Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 июля 2021 года № 27 (350) НАШИ ЛЮДИ 19 i Кадр из филь ма «Вкус халвы» (1975 г.) Мушаррафа Касымова, мама актёра, и Микеле Плачидо. На съёмках. 1980-е перед выходом присутствует некий ман ­ драж. Легче бывает, только когда человек перестаёт любить свою профессию. Он вы ­ ходит и не играет, а просто читает текст. нимаем, что нельзя так относиться к своим знаниям — передать всё интернету. Это не пессимизм. Просто так развивается челове ­ чество. Чем цивилизованнее общество, тем ближе оно к своему концу. — И, понимая это, вы в театре™ — Потому что стараешься держаться это человеку сложно, потому что у нас нет генетической памяти. Нельзя заставить за профессию, которую выбрал. Веришь, новорождённого вспомнить, что огонь го- сопротивляешься, борешься, надеешься. рячий. Все рождаются чистыми. Мы не по- Осознание того, что случилось что-то не ­ поправимое, приходит после. Меняется не только страна, культура. Когда отсутствует борьба, отсутствует развитие искусства. Ста ­ ло очень тяжело, когда театр перестал быть режиссёрским. Великие мастера ушли, мы потеряли школу. Нынешние режиссёры до ­ статочно поверхностны. Меня не удовлетво ­ ряют их знания и темы, которые они выби ­ рают. К тому же театры начали заниматься приглашательством. У режиссёра нет от ­ ветственности за поставленный спектакль. Репертуарный театр может быть только при постоянном режиссёре, который отработал жешь быть самоуверен. Но сцена — сложная 7-10 лет и воспитал целую плеяду актёров, штука, она подставляет такие подножки, создал свою концепцию и провёл её через расслабляться никак нельзя. Каждый раз десятилетия. Именно тогда каждая поста ­ новка — ступенька к чему-то новому. Чтобы режиссёр понял, какие у него актёры и что из них можно выжать, нужно поставить с ними минимум 15-20 спектаклей. Порой самый плюгавый и никому не нужный мо ­ жет оказаться выдающимся актёром, пото ­ му что только он сможет так сыграть, напри ­ мер, шута, что затмит остальных. С опытом становится страшнее — У вас большой жизненный и актёрский опыт, вам сейчас сложнее играть или легче? — Всегда тяжело. С опытом становится страшнее выходить на сцену, потому что ты знаешь свои возможности, силу. Иногда мо- « ИДЕОЛОГИЯ УХОДИТ. А БЕЗ НЕЁ НЕТ ТЕАТРА. ИНАЧЕ ЭТО СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА. БАЛАГАН — У вас такое количество ролей, наград. Вы всего достигли? — Нет. Совершенство не имеет предела, а до совершенства я ещё не дорос. Для это ­ го, наверное, нужно с сегодняшним опытом ещё столько же лет поработать с полной на ­ грузкой. В нашей профессии есть одна пре ­ лесть — во время работы кто-то из коллег может раскрыться в роли так, как ты этого не мог представить. Перед тобой рождается настоящий партнёр, и на сцене вы захваты- бить своего героя. Если он прописан как а потому, что видят, как хорошо быть из- ваете друг друга, начинаете смаковать свои отрицательный, надо найти его положи- вестным. отношения, находить подробности в обра- тельные черты и показать это. В комедии зах. От этого сценического родства получа- нужно уметь сдерживать себя до того, как Потребительство убивает ешь истинное наслаждение. Родители меня наступит смешной момент. Зритель не — А зритель изменился? учили: на сцене не ты важен, а тот, с кем дурак, видит, если ты стараешься его рас- — Да. За последние 10 лет мы ослабили ты там находишься. Твоя задача — помочь смешить. Особенно трудно играть в коме- его требовательность, потому что сами ста- партнёру выявить как можно больше своих диях положения, когда всё предсказуемо. ли нетребовательны к тому, что делаем. По- талантов, лучше изобразить и передать зри- Нужно суметь сделать так, чтобы зритель, требительство убивает. Информативность телю тонкости своего образа. Главное — ста- зная сюжет, не мог сдержаться и хохотал сейчас поверхностная, интернетовская. Она раться не мешать партнёру. от того, чего не мог ожидать, — это труд. не может служить питательной средой для В трагедиях обратное дело. Нужно играть мозга. Сейчас нет стремления заставить — Какую роль хотели бы сыграть? так, будто не знаешь, что ждёт твоего ге- человека думать о второй, третьей глубине — Короля Лира. Это же о том, как роя, чтобы зритель сидел, рвал себе душу и думал: «Что ты творишь?». » Без идеологии нет театра — Вы уже более 40 лет связаны с театром. Что изменилось в нём за это время? — Когда пошли перестроечные дела, театр превратился в зрелищное учрежде ­ ние. В этот период ломался театр. Идео ­ логия уходила. А без неё нет театра. Ина ­ че это сфера обслуживания, основанная на принципах потребительства. Балаган. — Вы боретесь с ситуацией? — Сейчас у меня нет возможности. С си ­ стемой невозможно бороться. Приходится жалеть тех, кто идёт сюда, зная, что театр уже не тот, куда стремились. И, может быть, сейчас в театр идут не за высокой идеей, ­ ­ каких-то фраз, мыслей, чувств. Мы даже классику сейчас даём по-потребительски. Нас учат жить легко, поэтому жизненные ситуации оказываются всё страшнее для че ­ ловека. Он всё меньше подготовлен. И в его духовном начале всё меньше запаса смело ­ сти, сил, выносливости. — И что делать? — К сожалению, силой ничего не сде ­ лаешь. Природа сама всё сделает. Она всё сломает. Общество само дойдёт до того мо ­ мента, когда произойдёт взрыв. Объяснить уничтожается основа. Когда человек те ­ ряет голову, можно потерять всё. Навер ­ ное, ещё хочется оттого, что не очень уверен и дразню себя мыслью: смогу ли я? Хватит ли внутренней энергии? Хотя это позорное чувство страха нужно уби ­ вать. Только надо, чтобы сошлось мно ­ жество факторов: режиссёр, коллектив и ситуация, в которой спектакль окажет ­ ся к месту. Текст: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz