Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 20 (343) 24 мая 2021 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О со О "О =1 о I "О п п 7\ 24 мая отмечается День славянской культуры и письменности. Значимость появления славянской азбуки переоценить трудно: в IX веке азбука позволила заявить о самостоятельности славянства как национально-культурной общности, определить во многом границы католического и православного вероучений, обозначить возможности развития образования и науки на славянских языках. Славянская письменность с момента создания использовалась многими народами: в Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, на территории нынешних Украины, Белоруссии, России. Это зримо обозначало культурное единство славянства. В XX веке историко-политические особенности взаимодействия стран привели к тому, что славянская азбука — кириллица — стала основой для письменности более чем 100 языков, например монгольского, чеченского, ингушского, казахского. Отдавая дань величию праздника и пытаясь соответствовать формату современной коммуникации, предлагаем вспомнить некоторые значимые факты в популярной форме вопросов и ответов. Почему 24 мая? 11 мая (по старому стилю) 863 года в городе Плиске, бывшем в то время столицей Болгарии, Константин (в 869 году в схиме он примет имя Кирилл) и Мефодий огласили создание славянского алфавита, что было закреплено в церковных документах. Почему славянская азбука названа в честь одного из братьев? По относительно устоявшейся версии, Первоучителями была изобретена азбука, названная глаголицей (от славянского «глагол» — «слово». Ее графический облик был своеобразным, например: ф — «аз»; 4f — «веди»; т? — «мыслете»^ Азбука, облик которой сегодня всем знаком, появилась позже, была изобретена учениками Кирилла и Мефодия (наиболее распространённая версия — Климентом Охридским) и названа в честь Кирилла, который имел среди соратников авторитет именно учёного, тогда как старший брат — Мефодий — был архиепископом Моравии, то есть религиозным руководителем, духовным наставником группы учёных монахов, работавших над распространением славянской азбуки в Моравии, Паннонии, Болгарии. Связано ли появление письменности в Киевской Руси с деятельностью Кирилла и Мефодия? На Руси письменность появилась в период Крещения в 988 году, через столетие после изобретения азбуки. С момента появления и до настоящего времени славянский алфавит остаётся не только средством фиксации информации, но и культурным символом, опорой Slavia Orthodoxa (название литературной общности православных южных и восточных славян. — Прим. ред). МОРАЛЬ ДЛЯ АМОРАЛЬНОГО ВЕКА Найти почву под ногами — так коротко можно охарактеризовать премьерный спектакль «Воскресение» (16+) в театре драмы1 имени Толстого. В столетие театра обращение к классику символично: театр имени Толстого ставит последнее произведение Толстого. С другой стороны1, это попы1тка современного русского человека найти хоть какую-то тропку, выводящую из болота нравственного нигилизма. П ьеса «Воскресение» по роману Толстого — премьера во многих смыслах этого слова. Впервые в Липецке поставили именно это произведение Льва Никола ­ евича. Впервые «Воскресение» ставит женщина-режиссёр. Впервые автор инсценировки и художник-постановщик преподаватель колледжа искусств имени Игумнова (ЛОКИ) Надежда Хавлина ставит на большой сцене. Исполнитель ­ ницы главной роли Катюши Масловой выпускница кол ­ леджа Анжелика Фаустова и студентка Анна Волгина тоже дебютантки. му, состояние тюрем и содержание в них арестованных. Это была жёсткая критика. Недаром же Ленин за роман «Воскресение» назвал графа Толстого «зеркалом русской революции». Но спустя 120 лет актуально зазвучала именно морализа ­ торская сторона — за что когда-то автора сильно критикова ­ ли. Современные драматурги берут за основу историю Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. И вот история любви, пре ­ дательства и искупления буквально в последние два-три года ставится в Тульском академическом театре, Воронежском ТЮЗе и Академии кинематографического и театрального ис ­ кусства Михалкова в Москве. Толстой сумел соединить «реа ­ лизм и Евангелие» — так объясняет феномен «Воскресения» литературный критик Павел Басинский. Соединить реализм и Евангелие «Воскресение» в литературной критике считается худ ­ шим романом Толстого. Это действительно очень морали ­ заторское произведение. И с художественной точки зрения оно проигрывает и «Войне и миру», и «Анне Карениной». В 1899 году главным достоинством романа, он вышел в журнале «Нева», журналисты называли его документаль ­ ность. Толстой честно описал российскую судебную систе- История из жизни По сюжету, князь Нехлюдов, выступая присяжным в суде, узнаёт в подсудимой девушку, которую соблазнил много лет назад и оставил беременной. Из господского дома Катюшу Маслову выгнали. Свой новый дом сирота нашла в публич ­ ном доме. Потом Катюшу обвинили в убийстве, которого она не совершала. Нехлюдов решает искупить свою вину и спасти девушку, женившись на ней. Сейчас эта история кажется невероятной — из серии «жен ­ ский роман». На самом деле Толстой опирался на факты, рас ­ сказанные ему адвокатом Анатолием Кони. Один из высоко ­ поставленных чиновников узнал в подсудимой проститутке соблазнённую им гувернантку по имени Розалия Они. Потря ­ сённый судьбой девушки, он решил на ней жениться. Но Роза ­ лия умерла в тюрьме. Толстой в «Воскресении» доводит сю ­ жет до логического морализаторского конца — Нехлюдов едет на каторгу за Катюшей Масловой, где та отказывается выйти за него замуж. 9 ж БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 г. Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) vk . com / rc _ flint 0 нз 6+ «СПИРИТ НЕПОКОРНЫЙ» Режиссёры: Илэйн Боган, Эннио Торресан Жанр: мультфильм, приключения 1S СО m 00 о ■е- <и 5 о с го I го <и о =; го т го I <и )S к I т о «ТИХОЕ МЕСТО-2» Режиссёр: Джон Красински Жанр: ужасы, фантастика, триллер В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Милли Симмондс «КРОЛИК ПИТЕР-2» Режиссёр: Уилл Глак Жанр: комедия, семейный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz