Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 июля 2021 года № 27 (350) НАШИ ЛЮДИ 19 i Кадр из филь ма «Вкус халвы» (1975 г.) Мушаррафа Касымова, мама актёра, и Микеле Плачидо. На съёмках. 1980-е перед выходом присутствует некий ман драж. Легче бывает, только когда человек перестаёт любить свою профессию. Он вы ходит и не играет, а просто читает текст. нимаем, что нельзя так относиться к своим знаниям — передать всё интернету. Это не пессимизм. Просто так развивается челове чество. Чем цивилизованнее общество, тем ближе оно к своему концу. — И, понимая это, вы в театре™ — Потому что стараешься держаться это человеку сложно, потому что у нас нет генетической памяти. Нельзя заставить за профессию, которую выбрал. Веришь, новорождённого вспомнить, что огонь го- сопротивляешься, борешься, надеешься. рячий. Все рождаются чистыми. Мы не по- Осознание того, что случилось что-то не поправимое, приходит после. Меняется не только страна, культура. Когда отсутствует борьба, отсутствует развитие искусства. Ста ло очень тяжело, когда театр перестал быть режиссёрским. Великие мастера ушли, мы потеряли школу. Нынешние режиссёры до статочно поверхностны. Меня не удовлетво ряют их знания и темы, которые они выби рают. К тому же театры начали заниматься приглашательством. У режиссёра нет от ветственности за поставленный спектакль. Репертуарный театр может быть только при постоянном режиссёре, который отработал жешь быть самоуверен. Но сцена — сложная 7-10 лет и воспитал целую плеяду актёров, штука, она подставляет такие подножки, создал свою концепцию и провёл её через расслабляться никак нельзя. Каждый раз десятилетия. Именно тогда каждая поста новка — ступенька к чему-то новому. Чтобы режиссёр понял, какие у него актёры и что из них можно выжать, нужно поставить с ними минимум 15-20 спектаклей. Порой самый плюгавый и никому не нужный мо жет оказаться выдающимся актёром, пото му что только он сможет так сыграть, напри мер, шута, что затмит остальных. С опытом становится страшнее — У вас большой жизненный и актёрский опыт, вам сейчас сложнее играть или легче? — Всегда тяжело. С опытом становится страшнее выходить на сцену, потому что ты знаешь свои возможности, силу. Иногда мо- « ИДЕОЛОГИЯ УХОДИТ. А БЕЗ НЕЁ НЕТ ТЕАТРА. ИНАЧЕ ЭТО СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА. БАЛАГАН — У вас такое количество ролей, наград. Вы всего достигли? — Нет. Совершенство не имеет предела, а до совершенства я ещё не дорос. Для это го, наверное, нужно с сегодняшним опытом ещё столько же лет поработать с полной на грузкой. В нашей профессии есть одна пре лесть — во время работы кто-то из коллег может раскрыться в роли так, как ты этого не мог представить. Перед тобой рождается настоящий партнёр, и на сцене вы захваты- бить своего героя. Если он прописан как а потому, что видят, как хорошо быть из- ваете друг друга, начинаете смаковать свои отрицательный, надо найти его положи- вестным. отношения, находить подробности в обра- тельные черты и показать это. В комедии зах. От этого сценического родства получа- нужно уметь сдерживать себя до того, как Потребительство убивает ешь истинное наслаждение. Родители меня наступит смешной момент. Зритель не — А зритель изменился? учили: на сцене не ты важен, а тот, с кем дурак, видит, если ты стараешься его рас- — Да. За последние 10 лет мы ослабили ты там находишься. Твоя задача — помочь смешить. Особенно трудно играть в коме- его требовательность, потому что сами ста- партнёру выявить как можно больше своих диях положения, когда всё предсказуемо. ли нетребовательны к тому, что делаем. По- талантов, лучше изобразить и передать зри- Нужно суметь сделать так, чтобы зритель, требительство убивает. Информативность телю тонкости своего образа. Главное — ста- зная сюжет, не мог сдержаться и хохотал сейчас поверхностная, интернетовская. Она раться не мешать партнёру. от того, чего не мог ожидать, — это труд. не может служить питательной средой для В трагедиях обратное дело. Нужно играть мозга. Сейчас нет стремления заставить — Какую роль хотели бы сыграть? так, будто не знаешь, что ждёт твоего ге- человека думать о второй, третьей глубине — Короля Лира. Это же о том, как роя, чтобы зритель сидел, рвал себе душу и думал: «Что ты творишь?». » Без идеологии нет театра — Вы уже более 40 лет связаны с театром. Что изменилось в нём за это время? — Когда пошли перестроечные дела, театр превратился в зрелищное учрежде ние. В этот период ломался театр. Идео логия уходила. А без неё нет театра. Ина че это сфера обслуживания, основанная на принципах потребительства. Балаган. — Вы боретесь с ситуацией? — Сейчас у меня нет возможности. С си стемой невозможно бороться. Приходится жалеть тех, кто идёт сюда, зная, что театр уже не тот, куда стремились. И, может быть, сейчас в театр идут не за высокой идеей, каких-то фраз, мыслей, чувств. Мы даже классику сейчас даём по-потребительски. Нас учат жить легко, поэтому жизненные ситуации оказываются всё страшнее для че ловека. Он всё меньше подготовлен. И в его духовном начале всё меньше запаса смело сти, сил, выносливости. — И что делать? — К сожалению, силой ничего не сде лаешь. Природа сама всё сделает. Она всё сломает. Общество само дойдёт до того мо мента, когда произойдёт взрыв. Объяснить уничтожается основа. Когда человек те ряет голову, можно потерять всё. Навер ное, ещё хочется оттого, что не очень уверен и дразню себя мыслью: смогу ли я? Хватит ли внутренней энергии? Хотя это позорное чувство страха нужно уби вать. Только надо, чтобы сошлось мно жество факторов: режиссёр, коллектив и ситуация, в которой спектакль окажет ся к месту. Текст: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz