Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 13 сентября 2021 года № 36 (359) НАШИ ЛЮДИ 19 ДУША НЕ ХОЧЕТ НЕМАЯ ИДТИ Филологический факультет ЛГПИ. 1990-е государственного университета. 1961 r.J решил написать про войну. Этот роман я потом забросил, а стихи писал долго. Од нажды прочитал два своих стихотворения на школьном вечере. Девчонки нарасхват стали приглашать меня на танцы, и тогда я впервые почувствовал, что такое слава. — И девчонки-то выбрали, как бы сейчас сказали, ботаника. — Тогда была другая эпоха. В 1960-е поэзия была в моде. Позже в университете стихи писали почти все. У нас было лите ратурное объединение. И когда в актовом зале главного корпуса ребята читали свои стихи, студенты стояли в проходе — не было свободных мест. К нам приезжали большие поэты из Москвы. На каждом углу спорили о поэзии, и эти споры иногда заканчивались мордобоем! чьей шапке. Типичный такой интеллигент. Как учёный был известен на весь Советский Союз. Он мне говорит: «Защищай тот ва риант, который у тебя готов. А новый мате риал защитишь через пять лет как доктор скую». Но я отказался. Мне потребовалось ещё шесть лет, пока я написал диссертацию «Маяковский: нравственные искания». Я блестяще защитил её в Москве. Её реко мендовали издательству Воронежского университета. Книжка должна была выйти в 1983-м. Я уже подписал гранки, но цен зура её не пропустила. Сказали, что она ан тисоветская. Только когда умер Андропов и к власти пришёл Черненко, её изда ли. Книга получила огромный резонанс и продавалась во всех магазинах Советского Союза. Но мне она далась очень тяжело — у меня началась депрессия. И звестному филологу и литерату роведу Владимиру Александрови чу Сарычеву исполнилось 75 лет. Он автор многих известных в России и за рубежом трудов по литературе Серебря ного века. В интервью «Первому номеру» доктор наук рассказал о своих детских мечтах, об успехах на научном поприще и о разочаровании, которое пришло к нему в последние годы. ы Гх л •'" ’ 'у и V# — Вы сказали, что пытались изменить литературе. — Да. Когда учился в Воронежском университете на филфаке, я хотел снача ла перевестись на факультет биофизики. Представляете, какая это была музыка для романтичного мальчишки — оказаться там, где изучают спектроскопию, ядерную физи ку и много чего ещё. Потом я делал попытку перейти на юридический факультет и даже планировал поступить в медицинский ин ститут — врачи тогда казались мне богами. Декан филфака Яков Иванович Гудошников крайне редко. сказал мне: «Поступай! Не получится — вер нёшься» Я пошёл в медицинский, понюхал там карболки и вернулся. На филфаке ска зали: «О! Смотрите, наш доктор вернулся!» — С докторской тоже было тяжело? — Нет. Я вообще-то не писал докторскую диссертацию. После книжки о Маяковском написал книгу «Эстетика русского модер низма: проблема жизнетворчества». Как я теперь сужу по ссылкам, это лучшая моя книга. Её цитируют и у нас, и за рубежом. В разных научных работах на неё ссылаются 300 раз. Так вот, эту книгу я защищал как докторскую диссертацию. — Насколько я знаю, такое бывает л — Да, редко. В филологии, по-моему, это вообще чуть ли не единственный случай в России. На субботнике в Липецком государственном м педагогическом институте (ныне ЛГПУ). 1980-е — А почему вы тогда вообще поступили на филфак? — Когда учился в десятом классе в Ли пецке, начал сотрудничать с «Ленинским себя сегодня? знаменем». Писал туда корреспонденции. — Вы всю жизнь служили литературе. В своём кругу вы пользовались успехом и, наверное, были счастливы. Как вы чувствуете Эмиля Золя. Книжки Золя я прятал от отца — Плохо я себя чувствую. Был такой под матрацем. Там ведь про такую любовь Школу я закончил с золотой медалью, философ Александр Панарин. Он сказал: можно было прочитать! Мои сочинения и директор спросил, куда я собираюсь по- литература закончилась. Закончилась на были лучшими в школе. Но у меня шла — Владимир Александрович, большинство людей вашего поколения мечтали о своей будущей профессии с детства. Вы хотели стать учёным? — Нам всегда хотелось учиться, и мы серьёзно учились. С двоюродным братом лучше математика, а особенно физика. журфак, но туда брали только после армии Виктором мы ходили в школу за пять Я часов до двух ночи решал задачи по фи- или с опытом работы. Тогда он мне говорит: километров в соседнюю деревню, через зике. И если у меня не получалось, я шёл «Да что ты переживаешь. В «Ленинском реку. Возвращались домой голодные, в школу, как будто на мне пудовые вери- знамени» нет ни одного сотрудника с про в мокрых штанах и так громко рассужда ли о своём будущем, что нас, говорили, было слышно за километр. ги висели. Отец пропитал меня чувством фильным образованием. У всех филфак». ответственности и долга, и это меня му чило всю жизнь, хоть я никогда не отка зался бы от этой муки. Я думал: «Как же бы поступить в МГУ, но побоялся. я приду в школу с нерешённой задачей!» А когда у меня всё получалось, я чувство вал себя героем. ступать. Я сказал, что хотел бы поступить на Валентине Распутине. Русская литература, начиная со «Слова о полку Игореве», про поведовала идею коллективизма. И как она сейчас должна вписаться в индивиду алистическое общество? Поэтому то, чему я посвятил всю свою жизнь, сейчас никому не нужно, мне некому сказать своё слово. Вот я и поступил на филологический фа культет Воронежского университета. Мог А душа, как писал Маяковский, не хочет не мая идти. Поэтому сейчас ей плохо. — Тогда почему вы после университета не пошли работать в газету? — То есть физику вы любили — Не хотел лгать. Устроился в среднюю больше, чем литературу? школу организатором внеклассной и вне — Представьте себе, да! Но литература школьной работы. А потом меня по конкур- прошла через всю мою жизнь, хоть я не сколько раз делал попытки ей изменить. Беседовал Виктор Унрау Фото: Яна Аверина и из архива героя ДОСЬЕ — И каким вам представлялось будущее? — Мы тогда готовились к служению какой-то великой идее. Виктор был скло нен к математике, учился в техническом вузе. Потом работал заместителем дирек тора знаменитого на весь мир Липецкого станкостроительного завода, который по гиб на его глазах. Тут я вспоминаю «Лю бовь Яровую» Константина Тренёва. Там Однажды к нам в гости приехал дядя Ваня один профессор кричит: «Пустите Дуньку из Вильнюса, у которого я потом некото- в Европу!» Вот мы, «дуньки», туда и при ехали — на месте великого завода стоит торгово-развлекательный центр «Евро па». А людям, которые там работали, это сломало судьбу. су взяли в пединститут. Для меня это было великое счастье, хоть с зарплаты 140 рублей я ушёл на ассистентскую должность, где мне платили 95 рублей в месяц, да и жить было негде. — Вы сравнительно поздно стали — А вы с детства склонялись к литературе? — Я начал читать ещё до школы. В школьные годы при керосиновой лампе читал всё подряд, от романа «Мёртвое озе ро» Николая Некрасова до «Жерминаля» рое время жил и учился в тамошней поль ско-литовской школе, и подарил мне общую тетрадку с твёрдой обложкой и карандаш с выдвижным стержнем. И в этой тетрадке кандидатом наук^ я стал писать стихи, потом даже начал ро- — Да, я ман «Сапёры» — мой отец был на фронте сапёром и много рассказывал о своих во енных приключениях. Я в то время как раз читал толстенные книги про войну: «Семья Рубанюк» Евгения Поповкина и «Кавалер Золотой Звезды» Семёна Бабаевского. Ко нечно, это была лажа, но я читал и тоже защитил кандидатскую в 1981 году, когда мне было 35 лет. Мог бы и раньше её защитить. Я её написал, но она мне не нравилась, и у меня была уже новая концепция. У меня был научный руководи тель совершенно непрактичный человек. Такой же, как я. Даже хуже. При зарплате в 600 советских рублей он ходил в кроли- Владимир Александрович Сарычев. Доктор филологических наук. Родился 4 сентября 1946 года в селе Яблоновец Тамбовской области. В 1963 году окончил школу № 17 Липецка, затем поступил на филологический факультет Воронежского государственного университета. С 1971 по 2020 год работал в Липецком государственном педагогическом институте, ныне ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Член Союза писателей России. Лауреат Липецкой областной литературной премии имени Бунина (1997 г.) за книгу «Эстетика русского модернизма».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz