Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 34 (357) 30 августа 2021 года Марина Карасик, обозреватель 7s О о т 7s > О СП О LU "О ГП 00 > УЖ В ШКОЛУ НЕВТЕРПЁЖ гп Страх перед Russia «Единая Россия» разработала законопроект о запрете на въезд в страну русофобов, тех, кто «возбуждает ненависть» и «унижает людей» по национальному и языковому признаку. Толчком к этому стали инциденты в Казахстане и Кыргызстане, которые Москва не смогла оставить без внимания. В начале августа в Бишкеке посетитель детского парка бросил в лицо кассиру калькулятор из-за того, что та обратилась к нему по-русски. В Казахстане националисты затеяли «языковые рейды» среди русскоговорящих сотрудников сферы обслуживания. Видео они выкладывали в Сеть, там же появились паспортные данные и телефоны россиян, которых они считают неугодными. И хотя официальная реакция властей обоих государств была «политкорректной»: заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев назвал эти случаи «пещерным национализмом», а несдержанного «патриота Кыргызстана» и вовсе арестовали, но эти факты очень говорящие. Да, нас, русских, много где и много кто не любит. А когда нас любили? Помню, в начале 1970-х мы с родителями отдыхали в Псковской области. Заехали в эстонский город Выру, который недалеко от границы, зашли в продуктовый магазин. Мне было лет восемь, но я до сих пор прекрасно помню высокомерие и презрение, отразившиеся на лице продавщицы, которая услышала русскую речь. Она нарочито не обращала на нас внимания, обслужила тех, кто стоял в очереди за нами, и, лишь когда никого в магазине не осталось, соизволила подать сыр и печенье. Почему нас не любят? Может, боятся? В Европе со времён Ивана Грозного славян считали дикими и бескультурными варварами. Гитлер называл нас «неполноценной расой», которую нужно уничтожить. Но, может, мы и сами даём повод не уважать себя? После развала Советского Союза многие русские, воспользовавшись приоткрывшимся «железным занавесом», рванули за кордон и стали поливать грязью свою страну. Кстати, такой истеричной ненависти к своему народу не было даже после Октябрьской революции со стороны белой эмиграции. Лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын во время выступления в сенате США призывал: «Я говорю вам: вмешивайтесь больше и больше, вмешивайтесь столько, сколько вы можете. Мы просим вас прийти и вмешаться». Плоды этого «вмешательства» мы пожинаем и сейчас, возмущаясь бездуховностью молодёжи, воспитанной на западных ценностях, и сплошной коммерциализацией страны. К счастью, стремящимся наложить лапу на богатства России успели дать отпор. Иначе бы осуществились планы тех, кто, как экс-премьер- министр Великобритании Маргарет Тэтчер, считает: «По оценкам мирового сообщества, экономически целесообразно проживание на территории России только 15 млн человек». По идее, закон против русофобов следовало бы принять уже давно. В ответ на санкции, на непозволительные заявления зарубежных политиков и журналистов в отношении России и русских. Нам пора научиться уважать самих себя, то есть свою нацию, свою культуру и свой народ и не давать в обиду свою Родину. Въезд в Россию запретят иностранцам, проявившим ненависть или вражду к русскому народу, русскоязычному населению иных стран, оскорбившим ветеранов Великой Отечественной и тем, кто «пропагандирует, демонстрирует, изготавливает нацистскую или экстремистскую атрибутику». Завершить хочется словами Достоевского: «Ежели русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему. Он не русский». XI Не хочу в школу! Знакомая ситуация? Наверное, каждые мама и папа хоть раз слышали это от своего ребёнка. По данным психологов, каждый второй школьник ходит в школу с нежеланием. Потому что чувствует там дискомфорт, тревогу, испытывает стресс. Н ежелание учиться может быть са ­ мозащитой. Ребёнок инстинктивно пытается защитить себя от психо ­ логического перегруза. «Первый номер» попытался разобраться, почему происхо ­ дит подобное и как поддержать у школь ­ ников интерес к учёбе. Bullying значит «травля» Диме (имя изменено по просьбе ро ­ дителей. — Прим. ред.) 10 лет. Он круг ­ лый отличник, в музыкальной школе тоже пятёрки. Но чем меньше времени остаётся до 1 сентября, тем категорич ­ нее заявляет: «Не хочу! Ленка будет обзываться, Борька толкаться, а Ната ­ лья Ивановна опять посадит к открыто ­ му окну, и я простужусь». Дима живёт с мамой и бабушкой. Те души в нём не чают. В прошлом году бабушка каж ­ дый день носила ему в школу термос с чаем, потому что «в столовой холодный и несладкий». Дима знает, что Наталья Ивановна к нему несправедлива: недо ­ статки учительницы мама и бабушка обсуждают при нём. Если мальчик гу ­ ляет во дворе, бабушка не уходит с бал ­ кона — не сводит с него глаз. Год назад у родителей появились дополнитель ­ ные причины волноваться: ребята в школе и во дворе стали Диму обижать. — Сколотили настоящую банду, — воз ­ мущаются родственники. — Бьют его, ки ­ даются камнями, дразнят. В соцсети со ­ здали особую группу, где хвастаются, кто и что ему сделал. Буллинг, или травля со стороны свер ­ стников, — одна из серьёзных причин, по которой дети не хотят идти в школу. Ребёнка могут бить, дразнить, портить вещи, отбирать деньги, распространять слухи, бойкотировать. Причин, по кото ­ рым дети выбирают кого-то для прес ­ синга, много. Часто травле подвергаются тихие и чувствительные дети, которым трудно постоять за себя. Объектом может стать ребёнок с дефектами речи, походки, слабый физически, с низким или, наобо ­ рот, высоким интеллектом, даже просто чисто внешне отличающийся от одно ­ классников. — В 6 классе к нам пришла девочка- азербайджанка, — вспоминает выпускник школы № 63 Алексей. — Сейчас мне са ­ мому стыдно, но тогда мы сильно её оби ­ жали. Проходя мимо неё, корчили рожи, приставляли палец ко лбу, изображая «монобровь». Она часто плакала. Но поче ­ му-то никогда не жаловалась родителям. В старших классах всё как-то успокоилось. Я не понимаю, почему учителя на это не реагировали. Ведь всё происходило у них на глазах. — Травле чаще подвергаются несоци- ализированные дети, — говорит детский невролог Ирина Лаврентьева. — Винова ­ ты в этом, как правило, родители. Ребёнка нельзя защитить от всего, посадить под колпак. Его нужно учить жить с разными людьми, уметь находить общий язык. Не ссориться, но противостоять. Чаще такое бывает в семьях, где дети под гиперопе ­ кой. Или в неполных, с женским воспи ­ танием. Если родители чувствуют, что сами не справляются, нужно обращать ­ ся к специалисту. В моей практике были ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребёнка. 2. Объясните сыну или дочери, что чего-то не успевать — это нормально. 3. Даже если детские проблемы не кажутся серьёзными, не обесценивайте их. 4. Не спешите звонить в школу или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребёнка. Не вмешивайтесь без необходимости. В крайнем случае — так, чтобы ребёнок об этом не узнал. 5. Учите ребёнка делать выводы конфликта с учителем. 6. Делитесь с ним своими тревогами и трудностями, рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите его расслабляться. У спокойных счастливых родителей — уравновешенные дети. 7. Будьте предельно внимательны к состоянию ребёнка. Если чувствуете, что не справляетесь — обращайтесь к психологу. из плохой оценки, ссоры с одноклассником, случаи, когда школьник подавлен, у него мысли вплоть до суицидальных, а взрос ­ лые требуют одного — хорошо учись. Эксперимент на собственном ребёнке Но бывает и так, что отношения с од ­ ноклассниками у ребёнка хорошие, а хо ­ дить в школу он всё равно не хочет. Перед выходом из дома у него вдруг начинает болеть живот или подскакивает темпера ­ тура. Особенно часто такое бывает в млад ­ шей школе. Учитель начальных классов с 30-летним стажем Наталья Колганова уверена: тут тоже вина родителей. — Мы слишком рано начинаем пугать детей школой, — объясняет педагог. — В общении ещё с детсадовцем позволяем себе высказывания типа: вот пойдёшь в школу — узнаешь! Первоклассники ча ­ сто боятся школы. Им может быть неком ­ фортно в незнакомой обстановке. Или ро ­ дители начинают дошкольника слишком рано учить, он перегружен уроками, а это ­ го быть не должно. Требования к первоклассникам за по ­ следние десятилетия сильно изменились. Если раньше первые полгода за партой малыши учили буквы и писали в пропи ­ сях, то сегодня ребёнок должен прийти в школу, умея читать и считать, имея ба ­ зовые знания об окружающем мире. — Ответственность за подготовку ло ­ жится на плечи родителей, — продол ­ жает старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и специального образования ЛГПУ Елена Бычкова. — Они,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz