Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

6 80 ЛЕТ ПАМЯТИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №24 (347) 21 июня 2021 года Во время войны Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ) дважды эвакуировали за Урал. После второй эвакуации он в Липецк не вернулся. Из его оборудования построили ещё один советский гигант — Челябинский металлургический комбинат. ог К п м да началась война, цехи НЛМЗ замаскировали, погасили почти все огни. Завод будто вымер. Даже ашинистам паровозов запретили подавать гудки. Осенью 1941-го пришёл приказ разобрать завод на ча ­ сти: ничего не резать автогеном, не корёжить, разбирать только по швам, скрученным гайками, — на месте всё придётся собирать, так примерно объяснили новолип- чанам. Первая эвакуация Вагонов в стране не хватало. Почти одновременно с запада на восток двинулись 31 850 промышленных предприятий. Первые два эшелона НЛМЗ сформировал из вагонов собственного парка, закрепив за ними по два паровоза. Шлако- и чугуновозы, которые перемещались по заводу на железнодорожных колёсных парах, прице ­ пили к вагонам, и они шли к месту назначения своим ходом. Как рассказывал Яков Ростовский, который руково ­ дил формированием одного из составов с оборудовани ­ ем комбината, по дороге его эшелон несколько раз бом ­ били. У него на глазах бомба попала прямо в платформу с электромоторами: «Часть оборудования, которое мы везли, была утрачена именно в результате бомбёжек. Правда, бомбили наш эшелон нечасто». ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ ШЛИ СТАНКИ НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ вообще было непонят Промерить станцию Притом что эвакуация проводилась по приказу ру ­ ководства страны, чиновники Народного комиссариата путей сообщения иногда отказывались беспрепятственно пропускать эшелоны НЛМЗ из-за того, что везли нега ­ баритное оборудование. Они боялись, что выступающие за габаритную линию детали металлургического завода снесут станционные постройки и путевые сооружения. — На маленьких станциях, — рассказывает директор музея НЛМК Ольга Щурова, но, пройдёт эшелон или нет. Тогда начальник эшелона с помощниками несколько дней промеряли всю станцию. Пока эшелоны НЛМЗ шли по Юго-Восточной же ­ лезной дороге, чиновники Наркомата путей сообщения морщились, ругались, но составы потихонечку продви ­ гались на восток. Когда Юго-Восточная дорога закончи ­ лась, эшелоны встали на целую неделю. Как вспоминал руководитель эвакуации Авксентий Гладушко, чиновни ­ ки целую неделю ему доказывали, что их дряхлые ва ­ гоны не дойдут до Челябинска и развалятся по дороге, парализовав движение других составов. Из воспоминаний Якова Ростовского: «В таких слу ­ чаях помогает «бумажка». Когда после первой эвакуа ­ ции завод из Челябинска возвращали обратно в Липецк, мне выдали документ за подписью наркома путей сооб ­ щения, который требовал от железнодорожников ока ­ зывать содействие скорейшему продвижению нашего Жить на стройке эшелона, и назад мы вернулись гораздо быстрее, чем добирались за Урал». i Первая эвакуация НЛМЗ в Челябинск. 1941 г. Три месяца впроголодь В Челябинск кроме заводского оборудования отпра ­ вили специалистов с семьями. Всего 600 человек. Они даже представить себе не могли, что эвакуация завода продлится три месяца. Продукты, которые они с собой прихватили, закончились через неделю, а пополнить продовольственные запасы можно было только на круп ­ ных узловых станциях. — Люди голодали, — продолжает Ольга Щурова. — Потом начались холода. Вагоны не были утеплены. И люди стали болеть, особенно дети. На место приехали 31 декабря 1941 года. А уже 23 ян варя 1942 года пришёл приказ возвращаться. У металлургов была бронь — их на фронт не брали. Многие рвались в бой и записывались добровольцами. Но даже тех, кто получал «добро», с места формирования воинских частей откомандировывали назад, в Липецк. «Железо для нас важнее, чем ваша кровь», — примерно там объясняли добровольцам. Авраам Медиченко был одним из немногих, кому удалось попасть на фронт в 1941-м. На Новолипецком заводе он работал с начала его строительства. Сначала насосником в турбинном цехе ТЭЦ. Затем — старшим машинистом турбогенератора. Одним из первых в 1939 году он получил орден «Знак Почёта». В 1941 ­ м пошёл воевать в звании старшего лейтенанта. Был заместителем командира роты по политчасти отдельного учебного батальона 76-й стрелковой дивизии. Погиб под Сталинградом в боях за станицу Клетская. С пулемётной ротой удерживал высоту, которую атаковали с воздуха и пытались взять танками. Накануне последнего боя Медиченко ранило. Его пытались отправить в госпиталь, но он отказался. Сказал: «Завтра будет жарко. Я не могу бросить своих бойцов». Он был последним, кто погиб на безымянной высоте. Авраама Саввича посмертно наградили орденом Красного Знамени. Его похоронили у подошвы того холма, на котором он встретил смерть. В 1970-х на НЛМЗ отлили памятник и установили на могиле героя. После второй эвакуации с липецких металлургов, оставшихся в городе, сняли бронь. Из 2 796 рабочих больше двух тысяч ушли на фронт. 600 новолипчан погибли, более трёхсот пропали без вести. 1941 J 12 октября на базе 5-ой учебной эскадрильи в Липецке был создан 591-й истребительный полк. 28 октября директор Новолипецкого завода Фёдор Сергеев издал приказ об эвакуации НЛМЗ. 27 ноября на территории Лукьяновского сельсовета задержали колхозника Ивана Фирсова. Его зверски избили и повесили. Труп провисел 12 декабря. 30 ноября фашисты захватили село Мягкое, а 1 декабря было оккупировано село Измалково.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz