Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 октября 2021 года № 40 (363) НАШИ ЛЮДИ 19 ИСТОРИЯ ЛЁТНОЙ КНИЖКИ М узей Липецкого авиацентра попол нился новым экспонатом. Лётную книжку участника Великой Отече ственной войны лейтенанта Василия Маль- ко на вечное хранение передал военный лётчик Герой России Владимир Богодухов. Исторический документ в пункте приёма макулатуры случайно нашёл липчанин Валерий Семикопенко. Он собирает «пе чатную» историю Липецка: старые книги с упоминанием о городе, открытки и фото графии. — Среди вороха ненужных бумаг увидел лётную книжку Василия Малько, — расска зал Валерий. — Оставить её там не смог. Всё, что связано с Великой Отечественной вой ной, для меня свято. Победа в той страшной бойне — наша главная национальная гор дость. Ii fl 1 № Найти родных лейтенанта Малько Валерий пытался самостоятельно найти родственников пилота, чтобы узнать хоть что-то о его судьбе. После безрезультатных поисков обратился за помощью в исполком «Единой России». Сообщение опубликова ли в социальных сетях. Так удалось выяс нить, что Василий Малько умер в 1986 году и похоронен в городе Тихорецке Красно дарского края. У него было трое детей. Два сына уже умерли. Осталась дочь Галина. О ней было известно только то, что она дол гое время работала на НЛМК. Найти её кон такты, узнать, жива ли она, у Валерия так и не получилось. После передачи исторического докумен та в музей авиацентра корреспонденты га зеты «Первый номер» начали свои поиски родных пилота. Несмотря на сложные метеоусловия Изучив данные лётной книжки и откры тых документов Министерства обороны, выяснили, что Василий Ефимович Маль- ко в Красной армии числился с 1933-го по 1935 год — это годы срочной службы, потом с 1941-го. Участие в боевых действиях при нимал с мая 1942 года. Ранений или конту зий не имел. Переобучение он проходил с 27 июля по 8 августа в 4-й авиационной эска дрилье 6-го отдельного учебно-тренировоч ного авиационного полка. В это время 4-я АЭ 6-го ОУТАП базировалась в Будённовске (Ставропольский край). Там пилот постигал Сбил два самолёта азы управления самолётом У-2. До этого он практиковал полёты на Р-5. После курсов Василий Малько был направлен в 425-ю отдельную армейскую авиационную эска дрилью связи. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Кёнигсберга» и другими. В наградных документах, которые уда лось разыскать, указано: «В период Отече ственной войны овладел специальностью пилота. Был откомандирован в эскадрилью и за время службы с 30.04.44 г. совершил 323 полёта с налётом 340 часов по связи с офицерами штаба тыла 4-й воздушной ар мии. Летает в сложных метеорологических условиях, задания выполняет с большим желанием, точно и в срок. Особенно большую работу проделал не знаю. Скорее всего, был призван в первые т. Малько в период наступления фронта на территории Польши и Германии, работая р Лётную книжку участника Великой Отечественной войны лейтенанта Василия Ефимовича Малько в музей авиацентра передал герой России Владимир Богодухов вместе с офицерами штаба тыла по изыска нию мест армейских баз снабжения авиаци онным горючим, доставке офицеров Управ ления тыла в боевые части армии, чем способствовал материальному обеспечению частей в боевых операциях. 26 января 1945 г., получив задание на доставку срочных пакетов с боевым рас поряжением РАБам (районным авиацион ным бригадам. — Прим. ред.) армии, вме сте со штурманом звена мл. лейтенантом Гордовым, несмотря на исключительно сложные метеоусловия (снегопад, низкая облачность), произвёл несколько посадок, История семьи чтобы передать погоду, пробился через плохую видимость, но задание выполнил в установленный командованием срок. Та кие примеры исключительно самоотвер женной работы т. Малько не единичны. За самоотверженность, отличное выполнение задания пилот Малько достоин награжде ния орденом Красной Звезды. Приказ командующего 4-й воздушной переехали в Тихорецк, где похоронены на армии 2-го Белорусского фронта № 066/н о награждении был подписан 8 июня 1945 года. «Первому номеру» удалось найти пле мянника Василия Малько. 81-летний Ген рих Ужегов живёт в Тихорецке. Он рас сказал, что Василий Ефимович переехал в Липецк в 1950-е вслед за своей супругой, где прожил несколько лет. Затем вернулся в Тихорецк. — Мы жили с ним в одном доме. Потом ему, как участнику Великой Отечественной, выделили квартиру. Правда, пожить там ему не удалось. Через год Василий Ефимо вич умер, — рассказал по телефону Генрих чтобы увидеть лётную книжку отца. Николаевич. — Дядя не любил рассказывать о своём прошлом. Тем более о том, что свя зано с войной. Но однажды он вспоминал, что сбил два вражеских самолёта. Когда точно Василий Ефимович попал на фронт, дни. Мы тогда жили все в одном большом доме. Когда немцы начали бомбить Ти хорецк осенью 1941 года, дяди и его семьи с нами уже не было. Я помню, как меня с матерью эвакуировали. Было холодно, она замотала меня во что-то тёплое и несла на руках. Мы ушли, но в доме оставалось мно го родственников. Семья была большая, 12 человек. Когда вернулись, никого из них в живых уже не было — прямое попадание снаряда в бомбоубежище, которое было у нас во дворе. Немцы даже не давали похо ронить по-человечески. Мать тайком выно сила останки и закапывала их. Как рассказал Генрих Николаевич, старший сын Василия Малько, Лев Васи льевич, окончил политехнический инсти тут. Был руководителем одной из круп нейших шахт Донбасса — Комсомольской. Младший, Виктор Васильевич, с 1970-го по 1993-й работал токарем на Липецком тракторном заводе. Позже они, как и отец, одном кладбище. «Первому номеру» удалось найти дочь пилота Галину Малько. Ей 87 лет. Она до сих пор живёт в Липецке. Закончила ме теорологический техникум. Два года рабо тала по специальности синоптиком, затем трудилась на НЛМК. О героическом про шлом своего отца почти ничего не знает. — Он рано ушёл из семьи, — рассказа ла Галина Васильевна. — Мама поднимала нас одна. Он с нами практически не общал ся. Знаю, что последние свои годы жил в Тихорецке. Поэтому, как могла его лётная книжка оказаться в Липецке, неизвестно. Дочь ветерана сказала, что если найдёт в себе силы, то посетит музей авиацентра, Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин «Первый номер» благодарит редакцию газеты «Тихорецкие вести» за помощь в поиске родных пилота Василия Малько. СПРАВКА Р-5 (разведчик пятый) — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов. В первые годы Великой Отечественной войны использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика. Также эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. У-2 — многоцелевой биплан , созданный в 1927 году. Стал одним из самых массовых самолётов в мире. В мирное время использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами и в качестве почтового самолёта. На У-2 проходили обучение начинающие лётчики. В годы Великой Отечественной У-2 переоборудовали в лёгкий ночной бомбардировщик. Нацисты прозвали У-2 «рус-фанер», или «кофейная мельница». Гитлеровцы считали, что по ущербу для их армии он уступает только более дорогому и современному Ил-2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz