Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

22 ЛИПЕЦК: ОТ АЗЪ ДО ИЖИЦЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР №20 (343) 24 мая 2021 года Герой Совестского Союза, Сергей Литаврин. 1940-е Михаила лётчиком-героем, ния работников сцены продуктами пита ­ ния. Городские власти по его настоянию разрешили театральным работникам разбить огороды в Нижнем парке прямо за театром. У ШТУРВАЛА СЦЕНЫ Актёр Липецкого театра сбил 19 немецких самолётов. Писатель, создававший для театра пьесы, первым в мире посадил самолёт на Северном полюсе. Лётчики сыграли большую роль в жизни театра имени Толстого. В честь 100-летнего юбилея «Первый номер» в краеведческой рубрике расскажет серию театральных историй. Начнём с 1940-х . Комедии «Вынужденная посадка» и «Семей ­ ное счастье» тоже по какой-то причи ­ не попали в список буржуазных. Ещё в 1945-м их нахваливал рецензент и кон ­ сультант воронежского отдела искусств, к которому относился липецкий театр, а уже в 1946-м театр вынужден был убрать их из репертуара. Постановление о репертуарной поли ­ тике имело для липецкого театра самые драматические последствия. Всё ослож ­ нялось ещё и тем, что в 1947-м его, как и все театры страны, сняли с государ ­ ственной дотации. Получилось, что го ­ сударство денег не давало, а сам театр зарабатывать не мог: кассовые спектакли были не в ладах с идеологией. — У нас есть письмо директора театра, — рассказывает руководитель литератур ­ ной части Любовь Колесникова, рый писал в вышестоящие инстанции, что ему не с чего платить людям зарпла ­ ту, и спрашивал, что делать. В конце кон ­ цов он вынужден был сократить сорок че ­ ловек. Вот через такие испытания театр прошёл после войны. Водопьянова кото- А ртисты, работавшие в Липецком театре во время Великой Отече ­ ственной войны, оставили руко ­ писные воспоминания, по которым мож ­ но представить их работу и жизнь в те годы. Пишут, что на фронтовые концер ­ ты их доставляли даже на дирижаблях. Михаил Водопьянов В 1942-м и 1943-м они показывали по 600 театральных представлений в год. Лётчик Герой Советского Союза лип- I чанин Михаил Водопьянов, который 1 в 1930-е не уступал в славе Валерию Чка- I" лову, писал книги, и в том числе пьесы. Их ставили в театрах всей страны, а в ре- Военная бедность По воспоминаниям актрисы липец кого театра 40-х годов Нины Петровны пертуаре липецкого театра они были на Ивановой, у артистов была во время вой ­ ны одна мысль: не умереть бы с голоду. Жили они очень бедно. Михаил Катуков, когда формировал в Липецке свой тан ­ ковый корпус, был в театре на спектакле «Коварство и любовь». Двадцатилетняя Иванова играла главную роль и так бед ­ но была одета, что будущий маршал, как пишут в своих воспоминаниях липецкие артисты, подарил ей фильдеперсовые ществил мечту героя своего произведе чулки — из хлопковой пряжи, похожей на шёлковую нить. Ведущая актриса театра Нина Петровна Иванова. 1940-е первом месте. Когда Водопьянов приле ­ тал в Липецк, он обязательно приходил в театр. В те дни, когда Водопьянов первым Сбитый автор в мире посадил самолёт на Северном по ­ люсе, в Липецке и в Москве ставили спек ­ такль по его автобиографической пьесе «Мечта пилота». С Северного полюса он прислал театралам радиограмму, что осу- минаниях он писал: «Там, где Водопья ­ нову что-то очень нравилось, он подни ­ мал вверх указательный палец». Сергей Литаврин Другим связав ­ шим свою судьбу с липецким театром, был Сергей Литаврин. Героя войны и теа ­ трала из него сделал Михаил Водопья ­ нов. Литаврин учился в липецкой школе № 5. Однажды на встречу со школьни ­ ками приехал Герой Советского Союза и депутат Верховного Совета от Липец ­ кой области Михаил Водопьянов. Он рас ­ сказывал школьникам о своих подвигах в небе и успехах на театральном попри ­ ще. У Литаврина после этой встречи по ­ явилось две мечты: летать и играть на сцене. Именно поэтому он стал курсан ­ том липецкого аэроклуба и записался в театральный кружок при липецком те ­ атре. В феврале 1939 года он устроился на службу в липецкий театр, где проработал чуть более полугода. После поступил в Бо ­ рисоглебскую авиашколу и во время войны прославился как сталинский ас и непревзой ­ дённый «охотник за бомбардировщиками». Позже председателю профкома Корса - КОву удалось решить проблему обеспече После войны режиссёры всех совет ­ ских театров увлеклись творчеством за ­ падных драматургов — ставили в основ ­ ном английские и американские пьесы и водевили. Но в 1946-м вышло жда ­ новское постановление о репертуарной Но для актёров липецкого театра он навсег ния. политике, которое потребовало ставить В Липецке Водопьянов присутствовал идеологически выверенные произведе ­ на репетициях. В это время художником ния, воспевающие коммунистические в театре работал Лифоров. В своих воспо да остался коллегой по сцене. ценности. Текст: Виктор Унрау Фото из архива театра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz