Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №31 (354) 9 августа 2021 года РЫНОК ПОДЕЛИЛИ. МЕСТНЫЕ НЕДОВОЛЬНЫ Е щё 12 образовательных учреждений областного центра ждут своего опе ратора. Торги затянулись из-за того, что зарегистрированная в Москве липец кая компания «Мастер Провиант» пода ла жалобу в ФАС. Таким образом, из цело го ряда заявившихся местных компаний на рынок липецкого кейтеринга попало лишь ООО «Альфа». Липецкие предприниматели остались недовольны результатами торгов, где поделили городской рынок школьного питания. По результатам двух аукционов на него зашли ульяновская структура ГК Dars ООО «Мобилсвязь» — ООО «Столичная кулинарная компания» 26 школ ей досталось 15 школ, — оно будет кормить и представляющее наш город ООО «Альфа» — 6 школ. Лакомый кусок Рынок школьного питания привлёк особое внимание местных предпринима телей в прошлом году, когда из-за панде мии они начали осваивать сферу достав ки готовых обедов. Фактически липецкие игроки, которые заявляют о своей готов ности работать в этой сфере, хотели бы переиграть «ГК Фьюжен менеджмент», которая монопольно кормила липецких школьников с 2015 года. И вот «Фью жен» с липецкого рынка ушла, но, как считают эксперты, ушла формально. 26 школ города по итогам торгов пе решли в руки «Столичной кулинарной компании» (СКК), которую подозрева ют в тесной связи с «ГК Фьюжен менед жмент». В прошлом году липецкие ан тимонопольщики выявили картельный сговор между этими компаниями. Как считают в УФАС региона, три года под ряд «Фьюжен» и СКК, имевшие общую инфраструктуру, имитировали на липец ком рынке конкурентную борьбу. лям не так важно, кто победит — местные сотрудники общепита или иногородние, лишь бы хорошо кормили. Но недолгий опыт работы на этом рынке местных ком паний показывает: они кормят школьни ков лучше, чем крупные кейтеринговые сети. Депутат горсовета Екатерина Пи- наева, которая плотно занималась про блемой качественного питания в обра зовательных учреждениях, говорит, что в прошлом году рейтинг местных компа ний со всех точек зрения был выше рей тинга иногородних кейтеринговых сетей. — Понимаете, — комментирует она, — этого и следовало ожидать. Это наши предприниматели, их дети ходят в шко лы нашего города, и они, скажем так, лучше иногородних предпринимателей понимают наши проблемы. Поэтому, я думаю, и количество жалоб на пита ние школьников там, где они работали, заметно снизилось. Кроме того, родите ли, которые участвовали в нашем интер- нет-опросе, отмечали, что в этих школах качество питания заметно улучшилось. Я также считаю очень важным и то, что в этих школах появилось много каче ственных продуктов от местных произ водителей, начиная от мяса и молока и заканчивая хлебом. считать убытки. Вообще, я серьёзно го товлюсь зайти на этот рынок, но пока А у на- ходит. Рискованное дело Нельзя сказать, что все рестораторы нашего города горят желанием работать в сфере школьного питания. Крупный липецкий игрок Иван Мамонтов вообще не интересуется этим рынком. Другой у меня нет никаких конкретных планов, известный липецкий ресторатор Сергей я только присматриваюсь, что там проис- Крылов специально для поставок гото вых обедов в школы построил первую в городе фабрику питания. По его словам, Закон никуда не годится он мог бы кормить не меньше пяти школ, но не торопится заходить на рынок кей теринга. — Рано или поздно на местный рынок школьного питания зайдут липецкие по ставщики с качественными обедами, — говорит он. — Но сегодня, когда бешено растут цены на продукты и ясно, что этот рост будет продолжаться, это очень ри скованно. Хотя сам по себе это очень вы годный рынок, но не в наши дни. Сегодня ты подпишешь контракт, а завтра будешь в том, что по закону они должны иметь какой-то серьёзный опыт работы на этом рынке, — говорит Плотников. ших компаний такого опыта нет, поэтому их просто не подпускают к торгам. Под это условие подпадают только крупные сетевые операторы, которые прогла тывают целые города. Возьмите ту же Липецкая компания «Топаз», которая принадлежит Андрею Плотникову, в про- многопрофильную ГК Dars. В Воронеже, шлом году кормила пять липецких школ. Но она попала на рынок школьного пита ния не по конкурсу, а заключив со школа ми прямые договоры. Такая практика су ществует, но не поощряется. В этом году Плотников пытался продолжить работу в данной сфере через торги, но до аукци- Почему это наше дело? она не дошёл. — Главная причина, почему местные компании не попадают на торги, состоит Ничего страшного Липецкие предприниматели, которые мечтают о местном рынке школьного пи тания, приводят в свою пользу примерно те же самые аргументы. Но многие ди ректора школ считают, что в принципе от прописки оператора питания мало что зависит. — Я думаю, что тут ничего критичного не происходит, — говорит директор 49-й школы Владимир Плешков. — У иногород них операторов тоже есть дети, и они по нимают, что их нужно хорошо кормить. По крайней мере, что детям нужно поставлять качественную пищу, хотя бы чтобы не поте рять рынок. Да, с ними так же, как и с мест ными операторами, бывает много проблем. Но есть директора школ, которые должны например, она с 19-го года обслуживает 75 процентов всех городских школ. Это не только наша проблема, это проблема бороться и борются с этими проблемами. всей страны, и везде говорят, что нужно менять законодательство. На первый взгляд, конкурентная борь ба на рынке школьного питания дело бизнеса. Школьникам и их родите- это ГЛАВНОЕ — КОНТРОЛЬ Мы пишем претензии, возвращаем продук ты и, так или иначе, находим общий язык с операторами, меняем ситуацию в лучшую сторону. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин КОРМЯТ ПОВАРА Олег Макаров, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала РАНХиГС — В принципе, нет разницы, кто работает на рынке школьного питания — липецкие, московские или ульяновские компании. Главное, чтобы качество еды соответствовало нормам, которые у нас приняты. В том, что наши липецкие предприниматели намного лучше справятся с этой задачей, чем иногородние, я, честно говоря, очень сильно сомневаюсь. Мне самому приходилось слышать их доводы насчёт того, что они, по сути, будут кормить своих же детей, которые учатся в липецких школах. Но наши дороги, по которым мы возим наших детей, часто тоже строят липецкие компании, и, надо сказать, строят отвратительно. Есть ещё мнение, что местной власти проще контролировать местные компании. Я, конечно, понимаю, что ручной режим управления иногда бывает неплох, но объективное управление всё же эффективнее. В конце концов, есть санкции, которые одинаково хорошо действуют как на своих, так и на чужих. Главное — жёсткий контроль со стороны заинтересованных лиц, чтобы до пищеблоков доходили качественные продукты, а оттуда их не растаскивали, и тогда в сфере школьного питания всё будет в порядке. Елена Сафронова, родительница — Может быть, не все меня сразу поймут, но я не думаю, что качество питания школьников на 100% зависит от компании, которая выиграла торги на поставку продуктов в школьные столовые. Да, на качество питания в школах постоянно жалуются и родители, и сами школьники. Причём активисты и чиновники, которые бросаются немедленно устранить недостатки, не всегда учитывают, что дети с удовольствием едят не очень полезные чипсы и гамбургеры и с отвращением смотрят на гречневую кашу и кипячёное молоко, говоря, что их плохо кормят. А какие-то вопиющие случаи, когда в школу поступают некачественные продукты, случаются крайне редко. Насколько мне известно из моего опыта члена родительского комитета, в школах качество продуктов жёстко контролируют и то, что никуда не годится, отправляют оператору питания. Так вот, те, кто говорит, что местные компании будут кормить наших детей добросовестнее, чем пришлые, не принимают во внимание, что наших детей в строгом смысле слова кормят не свои или чужие компании, а повара. Среди них есть добросовестные и недобросовестные, и от этого во многом зависит репутация «кормящей» компании. А поскольку операторы питания вербуют одних и тех же кашеваров из местного населения, то и получается, что компании меняются, а проблема качества школьного питания остаётся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz