Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 30 августа 2021 года № 34 (357) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 Главное условие успешной учёбы — сохранить у детей мотивацию Система образования отстала от детей В старшей школе причина нежелания идти в школу — непонимание смысла в занятиях. Современные стар ­ шеклассники часто бывают недовольны тем, что в классе нудно объясняют материал, «который на YouTube молодой и классный педагог подаёт как захватывающий триллер». Или тем, что обязаны тратить время на усвоение массы зна ­ ний, которые не пригодятся им во взрослой жизни. — Мы с одноклассниками сошлись во мнении, что нас загружают кучей информации, для кого-то, бесспорно, нужной, но для других абсолютно бесполезной, — говорит _ призёр Всероссийской олимпиады: школьников и серебря ­ ный призёр Европейской олимпиады по географии Павел Было бы намного вернее научить нас искать ин ­ формацию, ставить цель, составлять план её достижения. Мне нравится поглощать новые знания. Но то, как органи ­ зован этот процесс, мне не нравится. Ж у ^. Жуков. Счастлив учитель — успешен ученик Центральной фигурой в школе остаётся педагог. Именно от него зависит, насколько комфортно будет там ребёнку. — Дети должны видеть удовлетворённого жизнью учи ­ теля, с позитивным настроем, — объясняет кандидат пси ­ хологических наук директор центра «Семья» Оксана Дра- ганова. — Мы же часто видим, как вместе с учителем в класс вливается поток негатива: нервозность, крики на детей. уверена Елена Одна из причин профессионального выгорания — чрезмер- это нормально, без них нельзя. И ная загруженность: изучить ФГОСы, подготовить програм ­ мы, заполнить электронный дневник, обычный, классный журнал и ещё массу бумаг. — Плюс невысокий статус учителя в обществе, — до- делится директор школы: № 2 Ольга бавляет Елена Бычкова. — Учителя, вынужден ­ ные выживать — с высо ­ кой нагрузкой, жёсткими как правило, не профессионалы. И уже до школы начинают нагнетать тревогу: если не научишься, у тебя будут пробле ­ мы, в дворники пойдёшь, и тому подобное. — Недавно у меня на приёме были мама с сыном-второ ­ классником, — рассказывает Ирина Лаврентьева. — Мама жалуется: «Не хочет заниматься. Заставляю его читать, а он убегает в свою комнату и баррикадирует креслом дверь». Объясняю: вы сильно давите на ребёнка. Завышен ­ ная требовательность, когда не учитывают интеллектуаль ­ ных и психологических особенностей ребёнка, и провоциру- учителей: ребёнок может столкнуться с насмешками, при- ет подобные конфликты. Он теряет главное — мотивацию. Часто такое бывает с первым ребёнком, как я говорю, «экс ­ периментальным», в котором родители стремятся реализо ­ вать свои нереализованные потребности. — Ребёнок не должен бояться ошибок, Бычкова. — Ошибки нужно хвалить своё чадо за любой успех — вот тут ты моло ­ дец, а здесь надо ещё постараться. — Создать для каждого ребёнка ситуацию успеха — прин ­ цип, которым мы руководствовались, выбирая путь «гуман ­ ной педагогики», Шишкина. — Уже второй год у нас идёт эксперимент: уче ­ ники посещают занятия в свободной одежде и им не ставят отметок. Это не значит, что их не оценивают. Но ребёнка не сравнивают с другими, отмечают его личные рост и успехи. требованиями и невысо- Наши надежды: оправдались. Родители в этих классах отме- кой зарплатой, — неспо- чают: дети стали ходить в школу с удовольствием. собны творить. А педагог — это творческая профес ­ сия. Получается, что часто основной ин ­ струмент педагога — страх ребёнка. Но этот инструмент не ­ качественный. Дети Кризис средней школы К пятому классу, говорят психологи, у школьника меня ­ ется мотивация. Если раньше главным для него были зна ­ ния, то теперь законы физики и алгебраические формулы отходят на второй план, на первый выходит общение со сверстниками. Подросток учится строить отношения, по ­ знаёт мир чувств и эмоций, влюбляется, конфликтует с со- формально будут слу- бой и миром. Этот тренинг необходим ему для будущего. В это время дети особенно ранимы. Они могут стеснять ­ ся отвечать у доски из-за боязни допустить ошибку и быть публично осмеянными. Возможны сложности с кем-то из Ошибки — это нормально Ещё одна из причин нежелания идти в школу — дети бо ­ ятся не оправдать ожиданий родителей, тревожатся, что их будут ругать и что у них что-то может не получиться. Важ ­ но не предъявлять завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех получается с первого раза. шаться учителя, уважать не будут. Так не привьёшь тягу к предмету. Она прямо про- дирками, заниженными оценками. Может чувствовать себя порциональна слабым и незащищённым, например, боится, что его будут дразнить из-за немодной одежды. В этом возрасте задача — создать для ребёнка ситуацию социального развития. Не ­ обходимо развивать уверенность, поднимать самооценку. Вовлекать в участие в разных мероприятиях. — Застенчивому ученику сложно даже прочитать сти ­ хотворение перед классом, — комментирует Елена Бычкова. — Значит, надо ему помочь создать ситуацию успеха с помо ­ щью занятий, в которых он силён. Пусть это будут брасле ­ тики из бисера или сложные оригами. Он должен быть в чём-то на высоте. привлекатель ­ ности самого педагога. Счаст ­ ливых и успеш ­ ных людей могут вырастить толь ­ ко счастливые и успешные учителя. Текст: Марина Карасик Фото: Сергей Паршин ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА НАЙДИТЕ «СВОЕГО» УЧИТЕЛЯ Елена Бычкова, старший преподаватель кафедры психологии ЛГПУ — Дом должен быть для ребёнка тихой гаванью, где он успокаивается, подпитывается позитивом. Доверительные отношения с родителями — якорь, который в любую бурю удержит его на плаву. В случае конфликта с педагогом родители должны быть на стороне ребёнка. Даже если он неправ, он должен знать, что мама и папа никогда его не разлюбят. Родители, к сожалению, в гонке на выживание часто сами бывают морально истощены. Случается, срывают на ребёнке зло, сливают дома негатив, полученный на работе. Дети живут в дефиците любви и внимания. А детские комплексы могут искалечить всю жизнь. Я сейчас работаю с 28-летней девушкой. Она не может строить отношения с мужчинами, не доверяет никому. Причина — в 6 классе в конфликте с учителем её мама встала на его сторону, не защитила дочь. Она говорит: «С тех пор у меня в душе будто надломилось что-то». Так что принимайте своего ребёнка полностью. И почаще говорите ему: «Я тебя люблю. Ты самый лучший!» Оксана Драганова, к. п. н., директор центра «Семья» — Любознательность и познавательная потребность у ребёнка — врождённые, ему всё интересно, он повсюду лезет, всё трогает, спрашивает. Почему пропадает эта любознательность? Из-за взрослых. Потому что с самого начала малышу говорят: сюда нельзя, это не трогай. Так же и в школе. Если учитель создал увлекательную среду, в детском коллективе хороший эмоциональный настрой, то ребёнок чувствует себя в безопасности, ему интересно и учиться, и делиться своими впечатлениями. Есть случаи, сами педагоги рассказывают, когда во время замены учителя серые и незаметные троечники вдруг «выстреливают». Начинают готовиться к урокам, в школу летят как на крыльях. Ребёнок меняется, потому что ему стало интересно. Он получил позитивное подкрепление. Поэтому особенно в начальной школе выбирайте не школу и не образовательную программу, а «своего» учителя. Заранее познакомьтесь с педагогом, оцените, насколько его методы и личностные характеристики соответствуют особенностям именно вашего ребёнка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz