Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 2 августа 2021 года № 30 (353) ЭКОЛОГИЧНО 17 ВОДОРОДНЫЙ ПОВОРОТ В рубрике «Экологично», открытой в рамках Года науки и технологий, обозреватель «Первого номера» Юрий Бакланов продолжает знакомить читателей нашей газеты с тенденциями в развитии альтернативной энергетики и обрисовывает место России в новой экологической реальности. Н а Петербургском экономическом форуме спец ­ представитель президента по международным делам Анатолий Чубайс заявил, что Россия из мощной углеводородной страны в ближайшее время станет сильной водородной и таким образом сохранит статус великой энергетической державы. Эксперты считают, что Россия может занять до 10% мирового рынка водорода. Вместо дИзельного топлИва Правительства Германии и Австралии заключили между собой договор о совместной работе в области во- ского политехнического университета. По плану в 2024 году Россия поставит на международный рынок 200 ты ­ сяч тонн водорода, в 2035 году — в 10 раз больше. вить в качестве технологических успехов в новой отрас- Для внутреннего пользования Одним из крупных поставщиков на внутренний рынок с открытием первых заправок в Москве и Петербурге ста ­ нет «Росатом». Кольскую АЭС выбрали в качестве пилот ­ ной площадки для производства водорода в России, так как на станции есть избыток вырабатываемой энергии по низкой себестоимости. «Росатом», «Трансмашхолдинг» и РЖД планируют запустить первый поезд на водород ­ ном топливе на Сахалине. В 2024 году КамАЗ начнёт вы ­ пускать автобусы на водородном топливе. Учёные Томского политехнического университета предлагают производить биоводород и биометан в ре ­ зультате двухстадийной переработки биомассы. Ново ­ сибирские специалисты предлагают примерно такой же процесс из угля. появилась ещё в 2006 году. В 2018 году в земле Нижняя Саксония пошёл первый в мире поезд французской ком ­ пании Alstom на водороде вместо дизельного топлива. мании там, где нет электрической тяги, ходят на новом топливе. Авиаконцерн Airbus впервые представил три вари ­ анта среднемагистральных лайнеров, которые станут ние 10 лет. С CH4 на Н2 Вообще-то Чубайс знает, о чём говорит. «Роснано» курирует эту тематику, а сам он уже ведёт переговоры с ЕС по поводу углеродного налога, который Европа со ­ бирается ввести в 2023 году на импортную продукцию. дородной энергетики. Германии тоже есть что предъя- Он может затронуть около 40% российского экспорта. По разным оценкам, нашим предприятиям придётся ли. Первая водородная заправка для автомобилей здесь вносить в кошелёк ЕС от 6 до 50 млрд евро ежегодно. И выходом для России станет переход на водородное то ­ пливо, которое уже сейчас частично заменяет газ. Водородное топливо чище, от него не идёт столько Сегодня практически все региональные поезда в Гер- водяных паров, которые оседают в верхних слоях ат ­ мосферы, способствуя развитию парникового эффекта. К тому же у России богатые потенциальные возмож ­ ности для мощного развития водородной энергетики. Правительство поручило учёным ускорить их разработ- работать на жидком водороде, в том числе «летающее ку в научном центре РАН в Черноголовке Московской крыло». Их производство планируется освоить в тече- области. Есть планы производства «голубого» водорода (во ­ дород, произведённый из газа с последующим преобра- Водород в каждый дом зованием СО2 в углерод. — Прим. ред.) путём риформин- Всех энергетиков поразили масштабные планы Шот- га метана и у крупнейших нефтедобывающих компаний: ландии, где привычную газовую инфраструктуру будут Альтернатива для альтернативной «Роснефти», «Лукойла», «Газпромнефти». «Газпром» уже ведёт предварительные переговоры о поставках в Европу «серого» водорода (водород с содержанием СО2. — Прим. ред.), чтобы отделить затем от него угле ­ кислый газ для захоронения. использовать для подачи водорода в квартиры. Уже ЭНергетИКИ в этом году на него переведут 300 жилых домов. Затем этот эксперимент распространят на всю Шотландию. LH2 из угля Сейчас в мире разработаны и уже апробируются раз ­ ные технологии производства «зелёного», «голубого» и даже «бирюзового» водорода (последний получают путём пиролиза биомассы. — Прим. ред.). Топливные во ­ дородные элементы используются в качестве источника энергии для автомобилей, железнодорожного транспор ­ та, жидкий водород — для замены авиационного керо ­ сина. Очень активно работают в этом направлении в Ав ­ стралии, которая занимает первое место по экспорту угля в мире. По технологии, разработанной учёными университета в Квинсленде, здесь научились произво- увеличение экспорта машиностроительной продукции. дить водород из низкосортного бурого угля. Недавно первый танкер с жидким водородом (LH2) из Брисбена дородные долины в Японии, Германии и Шотландии. пришёл в японский порт Кобе. И это не случайно — Япо- Такая же организационная работа проводится учёными ния занимает первое место по количеству автомобилей РАН. «Технологическая водородная долина» создана по на водороде. инициативе национального исследовательского Том- У России выше потенциальные возможности получать водород, чем во многих странах, так как имеются огром ­ ные запасы природного газа. Но надо учитывать и фактор безопасности при использовании водорода. Не лучше ли пока сосредоточить усилия на производстве электроэ ­ нергии за счёт высокоэффективных парогазовых турбин, сжигать газ в кислороде, не допуская выбросов, или за ­ няться глубокой переработкой угля? Кстати, первые паро ­ газовые турбины появились в Липецке в ТЦ «Карусель» по проекту учёных ЛГТУ. Мне случалось бывать на заводе Томская долина Во второй половине июня состоялся брифинг руково ­ дителей Российской ассоциации развития возобновляе ­ мой энергетики (АРВЕ) и представителей ГК «Росатом». На нём обсудили программу государственной под ­ держки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на 2025-2035 годы и механизм пограничной корректиров ­ ки выбросов углерода. Как отметил руководитель АРВЕ «Дойц» в немецком Кёльне, где их производят. Спрос на Алексей Жихарев, за этот период генерация энергии от них действительно большой, заказы — на год вперёд. Но ВИЭ должна вырасти в 10 раз, но отставание от других зарубежный опыт и работа учёных подсказывают: необ- стран станет ещё большим, поскольку правительство за ­ планировало господдержку всего в 360 млрд рублей, на ­ деясь заинтересовать бизнес. Дефицит финансирования И в правительстве это понимают. На днях премьер-ми- сказывается на узости внутреннего рынка и тормозит ходимо параллельно заниматься и тем и другим, чтобы не отстать ещё больше в развитии зелёной энергетики. нистр Михаил Мишустин распорядился образовать меж ­ ведомственную рабочую группу по развитию в России В мире созданы 23 водородных консорциума и во- водородной энергетики. Руководителем рабочей группы назначен вице-премьер Александр Новак. Текст: Юрий Бакланов Фото с сайта rosatomnews

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz