Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
6 80 ЛЕТ ПАМЯТИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №24 (347) 21 июня 2021 года Во время войны Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ) дважды эвакуировали за Урал. После второй эвакуации он в Липецк не вернулся. Из его оборудования построили ещё один советский гигант — Челябинский металлургический комбинат. ог К п м да началась война, цехи НЛМЗ замаскировали, погасили почти все огни. Завод будто вымер. Даже ашинистам паровозов запретили подавать гудки. Осенью 1941-го пришёл приказ разобрать завод на ча сти: ничего не резать автогеном, не корёжить, разбирать только по швам, скрученным гайками, — на месте всё придётся собирать, так примерно объяснили новолип- чанам. Первая эвакуация Вагонов в стране не хватало. Почти одновременно с запада на восток двинулись 31 850 промышленных предприятий. Первые два эшелона НЛМЗ сформировал из вагонов собственного парка, закрепив за ними по два паровоза. Шлако- и чугуновозы, которые перемещались по заводу на железнодорожных колёсных парах, прице пили к вагонам, и они шли к месту назначения своим ходом. Как рассказывал Яков Ростовский, который руково дил формированием одного из составов с оборудовани ем комбината, по дороге его эшелон несколько раз бом били. У него на глазах бомба попала прямо в платформу с электромоторами: «Часть оборудования, которое мы везли, была утрачена именно в результате бомбёжек. Правда, бомбили наш эшелон нечасто». ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ ШЛИ СТАНКИ НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ вообще было непонят Промерить станцию Притом что эвакуация проводилась по приказу ру ководства страны, чиновники Народного комиссариата путей сообщения иногда отказывались беспрепятственно пропускать эшелоны НЛМЗ из-за того, что везли нега баритное оборудование. Они боялись, что выступающие за габаритную линию детали металлургического завода снесут станционные постройки и путевые сооружения. — На маленьких станциях, — рассказывает директор музея НЛМК Ольга Щурова, но, пройдёт эшелон или нет. Тогда начальник эшелона с помощниками несколько дней промеряли всю станцию. Пока эшелоны НЛМЗ шли по Юго-Восточной же лезной дороге, чиновники Наркомата путей сообщения морщились, ругались, но составы потихонечку продви гались на восток. Когда Юго-Восточная дорога закончи лась, эшелоны встали на целую неделю. Как вспоминал руководитель эвакуации Авксентий Гладушко, чиновни ки целую неделю ему доказывали, что их дряхлые ва гоны не дойдут до Челябинска и развалятся по дороге, парализовав движение других составов. Из воспоминаний Якова Ростовского: «В таких слу чаях помогает «бумажка». Когда после первой эвакуа ции завод из Челябинска возвращали обратно в Липецк, мне выдали документ за подписью наркома путей сооб щения, который требовал от железнодорожников ока зывать содействие скорейшему продвижению нашего Жить на стройке эшелона, и назад мы вернулись гораздо быстрее, чем добирались за Урал». i Первая эвакуация НЛМЗ в Челябинск. 1941 г. Три месяца впроголодь В Челябинск кроме заводского оборудования отпра вили специалистов с семьями. Всего 600 человек. Они даже представить себе не могли, что эвакуация завода продлится три месяца. Продукты, которые они с собой прихватили, закончились через неделю, а пополнить продовольственные запасы можно было только на круп ных узловых станциях. — Люди голодали, — продолжает Ольга Щурова. — Потом начались холода. Вагоны не были утеплены. И люди стали болеть, особенно дети. На место приехали 31 декабря 1941 года. А уже 23 ян варя 1942 года пришёл приказ возвращаться. У металлургов была бронь — их на фронт не брали. Многие рвались в бой и записывались добровольцами. Но даже тех, кто получал «добро», с места формирования воинских частей откомандировывали назад, в Липецк. «Железо для нас важнее, чем ваша кровь», — примерно там объясняли добровольцам. Авраам Медиченко был одним из немногих, кому удалось попасть на фронт в 1941-м. На Новолипецком заводе он работал с начала его строительства. Сначала насосником в турбинном цехе ТЭЦ. Затем — старшим машинистом турбогенератора. Одним из первых в 1939 году он получил орден «Знак Почёта». В 1941 м пошёл воевать в звании старшего лейтенанта. Был заместителем командира роты по политчасти отдельного учебного батальона 76-й стрелковой дивизии. Погиб под Сталинградом в боях за станицу Клетская. С пулемётной ротой удерживал высоту, которую атаковали с воздуха и пытались взять танками. Накануне последнего боя Медиченко ранило. Его пытались отправить в госпиталь, но он отказался. Сказал: «Завтра будет жарко. Я не могу бросить своих бойцов». Он был последним, кто погиб на безымянной высоте. Авраама Саввича посмертно наградили орденом Красного Знамени. Его похоронили у подошвы того холма, на котором он встретил смерть. В 1970-х на НЛМЗ отлили памятник и установили на могиле героя. После второй эвакуации с липецких металлургов, оставшихся в городе, сняли бронь. Из 2 796 рабочих больше двух тысяч ушли на фронт. 600 новолипчан погибли, более трёхсот пропали без вести. 1941 J 12 октября на базе 5-ой учебной эскадрильи в Липецке был создан 591-й истребительный полк. 28 октября директор Новолипецкого завода Фёдор Сергеев издал приказ об эвакуации НЛМЗ. 27 ноября на территории Лукьяновского сельсовета задержали колхозника Ивана Фирсова. Его зверски избили и повесили. Труп провисел 12 декабря. 30 ноября фашисты захватили село Мягкое, а 1 декабря было оккупировано село Измалково.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz