Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 октября 2021 года № 40 (363) НАШИ ЛЮДИ 19 ИСТОРИЯ ЛЁТНОЙ КНИЖКИ М узей Липецкого авиацентра попол ­ нился новым экспонатом. Лётную книжку участника Великой Отече ­ ственной войны лейтенанта Василия Маль- ко на вечное хранение передал военный лётчик Герой России Владимир Богодухов. Исторический документ в пункте приёма макулатуры случайно нашёл липчанин Валерий Семикопенко. Он собирает «пе ­ чатную» историю Липецка: старые книги с упоминанием о городе, открытки и фото ­ графии. — Среди вороха ненужных бумаг увидел лётную книжку Василия Малько, — расска ­ зал Валерий. — Оставить её там не смог. Всё, что связано с Великой Отечественной вой ­ ной, для меня свято. Победа в той страшной бойне — наша главная национальная гор ­ дость. Ii fl 1 № Найти родных лейтенанта Малько Валерий пытался самостоятельно найти родственников пилота, чтобы узнать хоть что-то о его судьбе. После безрезультатных поисков обратился за помощью в исполком «Единой России». Сообщение опубликова ­ ли в социальных сетях. Так удалось выяс ­ нить, что Василий Малько умер в 1986 году и похоронен в городе Тихорецке Красно ­ дарского края. У него было трое детей. Два сына уже умерли. Осталась дочь Галина. О ней было известно только то, что она дол ­ гое время работала на НЛМК. Найти её кон ­ такты, узнать, жива ли она, у Валерия так и не получилось. После передачи исторического докумен ­ та в музей авиацентра корреспонденты га ­ зеты «Первый номер» начали свои поиски родных пилота. Несмотря на сложные метеоусловия Изучив данные лётной книжки и откры ­ тых документов Министерства обороны, выяснили, что Василий Ефимович Маль- ко в Красной армии числился с 1933-го по 1935 год — это годы срочной службы, потом с 1941-го. Участие в боевых действиях при ­ нимал с мая 1942 года. Ранений или конту ­ зий не имел. Переобучение он проходил с 27 июля по 8 августа в 4-й авиационной эска ­ дрилье 6-го отдельного учебно-тренировоч ­ ного авиационного полка. В это время 4-я АЭ 6-го ОУТАП базировалась в Будённовске (Ставропольский край). Там пилот постигал Сбил два самолёта азы управления самолётом У-2. До этого он практиковал полёты на Р-5. После курсов Василий Малько был направлен в 425-ю отдельную армейскую авиационную эска ­ дрилью связи. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Кёнигсберга» и другими. В наградных документах, которые уда ­ лось разыскать, указано: «В период Отече ­ ственной войны овладел специальностью пилота. Был откомандирован в эскадрилью и за время службы с 30.04.44 г. совершил 323 полёта с налётом 340 часов по связи с офицерами штаба тыла 4-й воздушной ар ­ мии. Летает в сложных метеорологических условиях, задания выполняет с большим желанием, точно и в срок. Особенно большую работу проделал не знаю. Скорее всего, был призван в первые т. Малько в период наступления фронта на территории Польши и Германии, работая р Лётную книжку участника Великой Отечественной войны лейтенанта Василия Ефимовича Малько в музей авиацентра передал герой России Владимир Богодухов вместе с офицерами штаба тыла по изыска ­ нию мест армейских баз снабжения авиаци ­ онным горючим, доставке офицеров Управ ­ ления тыла в боевые части армии, чем способствовал материальному обеспечению частей в боевых операциях. 26 января 1945 г., получив задание на доставку срочных пакетов с боевым рас ­ поряжением РАБам (районным авиацион ­ ным бригадам. — Прим. ред.) армии, вме ­ сте со штурманом звена мл. лейтенантом Гордовым, несмотря на исключительно сложные метеоусловия (снегопад, низкая облачность), произвёл несколько посадок, История семьи чтобы передать погоду, пробился через плохую видимость, но задание выполнил в установленный командованием срок. Та ­ кие примеры исключительно самоотвер ­ женной работы т. Малько не единичны. За самоотверженность, отличное выполнение задания пилот Малько достоин награжде ­ ния орденом Красной Звезды. Приказ командующего 4-й воздушной переехали в Тихорецк, где похоронены на армии 2-го Белорусского фронта № 066/н о награждении был подписан 8 июня 1945 года. «Первому номеру» удалось найти пле ­ мянника Василия Малько. 81-летний Ген ­ рих Ужегов живёт в Тихорецке. Он рас ­ сказал, что Василий Ефимович переехал в Липецк в 1950-е вслед за своей супругой, где прожил несколько лет. Затем вернулся в Тихорецк. — Мы жили с ним в одном доме. Потом ему, как участнику Великой Отечественной, выделили квартиру. Правда, пожить там ему не удалось. Через год Василий Ефимо ­ вич умер, — рассказал по телефону Генрих чтобы увидеть лётную книжку отца. Николаевич. — Дядя не любил рассказывать о своём прошлом. Тем более о том, что свя ­ зано с войной. Но однажды он вспоминал, что сбил два вражеских самолёта. Когда точно Василий Ефимович попал на фронт, дни. Мы тогда жили все в одном большом доме. Когда немцы начали бомбить Ти ­ хорецк осенью 1941 года, дяди и его семьи с нами уже не было. Я помню, как меня с матерью эвакуировали. Было холодно, она замотала меня во что-то тёплое и несла на руках. Мы ушли, но в доме оставалось мно ­ го родственников. Семья была большая, 12 человек. Когда вернулись, никого из них в живых уже не было — прямое попадание снаряда в бомбоубежище, которое было у нас во дворе. Немцы даже не давали похо ­ ронить по-человечески. Мать тайком выно ­ сила останки и закапывала их. Как рассказал Генрих Николаевич, старший сын Василия Малько, Лев Васи ­ льевич, окончил политехнический инсти ­ тут. Был руководителем одной из круп ­ нейших шахт Донбасса — Комсомольской. Младший, Виктор Васильевич, с 1970-го по 1993-й работал токарем на Липецком тракторном заводе. Позже они, как и отец, одном кладбище. «Первому номеру» удалось найти дочь пилота Галину Малько. Ей 87 лет. Она до сих пор живёт в Липецке. Закончила ме ­ теорологический техникум. Два года рабо ­ тала по специальности синоптиком, затем трудилась на НЛМК. О героическом про ­ шлом своего отца почти ничего не знает. — Он рано ушёл из семьи, — рассказа ­ ла Галина Васильевна. — Мама поднимала нас одна. Он с нами практически не общал ­ ся. Знаю, что последние свои годы жил в Тихорецке. Поэтому, как могла его лётная книжка оказаться в Липецке, неизвестно. Дочь ветерана сказала, что если найдёт в себе силы, то посетит музей авиацентра, Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин «Первый номер» благодарит редакцию газеты «Тихорецкие вести» за помощь в поиске родных пилота Василия Малько. СПРАВКА Р-5 (разведчик пятый) — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов. В первые годы Великой Отечественной войны использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика. Также эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. У-2 — многоцелевой биплан , созданный в 1927 году. Стал одним из самых массовых самолётов в мире. В мирное время использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами и в качестве почтового самолёта. На У-2 проходили обучение начинающие лётчики. В годы Великой Отечественной У-2 переоборудовали в лёгкий ночной бомбардировщик. Нацисты прозвали У-2 «рус-фанер», или «кофейная мельница». Гитлеровцы считали, что по ущербу для их армии он уступает только более дорогому и современному Ил-2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz