Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

22 ЛИПЕЦК: ОТ АЗЪ ДО ИЖИЦЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 16 (339) 26 апреля 2021 года Ё ЛИПЕЦК НА«йт ь » С в Липецке ограничивалось купеческими особняками XIX века, зданиями областной администрации, гости ­ ницы на Соборной горе и, конечно, небольшим райо ­ ном, примыкавшим к проспекту Мира, с огромными по липецким меркам домами, построенными в стиле амая важная и самодовольная буква русского алфавита — «я». Чтобы она стала ещё и послед ­ ней, пришлось подвинуться сразу двум литерам. Сначала в прошлое ушла похожая на галочку «ижица», которую в прежние времена нередко прописывали роз ­ гами на спинах нерадивых учеников. За ней в небытие упрощённого сталинского ампира. отправилась и странная «фита», представлявшая из себя «о», перечеркнутое горизонтальной полосой. О че ­ ловеке, фамилия которого начинается с последней бук ­ вы, но личность и дела которого имели первостепенное значение для нашего города, расскажет финальная стра ­ ница липецкого алфавита. и застраивать его многоэтажками. Под возведение но ­ вого Липецка ещё с 1961 года начали создавать крупные строительные мощности. Например, на заводе «Строй- деталь № 1» запустили производство стенных плит для крупнопанельного домостроения. В 1966 году появился завод «ЖБИ № 7», который выпускал 140 тысяч кв. м Как говорил сам Яхонтов, главной его задачей было «превратить Липецк из захолустного, грязного и полу ­ деревенского населённого пункта в чистый, благоустро ­ енный и культурный областной центр». Это не значит, что такая мысль никому до Яхонто ­ ва не приходила в голову. Просто его предшественники планировали развивать город в другом месте — в райо- Яхонтов не Жёлтых Песков, поэтому у них не было никакой не- Николай Григорьевич Яхонтов с 1967 по 1979 год был обходимости сносить частный сектор на Правом берегу председателем горисполкома, а согласно сегодняшней «табели о рангах» мэром Липецка. Все сходятся в од ­ ном: именно при нём Липецк обрёл современный вид, если, конечно, вычесть из него новейшие микрорайоны и «небоскрёбы», возведённые за последние 10 лет. Прав ­ да, это не совсем так. Современный вид Липецк приоб ­ рёл во второй половине 8о-х годов прошлого века при железобетонных конструкций в год. Но в конце 1966-го Валерии Ивановиче Бородине. Яхонтов же был первым, кто начал превращать наш город из типичного про ­ мышленного с халупами и бараками в стандартный об ­ ластной центр. На снимке, сделанном в 1966 году с колокольни Хри- сторождественского собора в направлении городской администрации, можно насчитать всего шесть или во ­ семь пятиэтажек. Остальное пространство на Правом берегу занимали двухэтажные кирпичные дома, побе ­ лённые извёсткой, вперемежку с деревенскими изба ­ ми, часто бревенчатыми. Всё архитектурно прекрасное председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин отменил план строительства нового города. А на следу ­ ющий год, как раз когда Яхонтов возглавил гориспол ­ ком, все подготовленные силы и ресурсы бросили на ре ­ конструкцию Правого берега. Если брать только строительство жилья, то за 12 лет ру ­ ководства Яхонтова его в Липецке построили 2,5 млн кв. м. Для сравнения можно сказать, что сегодняшний строи ­ тельный комплекс города, который в разы мощнее, чем в 6о-х, способен за те же 12 лет создать 4,2 млн кв. м жилья. Но заслуга Яхонтова не в том, что он построил мно ­ го хрущёвок. Если сегодня обязательными атрибута ­ ми города и городской жизни являются супермаркеты и ночные клубы, то в 6о-е этот набор состоял из театра, зоопарка, ЦУМа, который ассоциировался со столичным ГУМом, фонтанов, музеев и памятников. Чаще всего Яхонтова упоминают в связи с зоопарком. Сначала это был живой уголок при Нижнем парке, для которого ку ­ пили медведей, горных козлов, оленей и косуль. Было там несколько волков, шакалов и павлины с фазанами. Сам же зоопарк как отдельное развлекательно-познава ­ тельное учреждение появился в 1973 году. На втором месте среди упоминаний, связанных с ле ­ гендарным председателем горисполкома, стоят музей Плеханова и памятник народовольцам в Нижнем парке. Так вот, Яхонтов выполнил культурную программу городского строительства. При нём открылись драмати ­ ческий театр на Театральной площади, ЦУМ на Зегеля, первые фонтаны, музеи и памятники. Но, может быть, важнее всего то, что именно при Яхонтове в Липецке на автобусных и трамвайных остановках появились кры ­ тые павильоны для пассажиров. После отставки имя Яхонтова, как это водится, на ­ долго было забыто. Из забвения с подачи директора Ли ­ пецкого зоопарка Александра Осипова его вернул Миха ­ ил Гулевский. Но это уже совсем другая история. Л1 ш =1 О I ­ m и: Л! ti ♦i ! М- f-j Hl |1Л1 в А ж fl ’ Я- Bi BJ Я люблю жизнь, люблю человека Напористая походка борца за установление советской власти в крае, шагающего с площади Революции; одухотворённый взгляд «солнца русской поэзии», словно читающего ещё не написанные строки в небе над улицей Пушкина; фигуры Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова, ценой собственных жизней спасших жителей Липецка. Образы, рождённые талантом Юрия Гришко, давно стали визитными карточками нашего города. Будущий скульптор родился 1 мая 1935 года в Мурманске. После смерти отца мать увезла маленького Юру к своим родителям под Саратов. В пятом классе мальчик увлёкся рисованием, а в седьмом поступил в художественное училище, где ему предложили заниматься скульптурой. Затем была служба в армии, куда однажды и пришло судьбоносное письмо: течёт мутными ручейками по лицу. Я с таким наслаждением «Юрка, приезжай в Липецк». В ещё никому не известный городишко Гришко зазывал друг, скульптор Владимир Шанин. В результате в 1958 году в столице только что образованной Липецкой области высадился саратовский культурный десант: четыре скульптора, график и несколько живописцев. Уже в 1961 году на Всесоюзной выставке в Москве работа Гришко «Проба чугуна» получила премию ЦК ВЛКСМ. Её приобрел музей имени Пушкина. Около 30 лет народный художник возглавлял творческую группу, работавшую на НЛМК. У него был пропуск, позволявший в любое время прийти в любой цех. — Я приезжал на комбинат, брал мужикам поесть и просил их не ходить на обед в столовую. Ну, 15 минут у них на еду, а потом минут 40 у меня есть. Они из цеха в свою каптёрку приходят такие красавцы — с пылу с жару. В полуобгоревших робах. Пот вспоминал Юрий Гришко, 'к*' ■ Текст: Виктор Унрау Фото: ОКУ «ГАЛО» лепил. Стараешься свои ощущения в портрете передать, в фигуре. Работы Юрия Дмитриевича установлены в городах и райцентрах области. Для Липецка лично и в соавторстве он создал памятники Валентину Скороходову в Быхановом саду, детям, погибшим в годы ВОВ, в Верхнем парке, «Алёшу» и барельефы на площади Героев и другие. Итогом творческой биографии народного художника стали более 400 работ, вошедших в том числе в собрания Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. Народный художник РФ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член-корреспондент Российской академии художеств, почётный гражданин Липецка ушёл из жизни 8 декабря 2018 года. Мастер до последнего дня был полон творческих планов и замыслов, объясняя это просто: — Я люблю работать, мне за всю жизнь не надоело, я не потерял интерес к своему предмету.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz