Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 24 мая 2021 года № 20 (343) НАНОТЕХНОЛОГИЧНО 17 I S н I СПРАВКА : V. I : mmi i Цифровое бессмертие — это гипотетическая концепция технологии, позволяющей сохранять и передавать личность человека на более долговечных носителях информации, то есть компьютерах, и в будущем предоставлять виртуальной копии возможность общаться с людьми. Иллюзия бессмертия уже тестируется в Швеции. Её назвали цифровым похоронным бюро, которое работает примерно так же, как и предыдущая технология. Программисты создают чат-бота, анализирующего соцсети человека. Затем близкие смогут поговорить с ним, причём не только в сообщениях, но и голосом, который будет таким же, как у покойного. Мультимиллионер, российский бизнесмен Дмитрий Ицков в 2011 году основал фонд «Инициатива 2045» — организацию, работающую с сетью учёных для разработки «кибернетического бессмертия». Учёные, исследования которых финансируются из фонда Ицкова, хотят сделать возможной жизнь бессмертного голографического аватара в ближайшие три десятилетия. Идея заключается в загрузке человеческого разума (сознания) в компьютер с сохранением личности и воспоминаний. ■ 1 11 rd !=■ Т Ili ■ U ! ВЕСЬ Я НЕ УМРУ I Человеческое тело быстро изнашивается. Как продлить его молодость? Над этим человечество билось тысячелетиями. В XXI веке люди задумались, можно ли перенести своё сознание в более совершенный бессмертный сосуд, обеспечив себе таким образом вечную жизнь. Ч еловек может быть бессмертным. В цифре. Концеп ­ ция цифрового бессмертия особенно активно обсуж ­ дается в последнее десятилетие. Она может быть истолкована как продолжение активного или пассивного цифрового присутствия после смерти. ОТ гОлОсОвОгО пОмОщНика дО рОбОТа Обыватели часто воспринимают понятие «искусствен ­ ный интеллект» как некоторого робота или мыслящую машину, персонажа научной фантастики. В современном маркетинге же искусственным интеллектом называется любая достаточно сложная программа или алгоритм, часто основанные на принципах машинного обучения. Однако сложность и разнообразие задач искусственного интеллекта гораздо шире. В последнее время произошли значительные изменения в этой области, такие как улуч ­ шенный перевод текста в речь, высококачественные авата ­ ры, то есть роботы, воплощающие телесное представление человека. Существует мнение, что человеческие копии могут вызывать ощущение жути своим внешним видом, зву ­ ком и особенно поведением, например эмоциональными реакциями. Виртуальные помощники Siri и Alexa предо ­ ставляют голосовые и разговорные интерфейсы для ра ­ боты с информацией и начинают выполнять некоторые действия, которые равны (или даже превосходят) челове ­ ческие возможности. ВирТуальНый кОНсульТаНТ Одним из основных толчков развития этого направ ления стала разработка концепции виртуальных людей. НОвый челОвек из цифрОвОгО мусОра Ещё Алан Тьюринг в своей знаменитой работе «Игра в имитацию» задал вопрос: «Могут ли машины думать?» Его прогноз заключался в том, что предложенный им тест будет пройден примерно к 2000 году, но этого не произошло. j Если машина может играть в шахматы лучше, чем са ­ мый гениальный человеческий игрок, делает ли это её разумной? Американский учёный Джон Серг утверждает, что нет, что разумными являются лишь программисты, которые запрограммировали машину на реализацию своих у генерального директора, о котором рассказывали выше, идей. Однако чем это отличается от человека-наставника, который учит играть в шахматы? Скажем ли мы, что на ­ ставник умён, а ученик просто следует правилам, которым его научили? Представьте себе генерального директора успешной компании, который создаёт свой цифровой аватар. Когда ди ­ ректора не станет, аватар сможет служить неким виртуаль ­ ным консультантом. Какой-нибудь будущий руководитель конкретного человека. Не существует программного обе компании, решающий, стоит ли принимать предложение о покупке, cможет достать свой мобильный телефон, от ­ крыть окно чата и задать вопрос покойному генеральному директору Цифровой аватар, созданный платформой искус- СоТНИ ЛИЧНОСТей В ОДНОЙ ственного интеллекта, которая анализирует личные дан ­ ные и переписку, cможет определить, что у генерального директора были плохие отношения с руководителями ком ­ пании-продавца, и рекомендовать отказаться от сделки. Исследователи медиалаборатории Массачусетско ­ го технологического института создали приложение, позволяющее построить вашу цифровую личность, которая сможет взаимодействовать с людьми от ва ­ шего имени после вашей смерти. Хотя большинство пожилых людей ещё не накопили достаточно цифрового мусора для создания работающего искусственного интеллекта, исследователи полагают, что в ближайшие несколько десятилетий, когда мы продол ­ жим создавать свои цифровые следы, миллениалы, ро ­ дившиеся в начале XXI века, накопят достаточно данных, чтобы сделать это возможным. Даже пока мы говорим, цифровые останки мёртвых накапливаются. Ежегодно уходят из жизни около 1,7 млн пользователей Facebook. Некоторые онлайн-аккаунты умерших удаляются, а дру ­ гие остаются в вечном молчании. Имея достаточно дан ­ ных о том, как вы общаетесь и взаимодействуете с дру ­ гими людьми, алгоритмы машинного обучения могут приблизительно определить вашу уникальную личность или, по крайней мере, какую-то её часть. «Я» в цифре А как будет выглядеть цифровой «вы»? И как вы хотите, чтобы он выглядел? Это может быть текстовый чат-бот, как или звуковой голос, как у Siri, или отредактированное ви ­ део, или трёхмерный анимированный персонаж в среде вирт'уальной реальности. Он также может быть встроен в человекоподобного робота. Мы ещё не дошли до этого. Достаточно сложно создать программных агентов, способных вести естественный разговор, не говоря уже о том, чтобы передать личность спечения, которое могло бы взаимодействовать, общаться и принимать решения так, как это делаете вы. Большинство чат-ботов просто предлагают ответы на основе содержания разговора, но наше общение меняется в зависимости от того, с кем мы разговариваем, где мы на ­ ходимся и какое сейчас время суток. Например, банк может предлагать различные сообщения через своё мобильное приложение в зависимости от истории ваших покупок, ка ­ лендарного графика, а также от того, идёте ли вы пешком или едете на поезде. Главная сложность при попытке создать цифровые версии умерших заключается в том, что люди очень сложны. Мы очень разные, когда разговариваем с раз ­ ными людьми. По сути, мы — это сотни личностей одновременно. Например, вы можете посоветоваться с семьёй и друзьями, чтобы выяснить, какая информа ­ ция слишком деликатная, чтобы ею делиться. Может ли любая машина сделать то же самое? Послать цифру Но цифровой аватар может пригодиться. Например, искусственный интеллект поможет превратить ваш профессиональный опыт из разрозненных письменных записей в представление знаний, с которым могут взаи ­ модействовать люди. Знаменитости, политики и другие общественные деятели могли бы передать часть своего публичного взаимодействия цифровым версиям самих себя. И зачем посещать деловую встречу, если можно по ­ слать своего аватара? Текст: к. т. н., доцент ЛГТУ Антон Сысоев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz