Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 26 июля 2021 года № 29 (352) ЖИЗНЬ БЕЗ БАРЬЕРОВ 19 По данным Федерального реестра инвалидов, в Липецкой области 114 861 человк с ограниченными возможностями здоровья, то есть у каждого десятого жителя региона та или иная группа инвалидности. 110 325 из них — взрослые, 4 536 дети. В Липецке 44 506 инвалидов: 42 506 взрослых и 1 623 ребёнка. Специально для них открыто отделение комплексной реабилитации и абилитации, где им помогают адаптироваться к жизни. Здесь работают и со взрослыми, и с детьми с самыми разными диагнозами. Программу подбирают индивидуально. За три недели че ­ ловек проходит социально-средовую, психологическую и социокультурную реабилитацию и социально-бытовую адаптацию. Цель занятий — помочь человеку с ограничен ­ ными возможностями социализироваться в обществе. Движение и творчество Экскурсию по отделению проводит его руководитель Кристина Карпова. Открываем дверь, из-за которой доно ­ сится бодрая музыка и детские восторженные возгласы. На экране мультяшные человечки выполняют спортивные движения и проговаривают то, что делают. Их пытается ко ­ пировать мальчик лет 12. — У Димы сложный диагноз — умственная отсталость и аутизм, — рассказывает мама Ольга Анатольевна. — К та ­ ким детям трудно найти подход. С чужим человеком они не идут на контакт. Но, смотрите, Татьяна Валентиновна на ­ шла с ним общий язык, Диме очень нравится. Мы недавно узнали про это отделение и рады, что попали сюда. Здесь внимательное отношение к пациентам и хорошие специа ­ листы. — Дима на занятии второй раз, низатор Татьяна Иванова. старается. И не отвлекается ничуть. Педагог помогает Диме, полуобняв ребёнка и направляя движения. — Взгляните, какой шедевр Дима создал прошлый раз, — после окончания занятия культорганизатор показы ­ вает рисунок лениво улыбающегося кота. — Эта необычная техника называется «малышковый кубизм». Ребёнок хао ­ тично рисует то, что хочет: зигзаги, квадраты, кружки. Пол ­ ная свобода. А потом мы вместе дополняем и дорабатываем. Детям очень нравится. объясняет культорга- Первый раз боялся. А сегодня По системе Монтессори Психолог Анна Стрельникова занимается с восьмилет ­ ним Серёжей. Мальчик тоже не разговаривает, но с востор ­ гом пытается вложить разноцветные фигурки в подходя ­ щие отверстия. — Вот сюда матрёшку, — подсказывает специалист. — Где матрёшка? Мальчик хватает разноцветную куколку. — Занятия по методу итальянского врача Марии Мон ­ тессори очень эффективны в тренировке сенсорного раз ­ вития детей, развития их мышления и памяти, — делится Анна Александровна. — Мы используем детскую любозна ­ тельность, стремление к познанию мира и к самореали ­ зации: создаём развивающую среду. Каждый ребёнок раз ­ вивается в собственном темпе и занимается тем, что ему интересно. Мы же его стимулируем и направляем. Индивидуальная реабилитация Специалист по реабилитации Снежана Садыкова по ­ могает подростку составить сложный узор. Мальчик натя ­ гивает резинки на канцелярские гвоздики, вбитые рядами в квадратный планшет. Круги, трапеции, треугольники сплетаются в фантастическом орнаменте. — Эта развивающая игра называется «геометрик», — Такие есть и в про- рассказывает Снежана Валерьевна. даже, но они небольшого размера. Эту я изготовила сама, она удобнее для работы. Развивает и логику, и мышление, и моторику. Даже взрослым после инсульта бывает непро ­ сто сообразить, какую резинку куда протянуть. К нам при ­ ходит много людей после инсульта. Что касается детей, большинство с аутизмом. Много слабослышащ,их и слабо ­ видящих. Но мы не регистрируем диагнозы, для нас это не важно. Мы руководствуемся программой индивидуальной ЦЕНТР ЖИЗНИ реабилитации, которую инвалиду выдают при прохожде ­ нии медико-социальной экспертизы. Например, один ре ­ бёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) может социализироваться быстрее, чем другой. Смотрим на состо ­ яние — и в зависимости от потребностей человека составля ­ ем занятия. Принять себя Обычно до обеда занимаются взрослые, после обеда — дети. У взрослых по 3-4 сорокаминутных занятия в день, у детей занятия длятся 30 минут. — Мы формируем малокомплектные группы, человек по пять. С учётом возраста и ментальных способностей, — объ ­ ясняет Кристина Карпова. — Люди приходят к нам не толь ­ ко учиться, но и за общением, находят друзей. Ведь у мно ­ гих из них и психологические проблемы. Они стесняются самих себя. Здесь же, в коллективе единомышленников, наполняются уверенностью. Учатся принять свой диагноз и жить дальше. — Мы понимаем, как тяжело родителям. Сначала про ­ сто принять диагноз сына или дочери. Потом — понять, как двигаться дальше, — говорит Кристина Карпова. — Важно, чтобы родители понимали: таким детям нужно помочь со ­ циализироваться. Научить жить без мам и пап, когда роди ­ телей уже не будет рядом. . Текст: Марина Карасик Фото: Сергей Паршин Посещать занятия в отделении комплексной реабилитации и абилитации раз в год абсолютно бесплатно может любой липецкий инвалид. Для трёхнедельной реабилитации нужны паспорт или свидетельство о рождении, справка об инвалидности и индивидуальная программа. Телефон для записи — 41-10-88. Из-за пандемии временно центр перешёл на индивидуальный формат Специалисты работают с каждым по отдельности. Пандемия наложила и ещё одно ограничение. Пока не принимают пациентов старше 65-ти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz