Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 4 октября 2021 года № 39 (362) ИСТОРИЯ — УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ 15 ШКОЛА ОСОБОГО РЕЖИМА te портреты классиков У чащиеся этой школы не бегают на переменах, и им почти не задают до машних заданий. Сюда не вызывают для беседы родителей. Ученики приходят на уроки строем в сопровождении охранни ка. На одежде каждого закреплён нагруд ный знак с фамилией, статьёй Уголовного Домашних заданий практически нет, так кодекса, по которой он осуждён, и датой как у них нет столько свободного времени, окончания срока заключения. ведь они ещё и работают. Закон обязывает В остальном школа № 11, что находит ся в колонии № 2, ничем не отличается ж от обычной. Здесь нет решёток на окнах, в фойе расписание уроков, санитарный пост — это требование последнего време ни — и длинный коридор с классами. Ка бинеты оборудованы всем необходимым: школьная доска, видеопроектор, парты, вобождении. стулья. На стене и учёных. В шкафу — учебники по програм ме. На уроке учитель объясняет тему, задаёт вопросы. В классе есть как прилежные уче ники, которые тянут руки, задают вопросы, так и лентяи, сидящие за последней партой. — Образование и воспитательная рабо та — важная часть в деле исправления осу ждённых, которые отбывают срок в местах лишения свободы. Поэтому все заключён ные до 30 лет, у которых ещё нет аттестата о полном среднем образовании, обязаны его получить. Это указано в статье 112 Уголов но-исполнительного кодекса России, — го ворит директор школы Максим Востриков. — Если хочет учиться человек старше 30 лет, он должен написать личное заявление. литературы Дмитрий Сирченко. Свидание за пять баллов Занятия ученики не прогуливают. Про пуски бывают крайне редко и только по ува жительным причинам: болезнь, работа или штрафной изолятор. — Для кого-то школа — это способ занять себя. У нас же сидят в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления: наркотики, грабёж, изнасилование. Сроки большие, — поясняет Максим Востриков. — Кому-то это действительно интересно. А один из учени ков на вопрос: «Зачем тебе образование?» ответил: «Стыдно перед детьми, что отец не отучился». К тому же за хорошие успехи в учёбе школа может ходатайствовать о по ощрении. Это может быть дополнительное свидание с родными, внеплановая передач ка — на усмотрение администрации коло нии. Школьники по возможности участву ют в олимпиадах. Проводятся различные конкурсы и соревнования между колония ми. За победу участники получают сладкие подарки и грамоты. В отличие от «вольных» школьников, для заключённых грамоты и дипломы по-настоящему важны. Их учитывают при решении вопроса об условно-досрочном ос- Ученики 20+ За одной партой могут сидеть люди раз ных возрастов и с разными уровнями подго товки. У кого-то десять классов за спиной, а у кого-то — «три класса и коридор». Иногда и этого нет. Поэтому учителя должны так подготовить программу и уроки, чтобы за нять работой каждого, подтянуть слабых, На свободу с аттестатом нагрузить более сильных. Учебный процесс — самое существенное отличие от обычных школ. — Надо учитывать, что в классе может Учителя проводят занятия и с несо вершеннолетними. Сейчас из-за ковид- ных ограничений они проходят дистан ционно. Педагоги и ученики общаются по быть человек, которому за 40, и тот, кому скайпу. До этого занятия проходили в оч- 20 лет. Всё напрямую зависит от школьно го опыта на свободе, — рассказал учитель В про грамме есть обязательные произведения, с которыми необходимо ознакомиться. Если в обычных школах дети, как правило, говорят то, что хочет услышать от них учи тель, здесь иначе: это уже взрослые люди, со своей точкой зрения и определённым багажом знаний. У них взгляд на поступки героев, объяснение их поведения совершен но другой, чем у ребёнка в 12-14 лет. Иногда обсуждения выливаются в целые дискуссии. С ними интересно работать. Без вопросов с дисциплиной Дисциплина на уроках железная. Пе дагогам не надо повышать голос, делать замечания, выяснять отношения. — В обычной дневной школе работать сложнее, чем у нас, — рассказал учитель физики и информатики Сергей Берест- нев. — Здесь нет вопроса дисциплины. С учеником всегда можно поговорить. Это уже взрослый человек. Такие ученики не терпят фальши, с ними надо общаться максимально открыто, но при этом пони мать, что перед тобой далеко не паиньки, и помнить, почему эти люди сюда попа ли. К тому Высшая мера обучения Так сложилось, что сегодня в школе работают только мужчины. Хотя раньше были учителя-женщины. Средний воз раст педагогов — 35-40 лет. Почти все имеют высшую или первую категорию. — Чтобы работать и в обычной школе, нужны определённый характер, закалка. Здесь это требование усиливается вдвой не. Попавшим сюда впервые тяжело пре одолеть страх. Вроде понимаешь, что перед тобой такой же человек, но из го ловы не выходит, что он преступил закон, — говорит Максим Востриков. же каждый рабочий день начинается с проверки, чтобы попасть на территорию режимного объекта. Учителей и их вещи досматривают. Телефоны сдаются. Это выдерживает не каждый. Но со време нем это всё как бы «замыливается». Опыт приходит с работой. — Если заходить в класс и видеть толь ко осуждённых, ты не сможешь там дол го находиться, — считает Дмитрий Сир- ченко. — Для нас, учителей, это простые ученики: Миша Иванов, Ваня Петров. Мы всегда называем их по имени и фамилии, как это делают педагоги в обычной шко ле. Они тоже не говорят «товарищ учи тель», а обращаются к нам на «Вы» и по имени-отчеству. Наша задача — не просто дать им образование, знания, а помочь встать на путь истинный. Показать, что можно жить по-другому. Как в дальнейшем собираются при менить свои знания ученики вечерней школы № 11, выяснить не удалось — они воспользовались правом не отвечать на вопросы корреспондента. ном формате. Учителя приезжали в СИЗО к ребятам. По окончании девяти или двенадцати классов ученики выбирают, в какой форме проходить итоговую атте стацию — ЕГЭ или ГВЭ. При этом в доку менте нет указания, что человек окончил школу в местах лишения свободы. Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz