Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 сентября 2021 года № 38 (361) НАНОТЕХНОЛОГИЧНО 17 НАША ВОДОРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ «ЗЕЛЁНЫЙ» ПЕРЕХОД Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития водородной энергетики. К 2050 году в России создадут целую отрасль с ориентацией на экспорт и использование новы1х технологий в отечественной экономике. В Год науки и технологий мы продолжаем рассказывать о месте России в новой экологической реальности. нейший удар. В этом случае Россию, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, ожидает шесть рисков: • потеря мирового лидерства в поставках энергоресуров, экс порт которых снизится от 52% по газу до 90% по углю, • дефицит бюджета, • падение уровня доходов граждан на 14% к 2035 году, • сокращение занятости, • усугубление проблемы моногородов, • потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при от сутствии трансформации у энергетических компаний. П лан развития водородной энергетики принят на 30 лет впе рёд. На первом этапе за 3,5 года будут реализованы пилот ные проекты по экспорту водорода. Планы по их внедре нию уже есть у «Роснефти», «Газпрома», «Новатэка», «Росатома», «Сибура». Созданы три кластера: Северо-Западный, ориентирую щийся на экспорт водорода в Европу и на уменьшение углерод ного следа в промышленной продукции на экспорт; Восточный — для экспорта топлива в Азию — и Арктический. Уже к 2024 году планируется экспортировать 200 тысяч тонн водорода. Всего же поставки водорода нашей страной на мировой рынок могут соста вить 15-50 млн тонн. Альянс Европы и России Эта стратегия стыкуется с планами европейских партнёров, осо бенно тех, кто получает российский газ. Хотя уходящая в отставку канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что через 25 лет при родный газ будет не нужен, глава Германо-Российской внешнетор говой палаты, исполнительный директор австрийской компании OMV Райнер Зеле считает иначе. В большой статье в одной из ве дущих немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung («Франкфурт ская всеобщая газета») он предлагает создать долговременный альянс с Россией по поставкам природного газа, из которого уже на месте можно будет выделять голубой водород, создать хранилища топлива и захоронения углерода. Он критикует ЕС за требование о поставках только чистого «зелёного» водорода, так как его не возможно получать в больших объёмах. Зеле считает также, что надо отменить все санкции в отношении России, и предлагает объ единить европейские ноу-хау и российское производство. Технологический рывок В правительстве РФ создали рабочие группы по всем видам восполняемьтх источников энергии (ВИЭ). Учёные объединились в группу «Технологический рывок». Первым регионом, который заявил о планах достигнуть углеродной нейтральности, стал Са халин. На Дальневосточном экономическом форуме СДВЭФ-2021) губернатор области Валерий Лимаренко сказал, что принято реше ние о строительстве крупнейшего Углегорского ветропарка с 18-ю ветровыми т'урбинами. «Росатом» в сотрудничестве с французской компанией Air Liqiude разработал водородную программу, и уже в 2024 году здесь станут производить водород для экспорта в Японию, Китай и стра ны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но для этого, считают эксперты, надо ещё «озеленить» топливо, сделать его чистым. Запуск завода по переработке газа в Приамурье показал, что глубокая переработка, получение продукции с высокой добавлен ной стоимостью очень важны для экономики, создания рабочих мест и импорта высоких технологий. Спроектировала и оснасти ла завод оборудованием та же французская компания Air Liqiude, которая станет работать и на Сахалине. У неё стаж по производ ству промышленных и медицинских газов — 120 лет, предприятия в десятках стран, так что нам не грех перенять опыт. Революция за 25 лет В то же время наши учёные сами разрабатывают ноу-хау, ведь председатель правительства Михаил Мишустин, представляя кон цепцию, говорил об экспорте не только топлива, но и технологий. В отделении РАН в Черноголовке в лабораторных условиях сдела ли установку по получению «бирюзового» водорода из биомассы. На состоявшемся в Новосибирске международном форуме «Техно- пром-2021» было высказано мнение, что стратегию правительства надо научно и технологически развивать междисциплинарно, по этому решено к ведущему Томскому политехническому универси тету подключить больше вузов и НИИ, чтобы быстрее развивать Сибирскую водородную долину. Ведь в случае научного и техно логического отставания по экономике России будет нанесён силь- Первые ш,'аги Возвращаясь к водородной тематике, надо признать, что пока у нас сделаны только первые практические шаги. На вы ставке в Москве показали первый водородобус. Компания InEnergie с помощью РЖД отправила на БАМ первый тепловоз с топливными элементами. В Санкт-Петербурге испытали во дородный трамвай, но из-за громоздкого оборудования в нём было только восемь пассажирских мест. В ближайшее время в небо поднимутся старые самолёты Як-42 на водороде — об этом на ДВЭФ-2021 заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Да, не густо. Но это первые ласточки. Нам нужно разумное научное и технологическое партнёрство с западными и восточными НИИ, компаниями ради единой цели — устойчивого развития экономики и сохранения климата. Текст: Юрий Бакланов К 2030 году наши промышленные предприятия должны сократить выбросы углекислого газа до 70% относительно уровня 1990 года, так как ЕС введёт трансграничное углеродное регулирование. Какие условия могут позволить России относительно быстро и выгодно перейти к нулевому углеродному следу? Эксперты Плехановского университета составили топ-10 возможных действий для нашей страны. 1. Россия должна ускорить создание национального или наднационального (в рамках ЕАЭС/ТС) углеродного рынка. Субъекты Российской Федерации должны стать активными участниками процесса достижения углеродной нейтральности экономики. 2. Необходимо обеспечить снижение рисков, связанных с введением в ЕС трансграничного углеродного регулирования. Необходим запуск системы торговли выбросами на общенациональном уровне. Требуется гармонизация и унификация в методиках по углеродной отчётности. 3. Необходимо проводить политику наибольшего благоприятствования для климатических проектов на территории страны, включая использование механизма государственно-частного партнёрства и стимулирование привлечения зарубежных инвестиций. Следует разработать и внедрить национальные стандарты оформления результатов климатических проектов, признаваемых на международном уровне. 4. Следует стимулировать развитие новых технологий захоронения и переработки углерода в естественных и высокотехнологичных создаваемых условиях, а также проработать стандарты и законодательную базу с учётом международного опы1та. 5. Климатическая повестка становится приоритетной для бизнеса. Новая культура ESG приводит к переориентации инвестиций. Необходимо расширение практики внедрения ESG -принципов в корпоративное управление для достижения ОНУВ (определяемого на национальном уровне вклада в рамках реализации Парижского соглашения). 6. Необходимо изучить зарубежную судебную практику, которая свидетельствует о растущем запросе общества на повышение климатической ответственности бизнеса, для определения потенциальных рисков и формирования эффективного национального регулирования. 7. Для декарбонизации потребляемой энергии и сокращения операционных выбросов необходимо создать новые генерирующие мощности на возобновляемых и низкоуглеродных источниках (вода, солнце, ветер, атом), перейти с угля на менее углеродоёмкие виды топлива в теплогенерации, развить рынок «зелёных» сертификатов на электроэнергию. 8. Для снижения углеродного следа необходима реализация мероприятий по увеличению поглощающей способности лесов. 9. Отмечается растущая потребность в кадрах для «зелёной» экономики. Необходима подготовка специалистов в области ESG -трансформации, декарбонизации промышленных производств, реализации климатических проектов, сопровождения механизмов обращения углеродных единиц, «зелёного» финансирования и т. п., в том числе за счёт увеличения количества образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. 10. Необходимо вести просветительскую деятельность по вопросам изменения климата, декарбонизации, «зелёного» финансирования и устойчивого развития, стимулировать внедрение принципов экономики замкнутого цикла и изменение потребительских привычек. Текст: РЭУ имени Плеханова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz