Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 октября 2021 года № 39 (362) ИСТОРИЯ — УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ 15 ШКОЛА ОСОБОГО РЕЖИМА te портреты классиков У чащиеся этой школы не бегают на переменах, и им почти не задают до ­ машних заданий. Сюда не вызывают для беседы родителей. Ученики приходят на уроки строем в сопровождении охранни ­ ка. На одежде каждого закреплён нагруд ­ ный знак с фамилией, статьёй Уголовного Домашних заданий практически нет, так кодекса, по которой он осуждён, и датой как у них нет столько свободного времени, окончания срока заключения. ведь они ещё и работают. Закон обязывает В остальном школа № 11, что находит ­ ся в колонии № 2, ничем не отличается ж от обычной. Здесь нет решёток на окнах, в фойе расписание уроков, санитарный пост — это требование последнего време ­ ни — и длинный коридор с классами. Ка ­ бинеты оборудованы всем необходимым: школьная доска, видеопроектор, парты, вобождении. стулья. На стене и учёных. В шкафу — учебники по програм ­ ме. На уроке учитель объясняет тему, задаёт вопросы. В классе есть как прилежные уче ­ ники, которые тянут руки, задают вопросы, так и лентяи, сидящие за последней партой. — Образование и воспитательная рабо ­ та — важная часть в деле исправления осу ­ ждённых, которые отбывают срок в местах лишения свободы. Поэтому все заключён ­ ные до 30 лет, у которых ещё нет аттестата о полном среднем образовании, обязаны его получить. Это указано в статье 112 Уголов ­ но-исполнительного кодекса России, — го ­ ворит директор школы Максим Востриков. — Если хочет учиться человек старше 30 лет, он должен написать личное заявление. литературы Дмитрий Сирченко. Свидание за пять баллов Занятия ученики не прогуливают. Про пуски бывают крайне редко и только по ува жительным причинам: болезнь, работа или штрафной изолятор. — Для кого-то школа — это способ занять себя. У нас же сидят в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления: наркотики, грабёж, изнасилование. Сроки большие, — поясняет Максим Востриков. — Кому-то это действительно интересно. А один из учени ­ ков на вопрос: «Зачем тебе образование?» ответил: «Стыдно перед детьми, что отец не отучился». К тому же за хорошие успехи в учёбе школа может ходатайствовать о по ­ ощрении. Это может быть дополнительное свидание с родными, внеплановая передач ­ ка — на усмотрение администрации коло ­ нии. Школьники по возможности участву ­ ют в олимпиадах. Проводятся различные конкурсы и соревнования между колония ­ ми. За победу участники получают сладкие подарки и грамоты. В отличие от «вольных» школьников, для заключённых грамоты и дипломы по-настоящему важны. Их учитывают при решении вопроса об условно-досрочном ос- Ученики 20+ За одной партой могут сидеть люди раз ­ ных возрастов и с разными уровнями подго ­ товки. У кого-то десять классов за спиной, а у кого-то — «три класса и коридор». Иногда и этого нет. Поэтому учителя должны так подготовить программу и уроки, чтобы за ­ нять работой каждого, подтянуть слабых, На свободу с аттестатом нагрузить более сильных. Учебный процесс — самое существенное отличие от обычных школ. — Надо учитывать, что в классе может Учителя проводят занятия и с несо ­ вершеннолетними. Сейчас из-за ковид- ных ограничений они проходят дистан ­ ционно. Педагоги и ученики общаются по быть человек, которому за 40, и тот, кому скайпу. До этого занятия проходили в оч- 20 лет. Всё напрямую зависит от школьно ­ го опыта на свободе, — рассказал учитель В про ­ грамме есть обязательные произведения, с которыми необходимо ознакомиться. Если в обычных школах дети, как правило, говорят то, что хочет услышать от них учи ­ тель, здесь иначе: это уже взрослые люди, со своей точкой зрения и определённым багажом знаний. У них взгляд на поступки героев, объяснение их поведения совершен ­ но другой, чем у ребёнка в 12-14 лет. Иногда обсуждения выливаются в целые дискуссии. С ними интересно работать. Без вопросов с дисциплиной Дисциплина на уроках железная. Пе ­ дагогам не надо повышать голос, делать замечания, выяснять отношения. — В обычной дневной школе работать сложнее, чем у нас, — рассказал учитель физики и информатики Сергей Берест- нев. — Здесь нет вопроса дисциплины. С учеником всегда можно поговорить. Это уже взрослый человек. Такие ученики не терпят фальши, с ними надо общаться максимально открыто, но при этом пони ­ мать, что перед тобой далеко не паиньки, и помнить, почему эти люди сюда попа ­ ли. К тому Высшая мера обучения Так сложилось, что сегодня в школе работают только мужчины. Хотя раньше были учителя-женщины. Средний воз ­ раст педагогов — 35-40 лет. Почти все имеют высшую или первую категорию. — Чтобы работать и в обычной школе, нужны определённый характер, закалка. Здесь это требование усиливается вдвой ­ не. Попавшим сюда впервые тяжело пре ­ одолеть страх. Вроде понимаешь, что перед тобой такой же человек, но из го ­ ловы не выходит, что он преступил закон, — говорит Максим Востриков. же каждый рабочий день начинается с проверки, чтобы попасть на территорию режимного объекта. Учителей и их вещи досматривают. Телефоны сдаются. Это выдерживает не каждый. Но со време ­ нем это всё как бы «замыливается». Опыт приходит с работой. — Если заходить в класс и видеть толь ­ ко осуждённых, ты не сможешь там дол ­ го находиться, — считает Дмитрий Сир- ченко. — Для нас, учителей, это простые ученики: Миша Иванов, Ваня Петров. Мы всегда называем их по имени и фамилии, как это делают педагоги в обычной шко ­ ле. Они тоже не говорят «товарищ учи ­ тель», а обращаются к нам на «Вы» и по имени-отчеству. Наша задача — не просто дать им образование, знания, а помочь встать на путь истинный. Показать, что можно жить по-другому. Как в дальнейшем собираются при ­ менить свои знания ученики вечерней школы № 11, выяснить не удалось — они воспользовались правом не отвечать на вопросы корреспондента. ном формате. Учителя приезжали в СИЗО к ребятам. По окончании девяти или двенадцати классов ученики выбирают, в какой форме проходить итоговую атте ­ стацию — ЕГЭ или ГВЭ. При этом в доку ­ менте нет указания, что человек окончил школу в местах лишения свободы. Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz