Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

18 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №02 (325) 18 января 2021 года П ерформанс в Историко-культурном музее. Липецкая певица Татьяна Ка- чурина, выступающая под псевдони ­ мом Матаня, презентовала клип на песню «Виноград». О фольклоре в современном звучании, альтер эго и любви к кокошни ­ кам — в интервью «Первому номеру». в школе. Но я не смогла выйти на сце ­ ну, потому что стало стыдно от того, что я делаю. Начала разбираться и поня ­ ла, существуют две культуры: подлин ­ ная, исконная, которая несёт энергетику, и выдуманная, искусственная, как нк чем ­ пионате по футболу русские болельщ ^ ики сидели в кокошниках, — это бутафорская. Тема любви Тогда открыла для себя мир фолькло- — Татьяна, как создавались песня ра. Начала изучать историю костюма, и клип «Виноград»? — слушать музыку, которую напевала моя — Это песня о несостоявшейся любви прабабушка. Ездила в деревню, где об ­ наружила самобытный репертуар. И это было то самое искреннее, что мне нужно. Я перестала стыдиться. С достоинством и гордостью начала делать своё дело. и нравственном выборе женщины. Ви ­ ноград как запретный плод, искушение. В видеоряде рассказали историю служан ­ ки в барском доме. Она влюблена в барина, он в неё. Но у неё есть муж, и живёт она по домострою. Действие происходит в конце XIX века. Сняли клип за три дня. Команда была очень большая. Например, были за ­ действованы актёры, выпускники колледжа искусств имени Игумнова. Сценарий писа ­ ли вдвоём с режиссёром Светой, мы вместе учимся в ГИТИСе. — Почему именно в формате перформанса решили провести презентацию? — Съёмки клипа проходили в усадь ­ бе Болховитинова. После чего музей сам любезно предложил провести здесь ме ­ роприятие. Мне хотелось не просто петь в микрофон, а создать некое действо. Фор ­ мат перформанса, во-первых, новый для Липецка, во-вторых, это уничтожение чет ­ вёртой стены, когда нет понятия «сцена». Зрительный зал со всех сторон окружён ак ­ тёрами. Звук, свет тебя обволакивают, и ты на все 100% погружаешься в музыку и мир Матани. Очень кстати камерность музея: по ­ лучается некая интимность в действии. Сам перформанс построен на сочетании литера ­ туры: начиная со «Слова о полку Игореве» и заканчивая книгами XX века. Мы попы ­ тались найти точки соприкосновения моих песен с поэтическими произведениями и попробовали раскрыть тему любви. — И что для вас фольклор? — Фольклор содержит мощную силу. Когда слушаешь подлинную народную му ­ зыку, именно глубинную, корневую, отно ­ сящуюся к славянской культуре, пробирают мурашки. Ты можешь не понять слова, но на уровне подсознания, генетического кода, чувствуешь энергетику, и в тебе что-то от ­ зывается. К сожалению, современная музы ­ ка ориентирована на запад, это не в нашей крови. Моё альтер эго — И тогда появилась Матаня? — Да, мне было 17 лет. Я окончила школу и поступала в ГИТИС. Решила за ­ писать свой первый альбом. Его нужно было как-то назвать, чтобы определить, кто же я. Вспомнила о таком жанре, как сказка. Обратилась к сказочным героям, славянской мифологии. Захотела взять на себя миссию рассказчика народной культуры. Затем пришла к слову «мата- ня» — выматывающая душу. Так обра ­ щались к возлюбленному человеку. Мне понравились значение с моим именем: Таня и созвучность Матаня. — И кто же такая Матаня? — Это моё альтер эго. Некая провока ­ ция. Вызов тем, кто не готов знакомиться с народной культурой. Занимаюсь такой экспериментальной эклектикой: симби ­ озом народного и современного начал. Считаю, для полного раскрытия и пони ­ мания моей музыки очень важно визу ­ альное восприятие, поэтому сделала сти ­ лизацию и акцент на том, что все знают, с чем ассоциируется русская народная бП одлинная и утафорская культуры — Когда начали заниматься творчеством? — Пою с детства. Родители привели в вокальную студию при ансамбле «Каза ­ ки России». Там училась шесть лет. Затем решила, что нужно петь сольно. Поступила в детскую школу искусств имени Игумнова. культура: кокошник и сарафан. Моя зада- Постепенно начала выезжать на всероссий ­ ские, международные конкурсы. Слушала, как поют другие люди. Поняла, в принци ­ пе, мы все похожи. Захотелось найти ка ­ кую-то самобытность в том, что мы дела ­ ем. Однажды меня попросили выступить ча — своим внешним видом создать пред ­ мет искусства и вызвать реакцию у зрите ­ лей. Я разделяю себя в жизни и на сцене. Матаня — всегда позитивная, энергичная, в действии, такаяогневушка-поскакушка. Она ни хорошая, ни плохая. Становлюсь О В , ( М ИР МАТАН Матаней, как только надеваю кокошник — сразу появляется другая энергетика. интересно создавать новый Я называю его этнический (витч-хаус риментальной музыки. — Прим. ред. ). Может, когда-нибудь он станет новым жанром. Например, у меня есть несколь ­ ко песен с современным электронным звучанием, что-то на грани кибер-панка продукт. витч-хаус жанр электронной и экспе- — Сами делаете кокошники? — Да. У меня нет задачи сделать первоз ­ данный головной убор. Скорее наоборот: кокошник — современный аксессуар. Дома уже накопилась приличная коллекция. Периодически вечерами придумываю себе с глубокими этническими нотами. кокошники. Сама вырезаю, клею. Первые были из картона. Есть с глиняными симво ­ лами. Есть из перьев. Есть как ободок с жем ­ чужной паутинкой. Кокошник для меня — ещё один способ самовыразиться. — Кто-то помогает вам быть Матаней? — Во-первых, родители. Они два стол- художник, Двигайся дальше — Вы учитесь в мастерской Надежды Бабкиной. Вы с ней как-то взаимодействуете, она даёт оценку вашему творчеству? — Она мне интересна как очень энерге ­ тически заряженный человек, который мо ­ жет одновременно управлять 50-ю людьми. Моё творчество поддерживает. Как-то сказа ­ ла: «Слушала пару раз в машине. Молодец! Двигайся дальше!» па, стоящих за мной. Мама помогает в создании образов. Папа даёт финансовые возможности. Они меня всег ­ да и во всём поддерживают. Во-вторых, моё окружение, друзья, которые были со мной — Творческие планы уже есть? рядом. Сейчас появляются новые люди, которые помогают с развитием творчества. Многое мне дало пребывание в Москве, где я познакомилась с нужными людьми. — Планирую в следующем году выпу ­ стить альбом, который будет связан одной тематикой — сказка. В нём затрону ми ­ фологических, былинных существ. Будут предания, сказания, плачи. Хочется снять новый клип. Перейти на формат камерных выступлений: взаимодействовать с людьми, дарить живую энергетику. Развиваться как педагог: я преподаю вокал, у меня учатся Новый жанр — Как создаёте композиции? — Народная музыка — недооценён ­ ный пласт, с которым мало кто работает, ребята со всей страны — хочу увидеть их поэтому остаётся большое простран ­ ство для фантазии. Занимаюсь совре ­ менным звучанием, при этом сохраняя красоту и подлинность напева. Мне успехи. А ещё сыграть в спектакле. Текст: Виктория Толчеева Фото: из архива героя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz