Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
6 СОЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 33 (356) 23 августа 2021 года СОБАКА НАУЧИВШАЯ ЧИТАТЬ Ч итать книжки вместе с собаками детям и их ро дителям предлагают волонтёры Липецкого ки нологического центра. Их проект «Мой лучший друг» поддержал Фонд президентских грантов. Практи- животное — идеальный слушатель. ка показывает: собака человеку не только друг, но и док тор. Общение с животным помогает и здоровым детям, и ребятам с ОВЗ. Они преодолевают страх, становятся спокойнее, у них улучшается настроение. метод реабилитации со специаль- — Прим. ред.) Ника Могилевская Животные-компаньоны Вот уже год, как по воскресеньям в областную детскую библиотеку приходят не только родители с детьми, но и лохматые посетители. Последним книжки читают ребята. Те, кто пока не умеет, разглядывают картинки и показывают своим четвероногим друзьям. Животных сюда принимают не всех, лишь маленьких пород, так называемых «собак-компаньонов»: спаниелей, корги, папильонов, китайских хохлатых. И только прошедших специальное тестирование. Собака должна быть дру желюбна, выдержанна и терпелива. Ребёнок, тем более с ОВЗ, может и закапризничать, и резкое движение сде лать. Особым образом готовят и волонтёров. Канистера- певт (канистерапия — но обученной собакой. из Москвы, психолог и зоопсихолог, проводит обучение, принимает экзамены. Сейчас «в штате» центра — боль ше 20 волонтёров со своими собаками. Недовольных на занятиях нет, сплошной позитив. Даже раздражительные дети становятся мягче и добрее. — У моей пятилетней дочери Вари синдром Дауна, — рассказала «Первому номеру» Мария Лапина. — В отличие от других «солнечных» детей, которые очень доверчивы и готовы обниматься с любым, кто им улыбнётся, моя девоч ка достаточно замкнута. Расположить её к общению с незна комыми нелегко. Но только не в случае, когда рядом собака. Варя обожает собак, каждое воскресенье тянет нас в библио теку. Мы ездим сюда уже год и стали замечать: дочка ста- Липецких ребятишек обучают чтению с помощью собак. Практика показывает: Оно не делает замечаний и не смеётся над ошибками. Для стеснительных детей лучший вариант. ла более общительной, легче идёт на контакт. Ещё у Вари проблема с концентрацией внимания, она не может долго заниматься одним делом. Но показывать собакам картинки в книжках может часами. Продуктивная практика Сотрудники кинологического центра такую «собакоте- рапию» организовали первыми в регионе. Да и на россий ском уровне подобные практики можно по пальцам пере считать. В Москве похожий проект действует в Российской государственной библиотеке. А вот за рубежом, например в США или Финляндии, такие школы очень востребованы. Потому что доказали свою эффективность. — Несмотря на кажущуюся комичность, эта практика очень продуктивная, — рассказывает президент Липецкой областной общественной организации «Кинологический центр», эксперт-кинолог Российской кинологической феде рации Елена Мищенко. — Собак дети совсем не стесняются. Проговаривая потихонечку слова, начинают читать, и не про себя, а вслух. Запускали-то мы проект для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья: с аутиз мом, с ДЦП, тех, у кого проблемы со слухом и зрением. Но к нам приходят и абсолютно здоровые их братья и сёстры, и целые семьи. В занятиях участвуют и ребята с инвалид ностью, и нормотипичные. Даже те, кто не умеет читать, знакомятся с миром книг, с библиотекой, развиваются и социализируются. И для родителей это полезно: общение с ласковыми животными снимает стресс, помогает отдох нуть. Кстати, некоторые специально приводят гиперактив ных детей — те у нас учатся успокаиваться. Лапа помощи Свои проекты в регионе кинологический центр реали зует уже пятый год. Начинали с простых прогулок. Бывает трогательно смотреть, как, например, ребёнок с ДЦП пыта ется встать с инвалидной коляски, чтобы пройтись по парку рядом с собакой, а мама со слезами на глазах фотографиру ет это. — Два года назад моему сыну Данилу сделали операцию, уже девятую за его двенадцать лет, — рассказывает Елена Мишина. — Ему нужно было учиться ходить, гипс сняли, но он никак не мог сделать первый шаг — очень больно. А на одной из встреч с собаками вдруг схватил поводок и пошёл, несмело, с нашей помощью, но пошёл! У Матвея Ситникова тоже ДЦП, да ещё и в комплекте с гиперактивностью. Поэтому на занятия с собаками он не идёт, а бежит. Так же быстро, как и вообще всё, что делает. У него есть тут любимая собака. Кавалер-кинг-чарльз-спа- ниель Милана. Он мечтает и о собственной, но мама не по зволяет. — За Матвеем самим глаз да глаз, — рассказывает Ульяна Ситникова, мама Матвея. — Какую уж тут собаку. Но когда он общается с Миланой — ласково гладит, в глаза загляды вает, — то потом успокаивается, становится совсем другим. На мастер-классах «Дай лапу, друг» детям рассказывают об особенностях разных пород, о том, как ухаживать за соба кой, как кормить её, гулять с ней. Некоторые дети, особен но с расстройством аутистического спектра, долго не могут подойти к животному, боятся его. Но если решаются, то дружба и взаимопонимание устанавливаются надолго. Ре бёнок понимает: есть существа слабее его, о которых нужно заботиться. А собаки, как хорошие психологи, берут на себя детские страхи и обиды. — Нам, родителям, это очень приятно, — продолжает «Жёлтая собака» не просто кинологиче- любви, добра, мило- Мария Лапина. ский клуб. Это созидательная сила сердия и нежности. Мы бы очень хотели, чтобы такие встре чи не прекращались. — Огромное спасибо этим замечательным людям, — до бавляет Юлия Долгих. — Они делают огромное доброе дело. Мой сын Вова с нетерпением ждёт каждой встречи с Тасей, Беллой и Никой. Они игривые, ласковые и терпеливые. Собаки учат детей читать не только в Липецке, но ещё в Усмани, Данкове и Ельце. Проект «Мой лучший друг» уже четвёртый, реализованный при поддержке средств Фонда президентских грантов. Он будет действовать до конца 2021 года. Но останавливаться в центре не собираются — уже по дали заявку на следующий год. Текст: Марина Карасик Фото: из архива ЛООО «Кинологический центр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz