Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 октября 2021 года № 39 (362) СКОЛЬКО ЖИВЁШЬ, СТОЛЬКО УЧИСЬ 23 метика, география и рисование. В женской гимназии кроме этих предметов изучали физику, историю, французский язык и руко делие. По этой причине коренные липчан- ки в XIX веке были образованнее мужчин. По крайней мере, во всех отчётах об осмотре училищ Тамбовской губернии отмечается, что успехи гимназисток хороши и что «по развитию и ясности понимания девочки выше учеников уездных училищ». На уроках пускал мух Какими были липецкие «школьники» XIX века, можно представить, например, по «Алфавитным книгам о поведении, приле жании, внимании и успехах учеников». Дети, конечно, шалили. «Алфавитная книга» за 1895-1896 академический год со общает, что такой-сякой «подсказывал на уроках математики», «занимался рисова нием на уроках арифметики», «грубо обра щался с учителем», «на уроках пускал мух с привязанными нитками к ногам», «драл ся на уроке», «пропустил семь уроков по не уважительной причине» и т. п. Чтобы повысить воспитанность учени ков, в 1851 году ввели «Правила поведения, относящиеся к наружности и дисциплине» учащихся. Воспитанник учебного заведения должен был носить уставную форму, учеб ные пособия содержать в порядке и чисто те, «уметь прилично стоять, сидеть, ходить и кланяться и на предлагаемые ему вопро сы отвечать вежливо, громко и с откры тым видом [не исподлобья]». Встречаясь с кем-либо из начальствующих и вообще со старшими, он должен был приостановить ся, поклониться ему почтительно, а если встретится с кем из старших на улице, то должен снять фуражку. Единая трудовая По состоянию на 1916 год в Липецке были реальное училище, женская гим назия, низшая ремесленная школа, ду ховное училище, пять церковно-приход ских училищ, два приходских мужских училища, приходское женское училище, два начальных смешанных училища, частное двуклассное училище госпо жи Савостьяновой, воскресная школа и высшее начальное училище. Реальное училище располагалось в кирпичном здании на Зегеля, 1, где сегодня находит ся штаб-квартира липецких «единорос сов». Оно содержалось на пожертвования и давало выпускникам право поступить в университет. После революции, как и по всей стране, учебные заведения для детей стали назы вать школами, которые были объедине ны в Единую трудовую школу. Из учебной шающее слово. Например, Марию Кон 11 Праздничная линейка, посвящённая Дню знаний. Школа № 17. 1980-е программы в первую очередь выбросили стантиновну Вяжлинскую, которая в своём Закон Божий и добавили тригономе трию, алгебру, биологию, геологию и об ществоведение. На уроках обществоведе ния дети изучали историю социализма, политическую грамоту и историю тру да. Так тогда называли политэкономию. По-другому стали и учиться. До револю ции липецкие ученики занимались до обеда, потом дома обедали и снова шли в училище. После 1917-го стали учиться сменами — четыре, пять, шесть уроков — и домой до следующего дня. Учителей фильтровали через народные комиссии — проверяли, годны они или нет для новой жизни. В комиссиях были юнцы-комсомольцы, и за ними было ре- классе с педагогическим уклоном ковала учителей для всего Липецка и Липецкого уезда, на этой комиссии забраковали. Про тив Вяжлинской выступил комсомолец Шатенштейн. Он указал на её враждебное Анатолий Филипченко и Владимир Ша отношение к делу международного союза и братства рабочих. Школьный рост Датой рождения части современных ли пецких школ стали именно 1920-1930 годы. В 1945 году в Липецке работало 19 школ: 10 средних, одна семилетка и восемь на чальных. На весь город было 326 учителей. Во время войны в городе некоторое вре мя работала 6-я Воронежская специальная средняя школа Военно-воздушных сил. Я Мари начаJ b w I я Константиновна Вяжли нская — * льница женской гимназии СТАРЕЙШИЕ ШКОЛЫ ЛИПЕЦКА Старейшее учебное заведение Липецка — гимназия № 1. Это та самая женская прогимназия, которая появилась в Липецке в 1871 году. В 1918-м её преобразовали в школу № 1, а в 1991-м ей вернули гимназический статус. На втором месте по старшинству стояла школа № 34 в Жёлтых Песках. Её открыли в 1884 году. Сначала это было одноклассное церковно-приходское училище, преобразованное в 1927 году в светскую школу. Но в 2014 году её закрыли, а номер присвоили школе на Минской улице — это школа Global. А ещё раньше № 34 носила школа на 4-м участке ЛТЗ, закрытая в 1993 году. И, наконец, самая младшая среди стариков — школа № 16. Её открыли в слободе Дикая Поляна в 1888 году. После того как Дикое вошло в черту Липецка, она получила сначала № 7, а позже № 16. Это были, в общем-то, обычные обще образовательные школы, созданные по решению правительства в 1940 году, но в них также преподавались дисципли ны, связанные с лётным делом. Почти все, кто в них учился, стали лётчиками или космонавтами. В Липецке эта школа находилась на Ушинского, 8, напротив драмтеатра. Её заканчивали космонавты талов. Школьный бум в Липецке случился в 1960-1980-е, когда чуть ли не каждый год в растущем областном центре откры валась новая школа. Сегодня в Липецке 53 общеобразова тельные школы, пять гимназий, три ли цея. В них преподают 3 500 учителей. Текст: Виктор Унрау Фото: Геннадий Логунов, ОКУ «ГАЛО», МБОУ СОШ № 17 I L I I I I Залина "МалиеВаГ руко Лариса Касимова, - водитель образцовой студии - актриса Липецкого академич еско го театра драмы имени Толстого — Я питаю нежную любовь к двум своим учителям. Э то две кла ссные руководительницы. Первая — Наталья Владимировна Зиновьева. Я ей очень благодарнадзо^ то, что она каждого своего ученика открывала. Она первая рассмотрела во мне артистические способности. ОС Первая, кто вывел меня на сцену. Она поддерживала I — меня, верила в меня. Второй учитель — это Жанна S Валерьевна, которая вела нас с 5 по 9 класс. Она 1 учила нас самостоятельности. Она была человечн-аяг- >» :ш «5 и Постоянно старалась нас всех сблизить, относиться друг к другу гуманно и ответственно — социализировала нас. Это два человека, которые повлияли на мою жизнь очень положительно. Спасибо вам! классического танца «Антре» ОЦКНТ Прошло много лет после окончан Ия отделения классической хореографии — Душанбинского музыкального училища и работы в Академическом театре оперы и балета. Часто вспоминаю моих любимых педагогов, которые — I сформировали мой характер, подарили любимую профессию. Я благодарна заслуженной артистке Таджикистана i " Александре Хайдаровне Турдыевой и народной артистке ___ Сталине Азимовне Азаматовой. Я говорю огромное спасибо ■ . 1- I 1 1- т| # I I п I л Р1 I р^ рч I р I I I IIP р е I р р| р^ч- р| I I — . „з __ за ' то, что открыли дверь в прекрасный мир балета. За любовь и терпение к своим ученикам. За воспитание характера, умения преодолевать трудности. Они говорили: «Даже если вы не будете артистами, вы должны быть порядочными — людьми. Чтобы нам не было стыдно за вас». 1 1 Борис БУжор, |исатель и драмату( ) г- Я бл ОВ — Никто из моих учителей и предположить не "■ЁЗв® мог, что я стану писателем, так как был круглым двоечником. Прогуливал школу беспощадно,-! — с огромным удовольствием. Но была у нас до девятого класса учитель русского языка и литературы, которая -считала, что у меня есть способность к сочинительствуи. . заставляла, чтобы я набивал руку и расширял словарный запас, переписывать в день страницу классического -произведения в отдельную тетрадь. Это единственное задание, __ которое я выполнял. И в жизни мне это пригодилось. Прошло время, я не знаю, где теперь моя учительница. С удовольствием подарил бы ей свою книгу или позвал бы на свой спектакль. И что-то мне подсказывает: не сильно она ■удивится, когда узнает, кем я стал. Учительницу зовут Ирина Леонтьевна Котова. Спасибо вам, Ирина Леонтьевна!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz