Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 30 августа 2021 года № 34 (357) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 Главное условие успешной учёбы — сохранить у детей мотивацию Система образования отстала от детей В старшей школе причина нежелания идти в школу — непонимание смысла в занятиях. Современные стар шеклассники часто бывают недовольны тем, что в классе нудно объясняют материал, «который на YouTube молодой и классный педагог подаёт как захватывающий триллер». Или тем, что обязаны тратить время на усвоение массы зна ний, которые не пригодятся им во взрослой жизни. — Мы с одноклассниками сошлись во мнении, что нас загружают кучей информации, для кого-то, бесспорно, нужной, но для других абсолютно бесполезной, — говорит _ призёр Всероссийской олимпиады: школьников и серебря ный призёр Европейской олимпиады по географии Павел Было бы намного вернее научить нас искать ин формацию, ставить цель, составлять план её достижения. Мне нравится поглощать новые знания. Но то, как органи зован этот процесс, мне не нравится. Ж у ^. Жуков. Счастлив учитель — успешен ученик Центральной фигурой в школе остаётся педагог. Именно от него зависит, насколько комфортно будет там ребёнку. — Дети должны видеть удовлетворённого жизнью учи теля, с позитивным настроем, — объясняет кандидат пси хологических наук директор центра «Семья» Оксана Дра- ганова. — Мы же часто видим, как вместе с учителем в класс вливается поток негатива: нервозность, крики на детей. уверена Елена Одна из причин профессионального выгорания — чрезмер- это нормально, без них нельзя. И ная загруженность: изучить ФГОСы, подготовить програм мы, заполнить электронный дневник, обычный, классный журнал и ещё массу бумаг. — Плюс невысокий статус учителя в обществе, — до- делится директор школы: № 2 Ольга бавляет Елена Бычкова. — Учителя, вынужден ные выживать — с высо кой нагрузкой, жёсткими как правило, не профессионалы. И уже до школы начинают нагнетать тревогу: если не научишься, у тебя будут пробле мы, в дворники пойдёшь, и тому подобное. — Недавно у меня на приёме были мама с сыном-второ классником, — рассказывает Ирина Лаврентьева. — Мама жалуется: «Не хочет заниматься. Заставляю его читать, а он убегает в свою комнату и баррикадирует креслом дверь». Объясняю: вы сильно давите на ребёнка. Завышен ная требовательность, когда не учитывают интеллектуаль ных и психологических особенностей ребёнка, и провоциру- учителей: ребёнок может столкнуться с насмешками, при- ет подобные конфликты. Он теряет главное — мотивацию. Часто такое бывает с первым ребёнком, как я говорю, «экс периментальным», в котором родители стремятся реализо вать свои нереализованные потребности. — Ребёнок не должен бояться ошибок, Бычкова. — Ошибки нужно хвалить своё чадо за любой успех — вот тут ты моло дец, а здесь надо ещё постараться. — Создать для каждого ребёнка ситуацию успеха — прин цип, которым мы руководствовались, выбирая путь «гуман ной педагогики», Шишкина. — Уже второй год у нас идёт эксперимент: уче ники посещают занятия в свободной одежде и им не ставят отметок. Это не значит, что их не оценивают. Но ребёнка не сравнивают с другими, отмечают его личные рост и успехи. требованиями и невысо- Наши надежды: оправдались. Родители в этих классах отме- кой зарплатой, — неспо- чают: дети стали ходить в школу с удовольствием. собны творить. А педагог — это творческая профес сия. Получается, что часто основной ин струмент педагога — страх ребёнка. Но этот инструмент не качественный. Дети Кризис средней школы К пятому классу, говорят психологи, у школьника меня ется мотивация. Если раньше главным для него были зна ния, то теперь законы физики и алгебраические формулы отходят на второй план, на первый выходит общение со сверстниками. Подросток учится строить отношения, по знаёт мир чувств и эмоций, влюбляется, конфликтует с со- формально будут слу- бой и миром. Этот тренинг необходим ему для будущего. В это время дети особенно ранимы. Они могут стеснять ся отвечать у доски из-за боязни допустить ошибку и быть публично осмеянными. Возможны сложности с кем-то из Ошибки — это нормально Ещё одна из причин нежелания идти в школу — дети бо ятся не оправдать ожиданий родителей, тревожатся, что их будут ругать и что у них что-то может не получиться. Важ но не предъявлять завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех получается с первого раза. шаться учителя, уважать не будут. Так не привьёшь тягу к предмету. Она прямо про- дирками, заниженными оценками. Может чувствовать себя порциональна слабым и незащищённым, например, боится, что его будут дразнить из-за немодной одежды. В этом возрасте задача — создать для ребёнка ситуацию социального развития. Не обходимо развивать уверенность, поднимать самооценку. Вовлекать в участие в разных мероприятиях. — Застенчивому ученику сложно даже прочитать сти хотворение перед классом, — комментирует Елена Бычкова. — Значит, надо ему помочь создать ситуацию успеха с помо щью занятий, в которых он силён. Пусть это будут брасле тики из бисера или сложные оригами. Он должен быть в чём-то на высоте. привлекатель ности самого педагога. Счаст ливых и успеш ных людей могут вырастить толь ко счастливые и успешные учителя. Текст: Марина Карасик Фото: Сергей Паршин ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА НАЙДИТЕ «СВОЕГО» УЧИТЕЛЯ Елена Бычкова, старший преподаватель кафедры психологии ЛГПУ — Дом должен быть для ребёнка тихой гаванью, где он успокаивается, подпитывается позитивом. Доверительные отношения с родителями — якорь, который в любую бурю удержит его на плаву. В случае конфликта с педагогом родители должны быть на стороне ребёнка. Даже если он неправ, он должен знать, что мама и папа никогда его не разлюбят. Родители, к сожалению, в гонке на выживание часто сами бывают морально истощены. Случается, срывают на ребёнке зло, сливают дома негатив, полученный на работе. Дети живут в дефиците любви и внимания. А детские комплексы могут искалечить всю жизнь. Я сейчас работаю с 28-летней девушкой. Она не может строить отношения с мужчинами, не доверяет никому. Причина — в 6 классе в конфликте с учителем её мама встала на его сторону, не защитила дочь. Она говорит: «С тех пор у меня в душе будто надломилось что-то». Так что принимайте своего ребёнка полностью. И почаще говорите ему: «Я тебя люблю. Ты самый лучший!» Оксана Драганова, к. п. н., директор центра «Семья» — Любознательность и познавательная потребность у ребёнка — врождённые, ему всё интересно, он повсюду лезет, всё трогает, спрашивает. Почему пропадает эта любознательность? Из-за взрослых. Потому что с самого начала малышу говорят: сюда нельзя, это не трогай. Так же и в школе. Если учитель создал увлекательную среду, в детском коллективе хороший эмоциональный настрой, то ребёнок чувствует себя в безопасности, ему интересно и учиться, и делиться своими впечатлениями. Есть случаи, сами педагоги рассказывают, когда во время замены учителя серые и незаметные троечники вдруг «выстреливают». Начинают готовиться к урокам, в школу летят как на крыльях. Ребёнок меняется, потому что ему стало интересно. Он получил позитивное подкрепление. Поэтому особенно в начальной школе выбирайте не школу и не образовательную программу, а «своего» учителя. Заранее познакомьтесь с педагогом, оцените, насколько его методы и личностные характеристики соответствуют особенностям именно вашего ребёнка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz