприлично смотреть на других. Ушло много времени на объяснения. Телефоном Андрей тоже пользуется не как все. Сам не звонит, только отвечает родителям, когда один дома. Зато легко включает видеосвязь, чтобы мама и папа купка конструкторов или канцтоваров, убедились, что в квартире и с ним всё для поделок ему постоянно нужны фло- в порядке. « У АНДРЕЯ СВОЙ ОСОБЫЙ МИР, ЕМУ В НЁМ КОМФОРТНО. ОН ИНТЕРЕСНО МЫСЛИТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ УЧИТСЯ, ЛЮБИТ ПОМОГАТЬ ОТЦУ ДЕЛАТЬ МУЖСКИЕ ДЕЛА мастеры или пластилин. У Андрея боль- Спортивно-инклюзивно шая коллекция солдатиков, он сам вы бирает их в интернете, находит артикул, папа только заказывает. Социально наивные Сейчас Ольга Николаевна и Алексей Люди с РАС (расстройствами аутисти- Серафимович учат сына покупать про- ческого спектра) часто обладают уникаль ными способностями. Но в обычной жизни ко, где колбасу, как расплатиться у кассы. дня, чтобы мы дома сидели. Когда два, бывают абсолютно беспомощными. Тому, — Но одного его мы пока не отпу- когда три занятия в день, включая суббо- что обычные дети впитывают на примере скаем, страшно, — признаётся мама. — ту и воскресенье». окружающих, детей с аутизмом нужно ста- Пытаемся объяснять, что делать, если Сама она ходит на работу в то время, рательно и последовательно учить. заблудился, учим, у кого можно попро- когда сын на занятиях — он учится в цен — Поэтапное обучение, визуальное сить помощи. Например, у мамы с ре- тре дистанционного образования. Учится подкрепление, — объясняет Ольга Ни- бёнком или сотрудника полиции можно, мальчик неплохо, особенно любит русский Обычные дети, подрастая, с каждым годом становятся самостоятельнее. Ольга Николаевна с Андреем постоянно, в ре жиме 24 на 7. «Папа же у нас добытчик, деньги зарабатывает, а я прикрываю тыл, дукты. Андрей уже знает, где взять моло- — улыбается женщина. — Нет ни одного заблудился, учим, у кого мо но попро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz