Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №40 (363) 11 октября 2021 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О 00 О "О =| о "О '< П П КАЗАКИ В ДЖИНСАХ ■■ И БАРХАТЕ Без отчества и Отечества Академик Лихачёв ещё в 1980-е предупреждал нас, что должна быть не только экология природы, но и экология культуры, основным принципом которой должно стать сохранение материальных и духовных памятников. Особенно примечательна мысль о том, что природные ресурсы до определённой степени восстановимы, а культурные потери приводят к изменению нравственного и этического кода народа. К сожалению, мы в современном стремлении к глобализации и универсализации общественных отношений очень легко расстаёмся с уникальными культурными явлениями. Одно из таких — отчество. Этот компонент имени, исторически отсутствующий в европейской традиции, сегодня полностью вытеснен из русскоязычной массовой коммуникации: пресса, радио, телевидение представляют любого человека только по имени и фамилии. И нас не смущает, что в одной информационной заметке упоминаются, предположим, Мария Иванова — 8-летний вундеркинд и Пётр Сидоров — ректор университета. Наверное, можно в этом видеть торжество принципа равенства. Однако в приведённом примере подобное уравнивание необъективно и одинаково вредно для социализации обоих участников коммуникации. Пётр Сидоров теряет значительную долю «общественного веса», закреплённого за отчеством, а юная интеллектуалка не видит перспектив социального роста, поскольку в своём наименовании она уже равна человеку с профессорским званием. Недаром в пособиях по речевому этикету XIX ­ XX веков чётко обозначалось, что к молодому человеку следовало обращаться по отчеству, если он достиг социальной зрелости — то есть материальной и нравственной самостоятельности. Многие выпускники ЛГПУ наверняка помнят, что доброжелательное или ироничное «Владимир Сергеевич» или «Юлия Петровна» из уст преподавателя математики Фёдора Николаевича Богатырёва заставляло и осаночку поправить, и ботиночки почистить, и получше приготовиться к семинару. В этом «несерьёзном» примере только доля шутки^ Кроме того, русское отчество — это, выражаясь современным языком, своеобразный национальный бренд. Любопытно, но, например, китайские студенты, у которых уважение к традициям — часть миропонимания, никогда не говорят «Фёдор Достоевский» или «Пётр Чайковский», а старательно выговаривают «Михайлович» и «Ильич». Так, может, нам самим не стоит так скоропалительно «сбрасывать с корабля современности» завещанную отцами и культурную ценность — отчество? Оно, к тому же, и напоминание об Отечестве. Об этом прекрасно писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В швейной мастерской театра танца «Казаки России» кипит работа с раннего утра. Задача — создать более 200 костюмов к премьере. Чтобы успеть в срок, рабочий день сотрудников увеличен на несколько часов, на помощь привлечены семь ателье Липецка. Э той осенью «<Казаки России» представят новый му ­ зыкальный спектакль «Казаки в Париже» (18+). Под ­ готовка к одной из самых ожидаемых премьер осени в разгаре. Творческий пазл складывается из сотен сложней ­ ших хореографических элементов, оригинальной музыки и уникальных костюмов. Казаки 200 лет назад «Казаки в Париже» — Тогда русская армия одержала победу над Наполеоном и торжественно вошла в столицу Франции. Идея спектакля принадлежит народному артисту России художественному руководителю театра танца «Казаки России» Леониду Ми ­ лованову. Он предлагает взглянуть на события двухсотлет ­ ней давности через призму нашего времени. постановка о событиях 1814 года. — Мы живём в современном мире и, как бы ни хотели, не сможем войти в XIX век, — говорит Леонид Петрович. — Если мы наденем костюм XIX века, значит, должна быть и хореография того же времени. Но со зрителем XXI века нужно говорить понятным ему хореографическим языком. Мы покажем, как жили с 1814-го по 1816-й в Париже казаки. Они заняли всё Марсово поле, купались в Сене и лошадей там своих мыли, ухаживали за француженками. Три месяца на образ Передать атмосферу благополучной Франции, воюющей со всем миром, и России, где на защиту страны встал весь народ, в художественных образах взялся заслуженный ху ­ дожник России главный художник театра имени Евгения Вахтангова Максим Обрезков. Это его второй совместный проект с «Казаками России». Он был художником-постанов ­ щиком «Капитанской дочки». — У Максима Обрезкова креативный, современный под ­ ход. Он интересно совмещает историю с современностью, — говорит заведующая швейной мастерской Любовь Лизина. — Совмещение идёт через костюмы: основа современная — джинсы и водолазка, верхняя часть созвучна с той истори ­ ческой эпохой. I НФЕЛЬ в кино с 14 ОКТЯБРЯ ФИЛЬМ ЛАр^ИНА БУРБУЛО1 Ж Т11 <. БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 9 г. Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) Ч< vk . com / rc _ flint НЗ «ЭЙФЕЛЬ» Режиссёр: Мартин Бурбуло Жанр: драма, биография В ролях: Ромен Дюрис, Эмма Маккей ю со 10 00 об о I о п и о п ИСЧЕЗНУВШИЙ + lil '-.,1 -г- е ^s 00 ^s 00 об о I о п и о п «ВЕНОМ-2» Режиссёр: Энди Серкис Жанр: фантастика, боевик, триллер В ролях: Том Харди, Вуди Харрельсон «ИСЧЕЗНУВШИЙ» Режиссёр: Кристиан Карион Жанр: триллер, драма В ролях: Джеймс МакЭвой, Клер Фой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz