Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 24 мая 2021 года № 20 (343) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 Три в одном В спектакле Надежды Хавлиной герои не то что задвоены — такой приём ис ­ пользовали и в Академии Михалкова, они у неё затроены. 16-летную Катюшу играет нежная и пылкая Анна Волгина. Она же — бес- образной пощёчиной российскому обще- престанно плачущая совесть проститут ­ ки Екатерины Масловой в исполнении Жанны Фаустовой. Изображением всех буффонадой. «Не нравится? Но это же прав- женских пороков в буффонадных мизан- да», — как бы говорит зрителю режиссёр. сценах стала Залина Малиева. Триада И за это спасибо Надежде Хавлиной — спа- Неклюдова показана через игру Евгения сибо за гражданскую честность. Мы сейчас, Власова — Владимира Борисова — Макси ­ ма Заврина. Наша совесть и наша детская чистота всегда рядом с нами, так же как и наши пороки, как бы говорит этим Надежда Хавлина. Поистине сердце человеческое — поле битвы Бога и дьявола. Евгений Власов создал романтичный и светлый образ Мити Нехлюдова, который смотрит на жизнь широко открытыми гла ­ зами и верит в неё и в себя, что может сде ­ лать что-то невероятно важное. Совершен ­ но омертвевшим князь Нехлюдов предстаёт в исполнении Владимира Борисова. Это уже вия. Но это нужно было сделать. не человек, это просто общественная функ ­ ция. И становится страшно: что же такого произошло в жизни Нехлюдова, что он по ­ гас, так и не загоревшись? Жизнь, — отве ­ чает Толстой, — общество такое. Но человек и сам виноват, — спорит с классиком Хавли- на. — Я убрала всё социальное, — рассказала после премьеры «Первому номеру» Наде ­ жда Хавлина. — Толстой говорил, что ви ­ новных нет, общество виновато. Я с этим не согласна. Изначально Нехлюдов — хороший человек, но малодушный. В спектакле я хо ­ тела показать, как легко упасть. Нехлюдов сделал небольшой шажок к грехопадению: ну что тут такого, все так делают, и я так сделаю. Этот шаг легко сделать — именно об этом я хотела сказать. Текст: Наталья Горяйнова Фото: Павел Покидов К морали через цинизм Именно буффонадные сценки, кото ­ рые первоначально вызывают отторжение и чувство брезгливости своей натурали ­ стичностью, становятся ключом к поста ­ новке. В XX веке роман Толстого стал свое- ству. В XXI веке нас можно пронять только такой разухабистой и где-то даже похабной выражаясь современным языком, стали этакими френдли (friendly — дружелюбные. — Прим. ред.) — хотим всем нравиться и не хотим ни с кем ссориться, поэтому подлеца никогда не назовём подлецом, а негодяя — негодяем. Хотя уже давно пора перестать быть толерантными, то есть нечувствитель ­ ными, согласно дословному переводу, к под ­ лости, низости и пошлости. — Когда морально страшные вещи по ­ казаны в гротесковом виде, когда цинично рассказано — это действует, — считает На ­ дежда Хавлина. — Мы ходили по грани лез- На идею режиссёра в полной мере срабо ­ тала и сценография спектакля. Технически она очень простая. Помост, который стано ­ вится то тюрьмой, то залом заседания суда. Мобильное ограждение, которое сейчас ис ­ пользуют для проведения концертов, — то место для подсудимых, то тюремная решёт ­ ка, то вагон для каторжников. И с каким-то сатанинским наслаждением эти огражде ­ ния двигает по сцене Надзиратель — ма ­ ленький царёк в мире, где нет ни Бога, ни любви, ни долга. В исполнении Эмина Ма ­ медова эта роль становится инфернальной, он, действительно, притягательно страшен. И звуковое решение сцен добавляет только дьявольщины в его роль. В таком мире мы хотим жить? На этот вопрос уже предстоит ответить зрителю. Выше любви только долг Находкой режиссёра в этом спектакле стала Анжелика Фаустова — выпускница ЛОКИ, до этого не засветившаяся в крупных театральных проектах. Её дебютная роль на большой сцене — поистине звёздная. Жаль, что пока Анжелика не в труппе. Она сыграла изломанного жизнью чело ­ века, отчаявшегося. Даже её спина, походка, руки показывали на сцене эту сломленность в противовес той «плавной» Катюше, кото ­ рую исполняет Анна Волгина. Сначала испуганная в зале суда, потом разбитная и вульгарная, когда поняла, что её осудили, и наконец в финале — слабая и одновременно очень сильная женщина, перестрадавшая и простившая. Морально меняется героиня Фаустовой, и актриса ме ­ няется физически, даже голос становится другим: из угловатой пропащей бабёнки с сиплой речью она становится подвижни ­ цей с успокаивающим и властным голосом. Такие женщины на баррикады водят — не ­ даром же и у Толстого, и у Хавлиной она ста ­ новится женой революционера. И, наверное, никто бы так не смог сы ­ грать духовную смерть человека, как сыграл её Владимир Борисов. Первоначально перед нами человек в футляре. Вернее даже, уже футляр без человека. Но стыд за свой по ­ ступок способен воскресить даже мертвеца. Мы видим, как меняется герой Борисова — первоначально пустые глаза наполняются болью. Именно глазами он играет своего Нехлюдова: от равнодушия через ужас и от ­ чаяние к животворящей боли. Конечно, его Нехлюдов уже не любит Екатерину Маслову. Пожалел, а показалось на мгновение — любовь. Но выше любви — долг, он способен стать стержнем, на ко ­ тором удержится человеческое в человеке и станет его воскресением. Для XXI века — это своеобразное нравственное открытие. Так что «Воскресение» полезно и посмо ­ треть, и перечитать. У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ Анжелика Фаустова, исполнительница роли Екатерины Масловой — В работе над образом мне очень помогла говорящая фамилия моей героини. Катюша Маслова в юности — это свежие сливки, «кровь с молоком». Катерина в зрелости — масляная от перехода из рук в руки. У неё жирный взгляд от напускной истомы. В то же время она по сути своей человек чувственный, страстный, ей присущи такие качества, как щедрость, незлобивость, доверчивость, сострадание, жертвенность, способность на поступок. Одной из важнейших тем, стоящих передо мной в работе над ролью, стала тема о выборе человека идти по пути наименьшего сопротивления или же дорогой усилия воли. Безусловно, трусливое бегство Нехлюдова, тяжёлая беременность и роды наносят Катюше сокрушительный удар. Эти события становятся решающими в её судьбе. Несмотря на то что у неё есть возможность добывать себе хлеб честным, хоть и нелёгким трудом, переосмыслить первый серьёзный жизненный опыт и стать сильнее и мудрее, она избирает другую дорогу. Однако другой важной мыслью для меня стало то, что на грани самой последней черты у человека всё равно есть шанс на Воскресение, и зачастую он приходит откуда не ждёшь. Если бы не это несправедливое обвинение в убийстве и краже, то не произошла бы их встреча с Нехлюдовым спустя столько лет, не запустился бы этот сложнейший судьбоносный процесс её внутреннего возрождения. Посему, многие трудности в нашей жизни кроют за собой необходимые повороты в нашем сознании. ИСПОВЕДЬ ТОЛСТОГО Владимир Борисов, исполнитель роли князя Нехлюдова — «Воскресение» — последнее крупное произведение Толстого, к которому я отношусь как к исповеди. Лев Николаевич говорит о страстях, грехах и покаяниях — и в первую очередь, о своих. Персонаж спектакля очень сильно отличается от персонажа романа. Это выбор режиссёра. Как мне показалось, Надежда Хавлина хотела показать духовное возрождение, воскресение и Катерины Масловой, и Дмитрия Нехлюдова. Герои романа, по трактовке автора, люди «опустившиеся»: обрюзгшие духовно, чёрствые. В спектакле была задача сохранить во внешнем внутреннее. Так появились «двойники» из юности — поэтическое воплощение образов главных героев. Я благодарен режиссёру и партнёрам за правду, искренность, наше совпадение. * VD СО S СО 'У л ’ Sv 12 + sa л, «ФОРСАЖ-9» Режиссёр: Джастин Лин Жанр: криминал, приключения, экшн В ролях: Вин Дизель, Джон Сина, Тайриз Гибсон, Лудакрис Z о ■е- Ф о Е ГО Z го ф и о т го >s к Z т о z :li:. 18 + № УО со s со «АССАСИН: БИТВА МИРОВ» Режиссёр: Лу Ян Жанр: фэнтези, боевик В ролях: Лэй Цзяинь, Ян Ми, Дун Цзыцзянь, Юй Хэвэй, Го Цзинфэй Z о ■е- ф о с го Z го ф и о т го >s к Z т о z «СПИРИТИЧЕСКИЙ СЕАНС» Режиссёр: Саймон Баррет Жанр: ужасы, детектив В ролях: Сьюки Уотерхаус, Мэдисен Бити, Инанна Саркис УО со S со Z о ■е- ф о с го Z го ф и о т го >s к Z т о z «ХИЩНИКИ Режиссёр: М. Дж. Бассетт Жанр: боевик, триллер В ролях: Ребекка Ромейн, Джерри О ’ Коннелл

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz