Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

22 ЛИПЕЦК: ОТ АЗЪ ДО ИЖИЦЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР №22 (345) 7 июня 2021 года Курзал. Здесь липецкий городской театр работал до 1968 года. 1932 г. j Новое здание театра в Липецке построили в рекордно короткие сроки — 27 месяцев. 1967 г. Константин Шиянов за строительство Н липецкого театра получил премию |^овета Министров СССР. 1970-е _ Главная стройка конца 60-х в Липецке, премия Совета Министров СССР — липецкий театр стал всесоюзной знаменитостью благодаря оригинальному проекту нового здания. «Первый номер продолжает рассказывать об истории главного театра региона, которому 5 июня исполнилось 100 лет. » П осле революции в Липецке было несколько самодея ­ тельных театров, которые ютились в разных местах города. В декабре 1920 года в подотделе искусства уездного отдела народного образования приняли решение создать единый городской театр. Бывший курзал Театр разместили в бывшем здании курзала курорта, приспособленном под театр, где он просуществовал до 1968 года. Сохранилась «Характеристика состояния сценическо ­ го хозяйства театра», составленная в 1964 году. Первое, что в ней говорится: это не театр, а приспособленное для театра здание. Отмечалось также, что в театре нет арьерсцены, где должен размещаться резерв театральных декораций, нет трюма, где находятся сценические механизмы, нет деко ­ рационно-мебельных складов достаточной вместимости. В театре в то время не было даже рампы. ЗДАНИЕ ДЛЯ ТЕАТРА 1 I "MV т ' 1 i JL- ih i'f А 1 ТР 1 СП 1 Р ^ А ^^ ЛЯ НОВО ЛЬ В стиле брутализма Новый театр на Театральной площади, которая тог ­ да называлась Красной, построили в 1968 году по проекту московского архитектора Марка Бубнова. Столичный ар ­ хитектор удачно расположил здание театра — на вершине холма. Пишут, что здание спроектировано в стиле советско ­ го брутализма. Хотя многие архитекторы говорят, что ар ­ хитектурный стиль липецкого драмтеатра лишь отдалённо напоминает брутализм, который, с точки зрения дилетан ­ та, представляет из себя нагромождение геометрических фигур, часто как бы висящих в воздухе. Бубнов за всю свою жизнь спроектировал три театра — в Липецке, в Абакане и в Кызыле. Те, что построили в Аба- лучшим культурным объектом в России. За это Шиянов по кане и Кызыле, внешне очень сильно напоминают липец ­ кий кинотеатр «Октябрь» на площади Петра Великого. У театров, построенных по проектам Бубнова, нет традици ­ онных крыш, поэтому в Кызыле несколько лет назад на са ­ мом верху здания соорудили конструкцию, символизирую ­ щую крышу буддийской пагоды. За театр в Кызыле Бубнова заслуженного строителя РФ Марка Марголиса, делегацию удостоили почётной грамоты Президиума Тувинской АССР. липецких рабочих отправили в Вильнюс, где уже была осво ­ ена каменно-гранитная штукатурка. Эту технику в Липецке впервые применили при строительстве театра. 6 ноября 1968 года новое здание театра приняло первых зрителей. На сцене шёл «Тихий Дон». Премия за проект В липецком драмтеатре хранится копия ходатайства, в котором актёры просят вышестоящее начальство при ­ судить Марку Бубнову Государственную премию. Государ ­ ственную премию дали. Но чуть позже проектирование и внедрение в строительство серии ки ­ нотеатров различной вместимости». Липецкий театр был первым большим культурным проектом Бубнова. До этого архитектор проектировал многоэтажки в Москве. После Липецка он сделал проекты Дома Советов во Владимире, кинотеатра и центральной площади в Тольятти, телебашни в Багдаде и посольства СССР в Париже. г:1' K's Лучший в России Строил театр Константин Шиянов. Когда строительство начиналось, он был прорабом, когда закончилось — глав ­ ным инженером «Жилстроя». Театр для того времени по ­ строили в рекордно короткие сроки — за 27 месяцев, вместо положенных по норме Госстроя 32. В 1968-м театр признали лучил премию Совета Министров СССР. Театр строили липецкие строители и московские ме ­ тростроевцы. Они помогали местным мастерам в работе с мрамором, выбранным для отделки пола и колонн. Шту ­ катурила здание специальная бригада. По воспоминаниям в 1974 году, «за Чёрные шторы С 1968 года здание сохранилось практически неиз менным, за исключением небольшого нововведения, по явившегося при главном режиссёре Владимире Пахомове. вечерней жизни города. А сейчас там темно. Чёрные шторы Внешне здание театра, если смотреть со стороны Театраль ­ ной площади, — это огромные, в два этажа, стеклянные ви ­ тражи, накрытые сверху плоской крышей, на которой стоит огромный куб. Из статьи Чернышова в газете «Ленинец» № 134 от 7 ноября 1968 года: «Первое, что поражает, — это размеры здания, изящность внутренней отделки, стенная роспись, где воедино слились простота, лаконизм, современность. Высоко в небо врезался купол сцены, но чувство лёгкости сглаживает эту девятиэтажную устремлённость. Гордость театра — сцена. Это большой технический комплекс, оснащённый самым современным оборудованием. По широкой мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь, как и на первом, основную площадь занимает фойе, два репетиционных зала, комнаты для художников, библиотека, музей театра, кинопроекторская и радиорубка». — Владимира Михайловича Пахомова в своё время сму ­ щало то, что люди, выходя в антракте в фойе, смотрят че ­ рез эти витражи на город и забывают, что было в первом отделении спектакля, а когда возвращаются в зал, якобы выпадают из процесса. Он даже хотел наглухо заложить кирпичом эти огромные окна. Все архитекторы возражали категорически, и Бубнов тоже был против, — рассказал по ­ чётный архитектор России Сергей Сошников. — Тогда что Пахомов сделал? Взял и закрыл эти окна плотными чёр ­ ными шторами. Светонепроницаемыми. На взгляд архи ­ текторов, здание от этого очень сильно потеряло. Окна, по замыслу Бубнова, должны были светиться, люди должны были в них двигаться, и это должно было создавать образ висят до сих пор. Текст: Виктор Унрау Фото: архив театра и ОКУ «ГАЛО»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz