Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 12 июля 2021 года № 27 (350) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 Ц Цветы на окнах в доме Галины Петровны внучка нарисовала в подарок на 8 Марта Д ‘ ' Катя Новенький коттедж семьи Кати на окраине Долгору ­ кова как картинка с выставки. В палисаднике и в огороде — ни единого сорняка. Да и сама семья считалась при ­ мерной. Портрет мамы Кати Оксаны Андреевны даже по ­ мещали на районной Доске почёта. Несколько лет назад областная администрация подарила семье автомобиль. За москитными сетками — открытые окна, внутри кто- то есть, но дверь не открывают. Старший брат погибшей девочки говорит, чтобы я не ждала напрасно, никто не выйдет. Одноклассница и лучшая подруга Тани Катя была при ­ ёмной дочерью, её взяли из детского дома 12 лет назад. В Долгорукове поговаривают: с мачехой у неё были кон ­ фликты. Если бы не это, девочка, несмотря на тоску по Тане, не решилась бы на страшный шаг. — Катя жаловалась, что мать её обижает, — расска ­ зывает жительница райцентра Людмила. — И подругам, и сестре, та в Ельце живёт, и даже в опеку письмо писала. Никаких мер не приняли. Говорила, что отец очень хоро ­ ший, а мать, опекунша, над ней издевалась, била её. Сле ­ дователи нашли её дневник, там всё это описано. Не слу ­ чайно на руководительницу нашей районной опеки дело завели. Говорят, под залог в 300 тысяч её пока отпустили, под подписку о невыезде. Оксана Андреевна работала социальным педагогом в Братовщине. В той самой школе, где учились обе погиб ­ шие девочки. То есть была тем человеком, который дол ­ жен был первым заметить неладное и забить тревогу. — Как-то Катя пришла в школу накрашенная, — рас ­ сказывает одноклассница девочек. — Так мать потащила её при всех в туалет, кричала, умывала. И одевали её так себе. И телефоны у всех сенсорные, а ей дали кнопочный. Типа чтобы в интернете не сидела. — Таня каждый день набирала из дома сладости и бу ­ терброды, — рассказывает Галина Петровна, — помногу. Я смеялась: неужели ты всё это поешь? А она: нет, я Кать ­ ке понесу, я её подкармливаю. Обеих девочек похоронили на кладбище в Братовщине, рядом. Серёжу — в Жерновном. Поначалу ребят, как само ­ убийц, не стали отпевать и над могилами не поставили кре ­ сты. Потом в епархии разрешили провести все полагающи ­ еся обряды — потому что дети не сами решились пойти на смерть, на них оказали влияние. Дети против детей Кто и зачем устраивает эти игры? Почему дети идут на то, чтобы наносить себе травмы? Можно ли здорового ребёнка довести до суицида, отсылая жестокие задания онлайн? Практика показывает: «игры смерти» устраи ­ вают не специально обученные люди из-за границы и не ради наживы. В 80% случаев с детьми жестоко играют такие же дети. Роль куратора даёт им безграничное чув ­ ство власти и возможность отыграться за собственные обиды. Ещё 20% — психически нездоровые взрослые, включая педофилов, которые под видом заданий хотят получить интимные видео. В 2016 году Госдума экстренно приняла изменения в Уголовный кодекс, и у статьи 110 появились подпун ­ кты о доведении до самоубийства группой лиц и органи ­ зации суицидальных игр в интернете. С 2017 года статья начала работать. 21-летний Филипп Лис получил 3 года и 4 месяца колонии. К году условно и психиатрической коррекции приговорили 17-летнего куратора суици ­ дальных игр «Красный треугольник». В 2019-м задержа ­ ли несовершеннолетнюю из Тюмени. Девочка была ку ­ ратором, двое из её игроков планировали суицид и были остановлены в последний момент. В ходе расследования выяснилось, что она сама — игрок у другого куратора. Завели два уголовных дела — в одном она обвиняемая, в другом — потерпевшая. В 2020-м задержали начинающего куратора — 12-лет ­ нюю девочку. Курировала группу она не более 10 дней. Её поставили на учёт и направили к психологу. Полтора месяца назад, 1 июня, пресекли деятельность 13-летней «Принцессы» из Новгородской области, которая была передаточным звеном у некоего «Короля» и сама тоже собиралась покончить жизнь самоубийством. Психиа ­ тры выяснили: у девочки шизофрения, «Король» — это голос в её голове. До пожизненного Уже 19 июня, после двух самоубийств в Долгоруково, в Ессентуках задержали 19-летнего Богдана Асланукова, называющего себя «Уткой ада». По данным РИА Ново ­ сти и «Коммерсантъ», он курировал несколько «групп смерти», выполнявших деструктивные задания. В группах Асланукова критиковались родители, се ­ мья и друзья, пропагандировались депрессия, отча ­ сти связанная с сатанизмом, насилие и опасные спосо ­ бы выхода из сложных жизненных ситуаций. В школе и в техникуме молодой человек был изгоем. Как пред ­ полагают следователи, склоняя детей к суициду, он са ­ моутверждался. Оперативники провели обыски в 10 регионах, назна ­ чили экспертизы и допросили более 50 подростков. Им удалось обнаружить связь между этими группами и дву ­ мя самоубийствами в Долгоруковском районе. Асланукова подозревают в убийстве двух и более лиц (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Наказание — до пожизненного за ­ ключения. Ход расследования уголовного дела взят на контроль центральным аппаратом СКР и лично его гла ­ вой Александром Бастрыкиным. Выйти из чата По словам психологов, в «группы смерти» часто по ­ падают дети, у которых нет доверительных отношений с родителями, воспитание сводится к авторитарному контролю. Суицидальные настроения в подростковой среде растут в период экзаменов. Дети боятся не сдать ЕГЭ, стать обузой родителям и посмешищем для одно ­ классников. Но ключевая причина войти в игру — то ­ тальное одиночество. Если ребёнок пришёл в китовый чат, это сигнал о помощи. Он не чувствует тыла, под ­ держки близких людей. Часто даже в благополучных семьях можно услышать: «Твои проблемы, сама винова ­ та». Такие фразы могут стать фатальными. Довести до суицида ребёнка, у которого всё хорошо, нельзя. Но его можно запугать, мол, «куратор знает твой адрес, он придёт, если ты выйдешь из игры!». Дети не понимают, что куратор в другом городе и он — такой же ребёнок. Выйти из чата можно в любой момент. Только ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО Елена Бычкова, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и специального образования ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского — Экзистенциальное одиночество. К сожалению, этот термин — характеристика сегодняшних подростков. Они стали разобщёнными, со своими проблемами борются самостоятельно. Но опыта продуктивной борьбы в таком возрасте нет. Нет и человека, который бы мог помочь, потому что уставшие от забот взрослые перестают быть для них авторитетами. Подросткам сложно найти путь в жизни, она их пугает. Они видят, что сложно поступить в институт, найти хорошую работу, понимают, как тяжело приходится родителям. В результате перестают ценить эту жизнь. Родители для них уже не пример. Основной площадкой для общения и выстраивания взаимоотношений стал интернет. Это не плохо, там масса ресурсов, которые помогают развиваться. Но почему часть подростков выбирает другие сайты и сообщества? Какие дети туда попадают? Можно выделить несколько основных черт: они чувствуют себя одинокими, у них не сформировались жизненные ценности, есть проблемы с самооценкой и уверенностью в себе. Что делать? Ребятам нужен круг общения с доверительными отношениями, взрослый товарищ, который бы помог научиться управлять эмоциями и грамотно реагировать на раздражители. И — главное — любовь, понимание и поддержка. ВОЗРАСТ КРИЗИСА Оксана Драганова, психолог, директор центра «Семья» — Подросток уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Ребёнок не обращается за помощью напрямую. Вас должны насторожить частые смены настроения, резкие изменения в поведении, потеря интереса к прежним увлечениям, вспышки агрессии, замкнутость, уход в себя. Любая ситуация, переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, может повлечь за собой неадекватное поведение. Для взрослого ситуация кажется несерьёзной, но для ребёнка она кризисная. Если у подростка дефицит общения, недостаточно новых впечатлений, тяжёлая жизненная ситуация или неудачи на фоне высоких требований семьи, несчастной любви, конфликта со сверстниками, подростковые комплексы — он ищет поддержку. Там, где его принимают. В Сети. Нужно разговаривать, общаться не на бегу, не на ходу. Выражать поддержку способами, близкими и понятными твоему ребёнку: объятия, совместные занятия. Агрессию направлять в спорт и физические нагрузки, а душевные переживания — в творчество. Научите ребёнка расслабляться: дыхательная гимнастика, контрастный душ. Не отнимайте гаджеты, а научите общаться в интернете. Расскажите, что передача личной информации может быть опасна. Предупредите о злоумышленниках, которые могут этим воспользоваться. Будьте интересны своим детям. Организуйте досуг. Постройте совместные планы. Если понимаете, что не справляетесь, обратитесь к специалистам. у ребёнка должно быть куда прийти. Не в тот дом, где, как ему кажется, он никому не нужен, а в тот, где его примут любым и в любом случае защитят. Самая проч ­ ная нить, которая удержит на плаву самого отчаявше ­ гося подростка, — любовь, участие и забота, о которых взрослые в вечной гонке «одеть-обуть-накормить» к сожалению, часто забывают. Текст: Марина Карасик Фото автора и с сайта freepik.com СПРАВКА По числу детских самоубийств Россия на первом месте в Европе и на третьем в мире. По статистике Роспотребнадзора, за последние годы количество детских суицидов и их попыток увеличилось на 35%. Ежедневно их совершают 1 — 2 подростка, попытки предпринимают 5 — 6 детей. По данным исследования ЮНИСЕФ «Смертность российских подростков от самоубийств», мысли о самоубийстве возникают у 45% российских юношей и 27% девушек. До 92% суицидов подростков происходит из-за семейных проблем: алкоголизма родителей, конфликтов, жестокого обращения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz