Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 23 (346) 15 июня 2021 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О со О "О К =1 О "О п п 7\ Латынь из моды вышла ныне^ Июнь — пора ЕГЭ. Наши родители и бабушки с дедушками сдавали не по 3-4, а по 10-12 экзаменов в выпускном классе, но всё же у них было время на озорство. Они даже позволяли себе шутить над суровыми дидактическими нормами, особенно теми, которые, как, например, латынь, были наиболее трудными в постижении. Благодаря языковым экзерсисам школяров русский язык пополнялся яркими и образными выражениями. Вот, например, в бурсах и семинариях в XVIII-XIX веках оценки выставлялись не в привычных нам баллах: использовались латинские слова, которые обозначали «знает», «ошибается», «не вполне знает», «не знает». Учитель же чистописания мог оценить работу и более высокопарно: «currente calamo» — буквально переводится как «беглым пером» и обозначало «написано небрежно». И вот уже в бойкой ученической среде рождается созвучная фразема — «как курица лапой». Интересно, что в современных источниках чаще всего даётся ассоциативное соотношение этого выражения с курицей, хотя аллегорией неопрятности и неухоженности в русскоязычной культуре является другое животное. Ещё одним любопытным примером школярского языкотворчества является выражение, происхождение которого обычно объясняется «детским» языком: это словечки типа «каля-маля» или «каляка-маляка». Правда, непонятно, почему именно этот набор звуков самопроизвольно закрепился как характеристика нечёткого письма или рисунка? Ответ — в оценках преподавателей латыни: «calamum malum» («L» произносится мягко — [л']) — «перо плохое», следовательно, почерк, изображение нечёткие. Часто употребляемое слово «ляпсус» — из той же академической среды, ведь «lapsus» — «скользить, неуверенно шагать», а в переносном смысле «ошибка». Хотя, надо признать, что не только шуточные выражения появлялись на основе переосмысления латинских слов. Достаточно вспомнить книжное «Alma mater» — «университет», оплот знания и духовного роста — буквально обозначает «молочная / кормящая мать». Так, может, мы несколько неоправданно вывели из программы современного образования хотя бы знакомство с древними языками? Ведь, как оказывается, помимо множества прямых заимствований: от слова «радиус» до слова «мутация» — латынь привносила в русский язык и элемент «изысканного ёрничества», балагурства, то есть разнообразия форм и значений. ПРО ГЛУПОГО МЫШОНКА НЕГЛУПОМУ ЗРИТЕЛЮ В далёком 1923 году Самуил Маршак всего за одну ночь написал «Сказку про глупого мышонка» — семье срочно нужны для самых маленьких — они не умеют при были деньги на лечение сына. Произведение сразу полюбилось читателям и сейчас идёт во многих театрах. На липецкой премьере побывал и «Первый номер». мы должны понять, как будет выглядеть персонаж, определить его черты и пере дать наши соображения в цеха, где и будет — Мы работаем в необычном театре, — рассказывает режиссёр-постановщик премьерного спектакля Валентина Бабки на. — В этом сложность и прелесть работы рождаться кукла. Кукла же превращается в персонаж, по мнению Валентины, в процессе читок, когда с ней работает актёр. Именно тогда П онять, что дом — это не только че тыре стенки с потолком, научить ся ценить родительскую любовь и заботу. Вместе с Маршаком театр кукол в детском спектакле «Сказка про глупо го мышонка» ( о +) поднимает совсем не детские вопросы и на примере животных показывает человеческие пути их реше ния. творяться. Ребёнок не будет досиживать ни потому, что уходить некультурно, ни потому, что деньги уже «уплочены». Ему у куклы появляются свои собственные го не нужно скоротать время хоть где-то. По этому шёпот и крики из зала, сопережива ние и одинаковое количество зрителей до того, как в зале гаснет свет, и после того, как он загорается, ность за нашу работу. лос, повадки и характер. — Если вы обратите внимание на афи шу, то увидите, что Маму-мышь, Мышон ка, Свинку, Жабу, Утку, Курицу, Лошадь, всех этих персонажей воплощает один актёр. Это очень непросто, — отмечает Вален тина Бабкина. — Каждый должен быть лучшая благодар- Ёжа и Ежиху, Белку, Щуку, Сову Проверено на своих детях Работы же, по словам Валентины Баб киной, предостаточно. И начинается она задолго до создания кукол. — Сначала рождается идея, — делит ся режиссёр. — Как? Как правило, неожи данно. Мы ведь сами родители. У меня, например, двое детей. Для них подбираю произведения, на них же и обкатываю. Они не умеют притворяться В театре кукол оживление. Где-то за Слежу за реакцией, выясняю, что они для сценой переживают артисты: — как всегда перед премьерой. В фойе даже после вто рого звонка не прекращаются фотосессии гу ли я преподнести его вкусно. Дальше со сказочными героями. к делу подключается художник. Вместе себя почерпнули. Так шаг за шагом пони маю, стоит ли браться за материал и смо- БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 9 г. Л ипецк , ул . С туд ' ёновская , 124 а (3 этаж ) ЧС vk . com / rc _ flint TikTok нз 16 '^CEPlIUE^ 1 ..i/Av мм ПОЛЬЗОВАТЬСЯ _ _ «СЕРДЦЕ И КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ» Режиссёры: Дмитрий Губарев Жанр: комедия, приключения В ролях: Сергей Чирков, Сергей Белов VD 00 VD m 9 z о о Е ГО и Z го ф и о J го Z S )S к Z р 12 «ТИХОЕ МЕСТО-2» Режиссёр: Джон Красински Жанр: ужасы, фантастика, триллер В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Милли Симмондс «КРУЭЛЛА» Режиссёр: Крэйг Гиллеспи Жанр: комедия, криминал В ролях: Эмма Стоун, Эмма Томпсон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz