Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
22 МАРШРУТ ПОСТРОЕН ПЕРВЫЙ НОМЕР №35 (358) 6 сентября 2021 года М ы подготовили новый тематический маршрут для любителей узнавать Липецк с необычной стороны. В этом номере маршрут по точкам, которых уже нет на карте города, но которые когда-то были важной частью промышленной и хозяйственной части города. Приглашаем читателей прогуляться по маршруту «Где были заводские корпуса». ЗДЕСЬБЫЛИ стан- i 1 '=р ГС- 7^11 ЗАВОДСКИЕ КОРПУСА ■ laai сельхозтехники и автомо- Но когда в 2009-м с рынка ушли заводы, куда «Цен- били. Пусковые двигатели тролит» поставлял свою продукцию, его закрыли. Поме- он начал выпускать в 1960 щения завода стали сдавать под склады. Сейчас станины году. С тех пор и весь район за Быхановым садом стали называть «Пускачами». Завод работал в основ- Новогодний ном на два тракторных заводик завода — на липецкий и владимирский, поставляя пецке была им по 160 тысяч двигателей ежегодно. В исчезновении рейная фабрика, завода пусковых двигателей с карты Липецка нет ниче- для токарных станков, которые делали на «Центроли- те», закупают на Тайване и в Китае. поставлял свои двигатели. Сегодня на постсоветском пространстве остался только Гомельский завод пуско вых двигателей, работавший на Минский тракторный, который до сих пор выпускает свои «Беларусы». В 2009 году оборудование завода демонтировали. В цехах расположился «Завод оконных конструкций». Флагман советского станкостроения Станкостроительный завод, где производили металлорежущие 1^ ки, занимал пространство между улицами Совет - /il ской и 8 Марта от улицы Пушкина до Крайней. , П Предприятие производи- " J! ло до 250 станков в ме сяц. Сегодня три липец ких станкостроительных предприятия, генетически связанные с Липецким станкостроительным, выпускают около 300 станков в год. Свою родословную предприятие вело с 1916 года от небольшой мастерской на улице Гульбищенской (Пуш кина), где собирали самолёты «Фарман», которые по ставляли в Российскую армию. В каком-то смысле эта мастерская была родоначальницей не только Липецка станкостроительного, но и Липецка авиационного. Формально Липецкий станкостроительный завод го удивительно — он умер вместе с заводами, которым перестал существовать в 2009 году. 2 000 человек тогда потеряли работу. Сегодня в его зданиях торговые пред приятия. Самое крупное заведение, построенное в од ном из цехов завода, — торгово-развлекательный центр «Европа». На тот момент, когда завод закрыли, он производил не только металлорежущие станки. В его ассортименте Административное здание сдали в аренду. Сейчас здесь, были пресс-подборщики для скручивания сена в руло ны. В год их производили до 5 500 штук. В одном из цехов, который стоял на месте, где сейчас находится Со- Завод точного литья ветский районный суд, делали сантехнику — смесители Завод точного литья для кухни и ванной. В Усмани у завода было предпри ятие «Синтегран», где производили плиты из гранит ной крошки и надгробные памятники. Когда в 1990-е на Производил чугунные из- станкостроительном задерживали зарплату, желающие могли получить вместо денег надгробье. как и на месте станкостроительного завода, магазины. «Центролит» был одним из крупнейших в регионе. делия для промышленных предприятий весом от од ного грамма до нескольких тонн. Без его продукции не могло обойтись большин ство предприятий региона. «Центролит» просуще- .ЦЕНТРПЛИТ ;v fc Липецкий пускач Завод пусковых двигателей находился за Быхановым садом и производил бензиновые двигатели мощностью 10 лошадиных сил для запуска тракторных дизелей. В конце 1980-х ему принадлежало 40% российского ствовал на карте Липецка 41 год, и только двадцать из рынка. Ещё 40% пускачей выпускал Гомельский завод. Предприятие построили на базе бывшей машин но-тракторной мастерской (МТМ), где с 1945 года под разными вывесками ремонтировали двигатели для них были временем экономического процветания. По строенный в 1968 году, он только к 1978-му вышел на рентабельность, а в 1990-е и «нулевые» работал в усло виях хронического спада производства. До 2008 года в Ли галанте- где ёлочные Стеклянные производили игрушки. новогодние шары здесь выдували, окрашивали и расписывали вручную с 1948 года. Ежегодно производили до 100 ты сяч шаров. На производстве в период расцвета были задей ствованы более 100 женщин — только они справлялись с этой кропотливой работой. В СССР было всего шесть таких фабрик, липецкая считалась лучшей. Липецкие новогодние игрушки ценились за чистоту цвета и ин тересные рисунки. В начале 2000-х практически каждое предприятие перед Новым годом заказывало здесь сте клянные шары с корпоративным логотипом. Правда, вскоре конкурентами дорогим липецким игрушкам стали пластмассовые штампованные шары из Польши, Украины и Китая. Точку в работе предприятия поставил мировой экономический кризис 2008 года. Сейчас здесь продолжает работать «Липецкая зеркальная мануфак тура». Правда, пять оставшихся новогодних фабрик в Рос сии до сих пор работают и успешно конкурируют с ино странными компаниями. Текст: Виктор Унрау Фото: ОКУ «ГАЛО» и Геннадий Логунов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz